Понедельник, 29.04.2024
Вятская Переправа
Меню сайта
Категории раздела
Анонсы [74]
Православные новости Уржума [900]
Православные новости России [256]
Православные новости Мира [24]
Новости сайта [15]
Новости Вятской Епархии [1049]
Мировые новости [8]
Общая [62]
Эта категория присваивается материалу, который по своему содержанию не подходит не под одну из имеющихся.
Наш опрос
Как Вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 336
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Декабрь » 23 » Ориентир для развития - Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (22 декабря 2010 г.)
10:33
Ориентир для развития - Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (22 декабря 2010 г.)

 Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (22 декабря 2010 г.)

Часть доклада полностью на сайте

Юридические вопросы

Считаю необходимым информировать вас о юридических аспектах нашего церковного бытия, а также об изменениях в российском законодательстве, которые в ближайшее время будут иметь большое значение для жизни всей Церкви.



Перерегистрация уставов московских приходов, Патриарших подворий и ставропигиальных монастырей

В августе 2010 года начался процесс перерегистрации уставов приходов и Патриарших подворий в целях приведения их в соответствие с новой редакцией типового устава, утвержденной Священным Синодом на его заседании 10 октября 2009 года (журнал № 85).

По состоянию на текущий месяц перерегистрировано 30 приходов и 32 Патриарших подворья, на перерегистрации в Министерстве юстиции находятся документы 45 приходов и 21 Патриаршего подворья.

Согласно новой редакции приходского устава, полномочия председателя приходского совета переходят к настоятелю, за исключением тех случаев, когда указом Патриарха на должность председателя приходского совета назначается иное лицо. В связи с этим отцам настоятелям необходимо детально изучить содержание нового приходского устава и озаботиться повышением уровня своей правовой грамотности.

В этих целях мною дано благословение на проведение по московским благочиниям регулярных юридических консультаций и семинаров. Организация этой работы возложена на руководителя Юридической службы Московской Патриархии. Консультации и семинары проводят юристы Московской Патриархии, Финансово-хозяйственного управления и Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. За каждым благочинием закреплено по два юриста. График юридических консультаций и семинаров доведен благочинными до сведения каждого прихода и Патриаршего подворья. О результатах юридической работы на приходах и подворьях будет отдельно доложено мне лично.

Однако наша работа по устранению юридических противоречий между устаревшими положениями уставных документов Русской Православной Церкви и нормами действующего российского законодательства на этом не завершается.

Юридической службой Московской Патриархии во взаимодействии с Комиссией по делам ставропигиальных монастырей разработан проект новой редакции типового устава ставропигиального монастыря. Этот документ представлен на рассмотрение и утверждение Священного Синода. Пока же скажу, что новый устав уточняет структуру и компетенцию органов управления монастыря. Полномочия руководителя возложены на наместников и настоятелей монастырей. В уставе в качестве совещательного органа при наместнике (настоятельнице) указан Духовный собор монастыря.

Особо следует отметить, что новая редакция монастырского устава, равно как и новые уставы приходов и Патриарших подворий, предусматривает обязательное предварительное согласование с Патриархом всех сделок с недвижимостью и земельными участками, принадлежащими религиозной организации на праве собственности или пользования.



О проблемах правового обеспечения деятельности монастырских приютов

В Московскую Патриархию поступают обращения настоятельниц женских монастырей по вопросу уточнения статуса детских приютов, функционирующих при их обителях. Ведь большинство таких приютов не зарегистрировано в качестве самостоятельных юридических лиц.

Вследствие этого органы опеки и попечительства предлагают либо оформлять насельниц таких монастырей в качестве опекунов или приемных родителей детей, поступающих в приюты, либо регистрировать сами эти приюты как самостоятельные юридические лица.

При этом органы опеки и попечительства ссылаются на позицию Министерства образования и науки Российской Федерации, выраженную в его письме № 06-364 от 31.08.2010, согласно которому религиозные организации не имеют права непосредственно выполнять функции содержания и надзора в отношении указанных категорий детей.

Однако такая позиция Министерства не соответствует действующему законодательству, которое предусматривает возможность помещения детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, в некоммерческие организации любых организационно-правовых форм, в том числе и в религиозные организации.

В связи с этим монастыри должны отстаивать принадлежащее им по закону право иметь в своей структуре детские приюты без регистрации их в качестве юридического лица.

Вместе с тем, при наличии в подобных приютах большого числа воспитанниц целесообразно регистрировать такие структуры в качестве самостоятельных юридических лиц, с закреплением всех полномочий по управлению приютами за руководителями монастырей.

За помощью в переговорах с органами опеки следует обращаться в Юридическую службу Московской Патриархии либо в Отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

Оформление детей под опеку насельниц допускается лишь в качестве временной меры.

Создание в монастырях приемных семей не благословляется.



Изменения в законодательстве

С 18 апреля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

Согласно его положениям, религиозные организации могут быть включены в государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций.

Решение о включении в реестр принимают уполномоченные государственные органы и местные администрации.

Согласно принятому закону, социально ориентированные организации имеют право на получение государственной поддержки в приоритетном порядке. Со стороны государственных органов и местных администраций им может быть оказана финансовая, имущественная поддержка за счет бюджетных средств, а также предоставлены льготы по уплате налогов и сборов.

Кроме того, благотворителям, оказывающим поддержку социально ориентированным организациям, также предоставляются дополнительные налоговые льготы.

При этом важно иметь в виду, что в ближайшее время будут приняты подзаконные акты, определяющие порядок ведения реестров социально ориентированных организаций, а также порядок предоставления бюджетных ассигнований в целях их финансовой поддержки.

С принятием данных подзаконных актов уполномоченные подразделения Московской Патриархии разработают и доведут до сведения религиозных организаций конкретные рекомендации по применению означенного закона.

С 1 января 2011 года вступит в силу Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Первоначальная редакция проекта этого закона содержала ряд норм, ухудшавших положение религиозных организаций в сфере использования памятников истории и культуры. В частности, речь шла об особо ценных объектах национального культурного наследия и объектах, включенных в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО, как уже переданных, так и подлежащих передаче в безвозмездное пользование религиозных организаций.

Проектом закона предусматривалось обязательное сохранение упомянутых культурных объектов в оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений — прежде всего, музеев.

В процессе непростых переговоров с ответственными структурами Русская Православная Церковь добилась кардинального изменения данной нормы.

Согласно принятому закону, в случае передачи объектов культурного наследия религиозного назначения, включая памятники истории и культуры из списка ЮНЕСКО, в безвозмездное пользование религиозных организаций право оперативного управления государственных музеев в отношении соответствующих объектов подлежит прекращению.

Таким образом, со вступлением в силу данного закона прекратится практика передачи храмов и иных памятников религиозного назначения в совместное пользование религиозных организаций и государственных музеев. Данные объекты будут передаваться исключительно в безвозмездное пользование религиозных организаций.

Это добрая новость, однако, еще более значимым шагом на пути обеспечения имущественных прав Церкви призван стать новый федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Этот документ разрабатывался на протяжении долгих шести лет. Разумеется, к работе над ним были привлечены, в том числе и представители нашей Церкви. Нелегко было гармонизировать интересы всех вовлеченных в обсуждение сторон, достигнуть компромисса, равно устраивающего как Церковь, так и немалое число министерств и ведомств, имеющих отношение к передаче церковного имущества, а также к финансовому сопровождению этого процесса. Сверх того, нам пришлось встретиться с активным противодействием со стороны отдельных представителей музейного сообщества идее восстановления исторической справедливости по отношению к Русской Церкви. Однако возникшие препятствия были с помощью Божией преодолены, и Государственная Дума приняла долгожданный закон в третьем и окончательном чтении, после чего он был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом. Я поблагодарил за это Дмитрия Анатольевича Медведева при личной встрече с ним, состоявшейся 30 ноября 2010 года.

Главным его содержанием является определение единого порядка передачи верующим имущества религиозного назначения из федеральной, региональной и муниципальной собственности. Но в период, предшествующий принятию этого закона, был урегулирован только и исключительно порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность (либо в безвозмездное пользование) религиозным организациям.

Именно по этой причине в Москве, в частности, передача церковного имущества из городской собственности в собственность религиозных организаций не осуществлялась. Соответственно, не передавались в собственность верующих и земельные участки, на которых расположены объекты религиозного назначения. С принятием данного федерального закона ситуация в сфере передачи церковной недвижимости претерпит существенные изменения. Ибо после получения в собственность зданий религиозного назначения религиозные организации смогут безвозмездно получить в собственность и земельные участки, на которых данные здания расположены.

Важно отметить, что новый закон относит к имуществу религиозного назначения, подлежащему передаче, не только культовые объекты, но также здания духовных и воскресных школ, а также строения, возведенные для обустройства монашеского жития или для организации паломничеств. Замечу, что это относится как к жилым, так и к нежилым помещениям.

Наряду со зданиями культового назначения подлежат передаче объекты, не имеющие непосредственно религиозного назначения, но образующие с такими зданиями единый культовый комплекс.

Наконец, в собственность религиозных организаций могут быть переданы и объекты, которые ко дню вступления в силу закона были перепрофилированы для использования в религиозных целях в качестве храмов и часовен (например, здания бывших кинотеатров, аптек и им подобные, переоборудованные для совершения богослужений).

Следует отметить, что закон предусматривает передачу памятников истории и культуры федерального значения в собственность централизованных религиозных организаций. Непосредственная передача таких объектов в собственность приходов, монастырей и подворий не допускается.

Вместе с тем епархии, получив в собственность памятники федерального значения, будут передавать их в безвозмездное пользование соответствующих канонических подразделений.

Закон предусматривает заявительный порядок передачи имущества религиозного назначения. Перечень документов о передаче имущества, которые потребуются для предоставления в государственные органы, будет определен постановлением Правительства Российской Федерации. Проект этого постановления разрабатывается с участием церковных специалистов. Срок рассмотрения поданных документов будет составлять один месяц. В течение этого периода принимается решение либо о передаче имущества, либо об отказе в такой передаче.

Новый закон устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в передаче имущества религиозного назначения. Ранее действовавшие нормативные акты подобных оснований не предусматривали, и в связи с этим религиозные организации часто сталкивались со случаями немотивированных и произвольных отказов в ответ на свои ходатайства.

Для сложных случаев, связанных с возвращением имущества, закрепленного за государственными учреждениями, ведомствами и предприятиями, предусмотрено включение соответствующих объектов в специальный план передачи. Им будет определяться срок передачи объекта из федеральной, региональной или муниципальной собственности (но не более шести лет с момента поступления заявления религиозной организации), а также перечень и последовательность конкретных мероприятий по высвобождению объекта, объемы и порядок необходимого финансирования. Планы передачи объектов религиозного назначения будут согласовываться и координироваться с соответствующими епархиями.

Религиозные организации призваны использовать получаемое ими имущество для осуществления тех видов деятельности, которые предусмотрены их уставами. Ранее действовавшее законодательство устанавливало требование об использовании полученных объектов строго в соответствии с их функциональным назначением. Теперь данное требование из закона исключено.

Что же касается музейных ценностей, имеющих религиозное назначение, то их передача религиозным организациям будет по-прежнему осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 за № 490.

Принятый и вскоре вступающий в силу закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», является плодом многолетних и многосторонних переговоров, напряженного поиска оптимальных решений и баланса интересов, порой непростых процедур выработки компромисса. Достаточно сказать, что в Комитет Государственной Думы по делам общественных и религиозных объединений поступили многие десятки самых разнообразных поправок к горячо обсуждавшемуся тексту, и отнюдь не все из них учитывали озабоченности и потребности нашей Церкви.

Ныне мы с удовлетворением наблюдаем восстановление долгожданной исторической справедливости в отношении церковного достояния, которое созидалось на протяжении всей российской истории многими поколениями наших православных предков, но впоследствии было насильственно отнято и попрано богоборческой властью.



Практические вопросы пастырского служения

Пастырское служение — это благословение, труд и долг нашей с вами жизни, ибо все мы призваны Самим Богом совершать его. «Священство поставлено как бы в середине между естеством Божеским и человеческим, чтобы Одному служить, а в другом производить перемену к лучшему», — говорит преподобный Исидор Пелусиот.

Мы переходим к тому разделу моего доклада, который следует рассматривать как наиважнейший. Он посвящен пастырскому служению и организации приходской жизни. Эта часть будет в значительной степени состоять из тем, вопросов и предложений, почерпнутых мною из докладов Преосвященных викариев и благочинных.



Богослужебная практика

Не единожды на собраниях московского духовенства говорилось о том, что храмы Божии должны быть открыты для людей на протяжении всего дня и что в этих храмах надлежит присутствовать дежурным священникам. Однако до сих пор в некоторых случаях это установление игнорируется настоятелями, которые, по-видимому, таким образом, настаивают в этом вопросе на собственном отдельном мнении, расходящемся с предписанием Священноначалия.

Например, мне известно о глубокой духовной неудовлетворенности людей, приходящих помянуть своих сродников на Преображенское кладбище. Храм здесь в течение дня постоянно на замке, и максимум, что оказывается доступно верующим, — это перекреститься на его купола да на темные окна через железную решетку ограды.

К сожалению, есть храмы, где за богослужением вместо красивого и сильного церковного распева ежедневно можно слышать с риском для своих ушей незатейливую «качалочку» в исполнении жиденького нестройного старческого хора. Если эти приходы не сделают должных выводов, то в следующий раз настоятели этих храмов будут названы поименно к их вящему укору.

К великому сожалению клириков и мирян, не чуждых представлений о нашей традиционной церковной эстетике, сегодня не в каждом храме найдешь красоту, стройность и благолепие богослужения.

Молодые священники, диаконы и псаломщики порой почему-то воспринимают как совершенно не относящиеся к ним древние уставные указания вычитывать богослужебные последования «со всяким вниманием, не борзяся, но со страхом Божиим, яко самому Богу беседующе невидимо», глаголать «косно», «не гугниво»...

Но бывают вещи и похуже, особенно заметные, когда вычитывается 17 Кафизма Псалтири на Парастасе или произносятся Коленопреклоненные молитвы Пятидесятницы. В эти моменты иногда создается впечатление, что клирик, читающий эти богослужебные тексты «в слух народа», видит их едва ли не впервые, — либо подолгу зависая над незнакомым церковнославянским словом, либо нещадно перевирая его. Это, разумеется, свидетельство недостаточной общей культуры человека, но также и один из знаков, заставляющих усомниться в его полной профпригодности. Кроме того, я усматриваю здесь глубокое неуважение к сослужителям и пастве. А ведь всего-то и нужно было последовать примеру опытных псаломщиков, дающих себе труд перед всенощным бдением прочесть один раз глазами предстоящий канон утрени.

С наступлением времени чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского особо чувствительные к уставной церковной красоте прихожане нередко покидают близлежащие храмы и отправляются через всю Москву в те церкви, где клирики знают толк в хорошем чтении. А их косноязычным и едва слышным собратьям неплохо было бы вспоминать иногда о том, что посланцы святого равноапостольного князя Владимира совершили судьбоносный выбор в пользу принятия Православной веры, руководствуясь, прежде всего, эстетическими мотивами. Но кого сегодня привлечет к Православию нечленораздельное бубнение себе под нос? А ведь внятное, звучное, красивое и удобопостигаемое чтение церковнославянских текстов во многом снимает вопрос о понимании прихожанами богослужебных текстов.

Вот еще одно из замечаний в отношении богослужебной практики, поступившее из Успенского благочиния. «Некоторые священнослужители, основываясь на собственной строгости к Святому Причащению, маленьких детей, если они не были на Литургии от начала и до конца, не причащают». Это недопустимо. К детям, отрокам, матерям с малолетними детьми, старикам надо относиться с пастырским снисхождением.

Еще один комментарий, который нахожу справедливым: «Форменная одежда прислуживающих в храме свещниц, уборщиц, ответственных за порядок, принимающих записки и работающих в церковной лавке должна быть единообразной и опрятной. Часто люди высказывают замечания в адрес работниц храма, тогда как они на самом деле таковыми не являются, а отсутствие единой униформы делает невозможным отличить прислуживающих по благословению от самочинных «активисток».

Также следует обратить серьезное внимание на повышение духовно-церковной грамотности труждающихся в храмах, особенно за свечным ящиком и в церковных лавках, организовать для них курсы обучения, священнослужителям проводить беседы с ними».

Поддерживаю и следующее суждение: «Не отвергать желающих причаститься Святых Таин на Пасху. Предупредить о необходимости говеть раньше, Великим постом, а в ночь Святой Пасхи, получив общее разрешение, вкусить Тела и Крови Христовых».

Благочинный Троицкого церковного округа поднимает такие вопросы, которые имеют отношение не только к его благочинию, но и касаются всех остальных: «Еще одна из проблем — это отсутствие катехизации у крещаемых взрослых, а также родителей и крестных крещаемых младенцев. Очень часто это происходит от их собственного нежелания проходить катехизаторские беседы. В итоге они ищут для крещения другие храмы, где допускают к Таинству Крещения, минуя какую-либо катехизацию, и, к большому сожалению, находят такие приходы и таких священнослужителей, которые совершают Таинство, не требуя каких либо усилий со стороны крещаемых. Люди, принявшие христианство таким образом, впоследствии очень быстро из него уходят навсегда.

На это также влияет безответственное, халатное отношение священнослужителей к последующей катехизации и воцерковлению новокрещеного, когда священник не оказывает должного внимания его первой исповеди. Это вырабатывает у нового члена Церкви легкомысленное отношение к вере».

Я уже высказывался на эту тему и продолжаю считать, что прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять святое Крещение, откликались на него незамедлительно. Сегодня важно пояснять приходящему к Таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви, надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения.

Здесь же хотел бы зачитать комментарий, пришедший из Сретенского благочиния: «В настоящее время бланки свидетельств о Крещении и о Венчании печатаются многочисленными православными издателями, и часто содержание разделов в этих бланках не совпадает, а ведь речь идет о церковном документе.

К тому же в свидетельстве о Крещении часто отсутствует дата празднования дня Ангела, а также и то новое имя, которое получают в Крещении те, кому при рождении было дано неправославное имя. И когда по прошествии какого-то времени приходят причащать ребенка, то случается, что не знают его святого имени, называя у Чаши неправославное имя. Поэтому представляется необходимым, чтобы бланки свидетельств о Крещении и Венчании были разработаны и унифицированы по содержанию, как это было когда-то с метрическими книгами». Богослужебной комиссии необходимо разработать унифицированный стандарт бланка о Крещении и о Венчании.

Что касается финансово-хозяйственной деятельности приходов, то с удовлетворением информирую вас о том, что в большинстве московских храмов, проверенных по линии их финансово-хозяйственной деятельности, в этой сфере все соответствует действующему законодательству: ведется учет денежных средств, остатки кассы соответствуют остаткам по кассовым книгам, вовремя перечисляются подоходный и единый социальный налоги, остатки товара на складе соответствуют инвентаризационной книге. Заработная плата сотрудникам начисляется своевременно, ревизионные комиссии приходов регулярно снимают тарелочно-кружечный сбор, ежегодно проводят инвентаризацию имущества, о чем имеются соответствующие акты.

В храмах, где вскрывались ошибки и обнаруживались недостатки, проводилась разъяснительная работа, после чего организовывалась повторная проверка. Это неизменно встречало понимание администрации приходов, подворий и монастырей, которые оказывали проверяющим всемерное содействие.



Приходская жизнь

Помимо богослужебной деятельности очень важна правильная организация жизни приходской общины. Хорошо на эту тему высказался и.о. благочинного Всехсвятского благочиния: «Храм, в который верующий человек регулярно ходит, люди, совместно с которыми он постоянно молится, батюшка, у которого он всегда исповедуется, — это важная (если не самая важная) часть его жизни. С семьи начинается род человека, а с церковного прихода, в сущности, начинается народ. Общность людей, которые вместе молятся в храме, — фундамент, делающий народ народом, это главное условие нашего единения и согласия.

В приходе есть три категории людей: люди, которые там работают, это костяк храма; люди, которые посещают храм регулярно, но работают «в миру», стараясь в меру сил помогать храму; и люди, которые заходят в храм впервые или изредка.

Важно, чтобы каждый прихожанин мог принять посильное участие в жизни храма, в том числе своим трудом. Важно, чтобы он всегда находил в храме помощь и поддержку. Важно, чтобы он чувствовал себя членом малой общины и, значит, всей Церкви Божией.

Важно, чтобы приход прирастал за счет однажды пришедших и оставшихся в храме людей. «Старые» прихожане должны относиться к новым с терпением и любовью, прощать им по братолюбию незнание церковных устоев.

Важно, чтобы в храме человек ощущал то, что он не всегда может ощутить за пределами храма, — что он среди близких по духу людей, среди своих, что его здесь не обидят, не унизят, не оттолкнут».

Итак, справедливо отмечено, что в храме мы встречаемся с тремя категориями людей.

Работающие в храме должны чувствовать себя востребованными приходом и реализующими в полной мере свои способности. В их числе должны быть люди, способные стать инициаторами важных приходских дел. И.о. благочинного храмов Всехсвятского округа пишет, что трудно найти приходских активистов: «…самое важное — найти и обучить лидеров, способных стать бродильным ферментом в среде неравнодушных прихожан. Проблема в том, что достаточно трудно найти в церковной среде молодого активного человека, у которого был бы талант вести за собой людей и который при этом имел бы достаточно свободного времени, чтобы нести это послушание в храме».

Это справедливое замечание, которое косвенно указывает на особую роль священника. В случае, если среди мирян трудно найти потенциальных лидеров, сам священник должен в первую голову вести за собой прихожан, быть для них бродильным ферментом и заботливо взращивать из их среды помощников для своих трудов. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «когда научишься всему, что Господь заповедал, ты приобретешь многих подражателей». К тому же призваны и диаконы, многие из которых планируют стать священниками. Им важно учиться этому навыку вести за собой людей к добрым делам.

Надо активнее вовлекать в приходскую жизнь православные семьи. Предлагайте им соучаствовать в делах прихода: сделать сайт, оформить стенд, провести мастер-класс, починить что-то. Помните, что ваша просьба об участии в жизни храма тоже является формой проявления внимания к человеку.

Мне понравилось предложение, высказанное в докладной из Москворецкого церковного округа: «В течение учебного года дети приходят в Воскресную школу. Летний же период — время детских, молодежных лагерей. Но эти лагеря мало, а зачастую ничего не дают для укрепления семьи. В связи с этим хотелось бы предложить для распространения новый тип организации отдыха — «Православный семейный лагерь», где дети и родители находятся вместе, ведь именно это укрепляет семью и улучшает семейный климат. Такой лагерь на протяжении нескольких лет устраивает протоиерей Игорь Смертин, клирик Подмосковного храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулове, причем с каждым годом число желающих записаться в Православный семейный лагерь увеличивается».

Что касается так называемых захожан, то их также можно пытаться вовлекать в приходскую жизнь просьбой как-то помочь общине храма. Важно быть к ним чуткими, внимательными, снисходительными. Недавно архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн сказал, что доброжелательность к людям — это миссионерская ответственность любого христианина. Об этом надо чаще напоминать нашим прихожанам и работающим за свечным ящиком. Проявления этой доброжелательности могут быть самыми разными. Вот, например, предложение Сретенского благочиния: «Часто бывает, что в храм в течение дня приходят люди, которым необходимо освятить иконку или крестик, или помолиться о какой-то конкретной ситуации. Если у священника есть возможность по времени, то желательно совершить эту требу сразу же, поскольку, кроме самого действия освящения, она будет носить и катехизический характер. Ведь в таком личном общении человек научается опыту частной молитвы, который пригодится ему в домашнем утреннем и вечернем обращении к Богу».

По справедливому мнению Преосвященного Пантелеимона, епископа Орехово-Зуевского, основным миссионерским полем прихода должен стать храм, через который проходит большое количество невоцерковленных, а нередко и неверующих людей. Считаю, чтобы постепенно наравне с педагогом, социальным работником, молодежным лидером, в приходах должны появиться добровольные или даже профессиональные миссионеры. В их обязанности входило бы дежурство в храмах, как во время богослужений, так и вне. Эти труженики могли бы отвечать на вопросы посетителей, проводить во внебогослужебное время экскурсии по храму, устанавливать с ними знакомство, содействовать последующему воцерковлению зашедших в храм людей.

Благочинный Троицкого округа пишет: «Некоторые клирики … формально относятся к своей миссионерской роли». «По этой причине, — продолжает отец благочинный, — наблюдается такое явление, когда дети, заканчивая учебу в Воскресной школе, уходят из Церкви навсегда, считая завершенным свое пребывание в ней».

Еще раз повторюсь: священство, в особенности молодое священство, должно намного более требовательно относиться к себе и более ответственно — к своему служению. Это касается, в том числе, и усилий по повышению своего образовательного уровня.

В ходе предыдущих Епархиальных собраний духовенство не раз предупреждалось о том, что каждый клирик Москвы должен иметь законченное богословское образование, как минимум семинарское.

Священнослужители, не испытывающие потребности в духовном росте и в получении законченного духовного образования, не будут выдвигаться на получение иерархических наград, для них закрывается возможность получить должность настоятеля. Более того, они предупреждаются, что в случае дальнейшего уклонения от получения образования будут переводиться на должности псаломщиков.

Отдельно хотелось бы сказать несколько слов о церковной эстетике. У нас есть все технические и производственные возможности обустраивать наши храмы, используя ресурс уникального Художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Напоминаю настоятелям о необходимости приобретать в приоритетном порядке софринские изделия и свечи для продажи в церковных лавках.

Что касается строительства, то, подводя итоги истекшего года, необходимо отметить, что, к сожалению, многие работы по возведению храмов, часовен, колоколен, по благоукрашению и оформлению интерьеров, осуществлению настенной росписи устройству иконостасов проводятся без оценки экспертов Епархиальной искусствоведческой комиссии и правящего архиерея, каковым является Патриарх.

Решения Епархиальной искусствоведческой комиссии должны носить не рекомендательный, а директивный характер, а потому важно, чтобы в обсуждении проектов участвовали их авторы, настоятели, члены приходского совета.

Работа Искусствоведческой комиссии в ее нынешнем формате почти всегда ограничена только рассмотрением эскизов, крайне редки случаи, когда настоятели посещают Комиссию в процессе и по завершении работы для получения профессионального совета или оценки.

Осмотр места проведения работ на объекте и контроль за их исполнением должны стать неотъемлемой частью служебных обязанностей членов Комиссии или созданных из ее членов выездных рабочих групп. Соответствующие протоколы после подписания их председателем Комиссии должны представляться в канцелярию Патриарха на его благословение, а в случаях грубых нарушений проектов и технологии — на рассмотрение Епархиального совета для принятия необходимых мер.

Планируемое возведение в Москве храмов «шаговой доступности» также должно быть поставлено под должный контроль Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете столицы.

Внебогослужебная приходская деятельность складывается из работы на приходе и из взаимодействия с внешним миром. Это, прежде всего, социальное, молодежное и катехизаторское служение. Активная работа по этим направлениям началась не так давно, отсюда — симптомы болезни роста. В присланных отчетах благочинных именно на эту тему больше всего размышлений, высказанных тревог и опасений.

Показательны рассуждения благочинного Троицкого округа. Касаясь задач, поставленных перед столичным клиром на Епархиальном собрании 23 декабря 2009 года в сфере организации на приходах социального, молодежного и катехизаторского служений, констатируются возникшие в связи с этим проблемы: «В ходе осуществления данных задач оказалось, что приходы, настоятели и духовенство не способны эффективно выполнять их. Наблюдается следующее явление: приход, активно занимающийся социальным служением, оказывается в дефиците времени, материальных и кадровых ресурсов для выполнения других — молодежного и катехизаторского — служений».

На это хотел бы ответить так: не следует формально подходить к исполнению указаний Патриарха и к решениям священноначалия.

Получается у вашего прихода молодежное служение удачно — сосредоточивайте свои усилия на нем, и тогда через него реализуется ваш вклад в социальное и миссионерское дело. Получается у вас хорошо тюремное служение, продолжайте его. Но это не значит, что, занимаясь одним каким-то делом, не следует задумываться об организации другого. Если ресурсы есть, следует разрабатывать и новые направления деятельности.

Возвращаюсь к размышлениям отца благочинного: «Таким образом, видится определенная неготовность духовенства и помогающих ему выполнять эти масштабные задачи». Но правильно было бы сформулировать это утверждение так: «Видится определенная неготовность духовенства и помогающих ему выполнять эти масштабные задачи одновременно». Знаете, как трогается с места железнодорожный состав? Локомотив сдвигает с места и подтягивает за собой по одному вагону, а не весь состав сразу. Сразу весь состав даже самый мощный локомотив сдвинуть с места не может. Сразу все служения не каждый приход осилит. Но наступила пора, когда всем московским приходам без исключения необходимо трогаться с места.

По словам того же отца благочинного, «на должности ответственных за молодежное, катехизаторское и тюремное служение привлечены самые способные и подготовленные священнослужители… Но на протяжении 2010 года наблюдается кризис выполнения ими своих обязанностей по следующим причинам: отсутствие опыта, отсутствие харизматических способностей, а нередко и отсутствие желания…».

Мы находимся в самом начале пути: не хватает знаний, опыта, а иногда и желания. Но всем нам следует осознать, что иного пути нет. Церковь не может остаться в стороне от того, что происходит сегодня с нашим обществом, особенно с молодежью. Декабрьские события показали, что отступать некуда. Свободная Церковь в свободной стране, особенно когда это Церковь большинства, несет ответственность за происходящее и перед Богом, и перед людьми. Вот почему в этом году я еще более настойчиво повторяю требование о скорейшей организации катехизаторской и особенно молодежной работы в московских приходах.

Вполне здравым видится также суждение одного из отцов-благочинных о том, что следует принимать во внимание «месторасположение храма. Поскольку есть храмы, которые находятся в неудобном месте и в силу этого их приходы относительно невелики, что усложняет процессы, связанные с расширением приходской деятельности... В некоторых храмах нет возможности взять в штат оплачиваемых сотрудников и выделять средства на проведение различных приходских мероприятий».

Разумеется, от того, где находится храм: в деловом ли центре столицы, где офисы, гостиницы и рестораны стремител

Категория: Православные новости России | Просмотров: 629 | Добавил: священник_Андрей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Block title
Календарь
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024