Понедельник, 29.04.2024
Вятская Переправа
Меню сайта
Категории раздела
Анонсы [74]
Православные новости Уржума [900]
Православные новости России [256]
Православные новости Мира [24]
Новости сайта [15]
Новости Вятской Епархии [1049]
Мировые новости [8]
Общая [62]
Эта категория присваивается материалу, который по своему содержанию не подходит не под одну из имеющихся.
Наш опрос
Как Вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 336
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Декабрь » 10 » 14 декабря - день памяти писателя В.А. Никифорова-Волгина
08:27
14 декабря - день памяти писателя В.А. Никифорова-Волгина
Уже несколько лет на Вятке проводится День памяти В.А. Никифорова-Волгина, который отмечается в день гибели писателя – 14 декабря. Организаторами этого мероприятия являются Вятская епархия, Вятская православная гимназия и местное православное издательство «Буквица», которое переиздает произведения писателя и оформляет их детскими рисунками - работами гимназистов. В день памяти проходят детский литературный праздник и награждение победителей литературного конкурса среди школьников. Предлагаю и вам познакомиться с этим талантливым, но пока недостаточно известным православным писателем.


ВО ИМЯ ЖИЗНИ
Василий Акимович Никифоров-Волгин
Биографический очерк
Совсем недавно имя этого писателя было мало кому известно в России. О нем просто не знали. И вот в печати стали появляться замечательные произведения Василия Никифорова-Волгина – трогательные, согретые жаром православной души, проникнутые тихим светом и лиризмом. К сожалению, о жизни самого писателя накоплено немного сведений, недоступными остаются и подробности его мученической кончины.

Свое детство Василий Акимович провел на берегу Волги, в селе Маркуши, что под Калязином. Родился он в 1901 г., когда Россия еще жила старым укладом, а по селам и деревням и вовсе держались Православия, говорили природным языком, не засоренным чуждыми заимствованиями. Благоухающие травы, таинственные леса, блистающие воды Волги, колокольные звоны, благоговейная тишина молящихся в храме, радость и ликование праздничных дней – все это припомнит впоследствии литератор, усаживаясь за письменный стол. Вспомнится и бедность, часто посещавшая семью, – Аким Никифоров, его отец, всю жизнь пробавлялся сапожным ремеслом, как и дед, и прадед. Но к грамоте тянулся отрок, к святым глаголам Писания, в душе его рождались слова и образы, самые необходимые для русского прозаика.

Еще в раннем возрасте расстался Василий Никифоров с родным селом: зачем-то отца потянуло в далекую Эстонию, в край, казалось бы, неведомый для волжского крестьянина. Но вот и далекая сторонка, чужбина, старинный город Нарва с его крепостями и замками, с неизбывной бедностью в окраинных трущобах. Скрашивали грустную действительность школа, книги да дружба с посадскими мальчишками. Природа вокруг почти такая же, как в родном Поволжье. А главное, людей православных в Нарве оказалось много. И храмы есть, и все так же течет быт по-православному. Даже говорок родной услышишь: половина коренных жителей – русские. А в революцию и вовсе сбежались сюда гонимые, кто откуда, и все больше из внутренних губерний российских.

После начальной школы нужда не позволила Василию поступить в гимназию. Трудился и в поле, и сидя на "липках" – на сапожной скамейке, продергивая дратву, на приработках у богатеев. В свободные часы не выпускал из рук книгу – приходилось до всего доходить самостоятельно. Любил читать русскую классику, не чуждаясь и современных творений писателей и поэтов. Обладая высоким голосом и отчетливым произношением, решил юноша стать псаломщиком. И стал им при Спасо-Преображенском монастыре, самом большом в Нарве. Вот уж где набраться научения и премудрости Божией! Живет душа церковным годом, возрастает от праздника к празднику.

Воспитанный в православной среде и наученный от книг, Василий Акимович решил попробовать и сам писать о том, что близко знал. В какую редакцию отослать рукопись – действовал наугад. Первая публикация молодого литератора состоялась в таллинской газете "Последние известия" от 10 сентября 1921 г. Окрыленный успехом, пускай и небольшим, Василий Никифоров упорно ищет свою литературную тропинку. Он создает на местном материале целую серию заметок, зарисовок, очерков, коротких рассказов и все это отдает в городскую газету "Нарвский листок". Густо печатает "Листок" начинающего писателя – что ни номер, то его проникновенная вещица.

С годами название газеты менялось, менялся и ее постоянный автор Василий Никифоров – день ото дня получалась плотнее художественная ткань его словес, тоньше оттачивался стиль, колоритнее проступала образность, а главное, он овладевает нужной тональностью повествования – совсем ненавязчивой, совершенно естественной. Потому как запечатлеваются подлинные переживания. Писатель прочно входит в литературную жизнь Нарвы, но по-прежнему ютится в трущобах и по-прежнему бьется в тисках нужды. Печатают его охотно и много не только в Нарве, но и в Таллине, и в Риге, и даже начали замечать в Париже. Теперь уже Василий Акимович уверенно подписывается "Никифоров-Волгин", соединив фамилию с псевдонимом, который он постоянно ставил под своими статьями и зарисовками. Как бывалый литератор, он создает в Нарве литературный кружок "Святогор", в нем молодые писатели изучают технику художественной прозы и занимаются культурным развитием. В 1935 г. парижский журнал "Иллюстрированная Россия" присудил Никифорову-Волгину премию за его рассказ "Архиерей", и этим внушительно подтвердил дарование писателя.

В 1936 г. Василий Акимович покидает Нарву и поселяется в Таллине, где входит в круг писателей-профессионалов, вступает в просветительное общество "Витязь", много печатается в рижской периодике – газете "Сегодня" и в журнале "Для Вас". Но не одна периодика занимала его в тот период: с середины 1930-х годов Никифоров-Волгин неопустительно трудится над циклами рассказов, которые впоследствии составят два замечательных сборника: "Земля-Именинница" и "Дорожный Посох". Кусками огненной магмы, выхваченной из горнила суровой действительности, светились читателям эти рассказы, раскрывающие суть скорбного бытия русских людей под большевиками. Только красота Божиего мира и твердое стояние в вере спасли народ от уничтожения извергами. Книги Никифорова-Волгина буквально потрясли русских изгнанников своею правдивостью и смелостью. В его сборниках сильно ощущается поэзия православных праздников, литургический восторг от яви времен года. У Ивана Шмелева появился надежный сподвижник.

Начал было Василий Акимович создавать и третью книгу, и уже заглавие к ней подобрал: "Древний город" – о жизни и нравах русской провинции после революции, да наступило лето 1940 г. с его леденящими душу ужасами. Стоило советской власти прийти в Прибалтику, как начались аресты. Выкашивались все русские культурные деятели, страдали и прибалты. Никифоров-Волгин предчувствовал, что за ним скоро придут. Исчезнуть, но как? Литературные занятия прекратил вовсе, устроился чернорабочим на судостроительный завод. Но куда же органам НКВД дорога заказана? Нашли, арестовали; календарь показывал 24 мая 1941 г. С началом войны Никифорова-Волгина отправили по этапу в Киров (Вятку). В Вятскую пересыльную тюрьму привезли на казнь: писателя лишали жизни за его книги. Василий Никифоров-Волгин был расстрелян большевиками в г. Кирове (бывшей Вятке) 14 декабря 1941 г. «за издание книг, брошюр и пьес клеветнического, антисоветского содержания» и вместе с такими же страдальцами тайно зарыт на Петелинском кладбище. Его замучили враги России, но книги писателя и ныне здравствуют во имя жизни.

Александр Стрижев
Из газеты «Воскресная школа» №35/2001 (в блог сообщества статья помещена с моей правкой, не дословно – Н.Г.)



ЛЕСКОВ КАЛЯЗИНСКОГО УЕЗДА
Василий Акимович (Иоакимович) Никифоров родился в 1901 году в деревне Маркуши Калязинского уезда Тверской области в семье потомственного сапожника. Здесь Василий закончил начальную школу, и так как продолжить дальнейшее образование первенца у многодетной семьи не было средств, он серьезно занялся самообразованием. Удивительно, что в крохотной калязинской деревушке, в бедной семье горького пьяницы юноша смог увлечься философией, историей, логикой, русской литературой, богословием. И когда волею судьбы после революции он вместе с семьей оказался в Эстонии, в Нарве, где чуть не половину населения составляли русские, он понял, что культурный багаж его не так уж беден и что его здесь можно очень неплохо пополнить. В Нарве тогда был русский театр, несколько гимназий, русский народный университет, два музея, множество русских эмигрантов. В 1920 году группа молодых людей создает здесь «Союз русской молодежи», которая организует литературные вечера, концерты, в эту группу входит и Никифоров, к тому времени уже прочно связавший свои духовные интересы с литературой.

В 1921 году состоялся его литературный дебют. Влиятельнейшая русская газета «Последние известия», издававшаяся в Таллине, напечатала статью Никифорова «Исполните свой долг!», призывавшую русских позаботиться о могилах воинов Белой гвардии, а с 1923 года статьи и рассказы Никифорова начинают появляться в газетах регулярно и довольно часто. Он напечатал в нарвских газетах даже два детектива — «Атаман в черной рясе» и «Тайна нарвских подземелий». Свои публикации в память о своем детстве, о родной тверской земле, по которой он скучал, Никифоров подписывает псевдонимом Василий Волгин. Впоследствии к псевдониму он прибавляет свою фамилию и подписывается Никифоров-Волгин.

Вскоре имя его становится известным в Эстонии. В 1927 году ему присуждается первая премия литературного кружка города Таллина за рассказ «Земной поклон», писатель активно участвует в общественной жизни города, создает рилигиозно-философский кружок православного направления, создает вместе с Л.Аксом литературный журнал «Полевые цветы» и к середине 30-х годов становится популярным писателем. Достаточно сказать, что в те годы он получает премию парижского журнала «Иллюстрированная Россия» за рассказ «Архиерей».

В 1935 году он переезжает в Таллин, где его избирают почетным членом русского общества «Витязь». Он знакомится с Игорем Северяниным (еще одним знаменитым «русским» эстонцем), который посвящает ему сонет из известного цикла посвященных сонетов.

В 1937 году в издательстве «Русская книга» выходит его первый сборник «Земля-именинница», а через год второй — «Дорожный посох». Третья книга «Древний город (Жизнь и нравы русской провинции после революции)» так и не увидела свет. Советская власть, пришедшая сюда в 1940 году, как это ни парадоксально, ударила прежде всего по русской культуре: русские общества были разогнаны, газеты и журналы закрыты, писатели и деятели русской культуры и Православной Церкви репрессированы. В мае 1941 года был арестован и Никифоров. С началом войны его этапировали в Киров, где в августе приговорили к расстрелу, а в декабре 1941 года расстреляли.

Творчество Никифорова-Волгина было с энтузиазмом встречено русской эмиграцией не только в ближнем, но и в дальнем зарубежье. Его излюбленными темами была жизнь русского духовенства, православного человека. Недаром Никифорова называли современным Лесковым, сравнивали с Иваном Шмелевым. Но он был и остается писателем оригинальным, со своей поэтикой и языком, со своей интонацией, интонацией глубоко сердечной, душевной, народной. Многие рассказы его пронизаны светлым юмором, в котором больше, пожалуй, любви и любования человеком, чем осмеяния его. И даже в этом видится его христианское мировоззрение...

После реабилитации В.А. Никифорова-Волгина в 1991 году его лучшие произведения были неоднократно изданы в России. Наиболее полной является книга «Дорожный посох», вышедшая в свет в 1992 году в издательстве «Русская книга» в Москве. Но книга, которая представляет наибольший интерес для нас, провинциалов, — «Древний город (Жизнь и нравы русской провинции после революции)», — не только пока не издана, но и не найдена ее рукопись. Есть предположение, что находится она в Тарту, в университетской библиотеке.

Михаил Петров

Откуда-то из интернета, не помню, с какого сайта – Н.Г.

http://my.mail.ru/community/pravoslavie-sosn/7CAB50655AEB0533.html

Категория: Новости Вятской Епархии | Просмотров: 827 | Добавил: священник_Андрей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Block title
Календарь
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024