В этот день престольный праздник отмечает Сретенский придел Воскресенской церкви города Уржума. Первое
упоминание о деревянной Воскресенской церкви – за 1646 год в переписи
Толочанова и Фаворова, в которой говорится о « Воскресенских попах» посада
Уржумского. Они владели д. Сардой на речке Сарде. Церковь стояла за крепостью.
В 1761
году по указу Казанской Духовной Консистории выстроен каменный 2-х этажный
храм, сохранившийся до сего дня. За 1798 год упоминается « каменная Воскресенская
церковь… с приделом Благовещения ». В приходе было 115 дворов, в 1810 году –
123 двора. С 1810 по 1834 гг. приход входил в состав прихода Троицкого собора.
За
1810 год о храме сообщалось, что он имеет « нужду» в перестройке колокольни; за
1839 год: « утварью исправна, а в колоколах очень недостаток, равно и не имеет
ограды».
В 1831
году и 1844 – 1845 годах с учетом роста населения города церковь расширялась. В
Государственном Историческом архиве Санкт-Петербурга есть «дела 1844 – 1845 гг.
о расширении Воскресенской церкви в городе Уржуме».Этот проект утвердило в
Петербурге Второе отделение департамента проектов и смет (вятский губернский
архитектор Костарев, он проектировал
пристройки с северной и южной сторон храма), но оно кое-что изменило в фасаде
церкви, в декоре окон, приняв за образец украшения окон XVIII века. Из того же проекта видно, что
после расширения храма с северной и южной стороны, в 1845 году часть стен
постройки 1761 года оказалась внутри здания. Таким образом, от прежнего храма
осталась его средняя часть с куполом, а по обеим сторонам церкви были устроены
новые приделы. Они были расписаны иконописцем Иваном Стародубцевым.
В 1903
году о церкви сообщалось: « В 1846 году распространена по проэкту Высочайше
утвержденному. С внешней стороны по штукатурке выкрашена масляною краскою, а
внутри, кроме того, украшены стены живописью и обнесена каменной железной
решетчатой оградой. Лицевая и сводчатая стены из опоки. Иконостасы в теплом
храме (нижнем) и холодном (верхнем) вызолочены на полименте; в холодном храме
сплошь, а в теплом с прокрасой тела иконостасов.
Утварью
и ризницею достаточна для 1 священника и диакона, с открытием вакансии второго
священника пока не заведен комплект парной ризницы для соборного служения».
До
1884 года верхний храм не имел росписей, и лишь в 1884 – 1885 гг. его средний
придел был расписан иконописцем Егором Платуновым. Крыша церкви и колокольни
была покрыта железом.
Престолы:
в верхнем холодном храме – правый в честь Успения Божией Матери, левый – во имя
святого пророка Илии, средний – в честь Воскресения Христова;
в
нижнем теплом храме – правый в честь Сретения Господня, средний – в честь
Благовещения Пресвятой Богородицы и левый – в честь святой Великомученицы
Екатерины.
Из
описания колокольни: « колокольня при церкви каменная, 2-х ярусная, в одной
с нею связи глава. Глава эта устроена небольшая, шарообразная на довольно
возвышенном пирамидальном шпиле, крыты белой жестью. Крест на ней железный,
прямой и четырех конечный. Под сводом колокольни устроена кладовая». Из 4-х
больших колоколов самый большой весил 261 пуд. На нем была надпись: « Весу
261 п. 15 ф. 1848 год вылит сей колокол по благословению преосвященного
Неофита, епископа Вятского и Слободского, усердием и иждивением Уржумского
купца Папия Семенова Матвеева». |