В народе, праздники в процессе исторической эволюции в большинстве
случаев избавились от темных предрасположений и обрядов с бесами, но
все-таки что-то из них сохранилось и до наших дней. Вследствие чего
можно сделать вывод, что на данный момент с большой скоростью исчезают
российские деревни, которые являются носителями народных обычаев и
обрядов, и только благодаря Церкви множество народных праздников не
забыты и празднуются в нашей жизни. Хотя Православная Церковь никогда
не одобряла тех народных обычаев, которые содержали в себе бесовщину и
дьявольщину. Но Церковь всегда шла на понимание, чтобы сохранить основу
национальной культуры и сохранить увековеченные знания народа.
Праздник
всегда был неотъемлемой частью истории человечества. В ходе своего
существования, праздник вбирает в себя исторические, религиозные и
народные особенности жизни. С принятия христианства на Руси началась
новая эпоха в жизни. До принятия языческая Русь обладала хорошим
сельскохозяйственным опытом, знала все закономерности природы и
человеческой жизни, имела достаточно большой круг языческих богов,
обрядов, верований. До принятия христианства последовательность
праздников и будней определялась сменой времен года, которые
обуславливали занятия крестьянина. После Крещения, язычникам на Руси
пришлось постичь знание православного учения, принять христианских
святых и соотнести все это с ранними верованиями. Весь этот процесс
постижения был длительным по времени и сложным. Народные и языческие
праздники впитывали в себя праздники христианские и наоборот,
христианские праздники втекали в народную жизнь и непросто входили в
сознание людей. Сливаясь в одно целое на протяжении длительного
времени, они оказывали друг на друга влияние, что в последствии после
сложного их соединения сформировалась определенная система верований.
Существует двенадцать особых праздников, они называются
двунадесятыми. Они делятся по литургическому принципу на две категории,
первая категория – это неподвижные (непереходящие) праздники.
Неподвижные праздники всегда отмечаются в строго определенное число
месяца, независящие от дня недели, каждый год меняющегося. К этой
категории относятся девять двунадесятых праздников, такие как:
Рождество Христово – 25 декабря (7 января), Крещение Господне – 6 (19)
января, Сретение Господне – 2 (15) февраля, Рождество Пресвятой
Богородицы – 8 (21) сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы –
21 ноября (4 декабря), Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта (7
апреля), Воздвижение Креста Господня – 14 (27) сентября, Преображение
Господне – 6 (19) августа, Успение Пресвятой Богородицы – 15 (28)
августа. По традиционной датировке праздников сначала указывается число
по старому стилю, а потом в скобках – по новому стилю.
Вторая категория двунадесятых праздников называется переходящие
(подвижные), которые принадлежат пасхальному циклу. Эти праздники
всегда отстают от Пасхи на известное число дней и переходят в разные
годы на другие числа. Ко второй категории двунадесятых праздников
относятся три праздника: Вход Господень в Иерусалим (Вербное
воскресенье) – он празднуется за неделю до Пасхи; Вознесение Господне –
празднуется через сорок дней после Пасхи, всегда в четверг шестой
недели по Пасхе; День Святой Троицы, Пятидесятница – отмечается через
семь недель, на восьмую неделю по Пасхе и всегда в воскресенье. А сам
праздник Пасхи, – Светлое Христово Воскресение ни в какую категорию не
входит, так как, это Праздник праздников и Торжество из торжеств и не
может сравниваться с другими праздниками. Праздник Пасхи празднуется в
пределах 35 дней, от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая) и
попадает на любой из воскресных дней в этот период, все зависит от
весеннего равноденствия.
Также, по значимости к двунадесятым праздникам, празднуются великие
праздники: например, праздник в честь святых первоверховных апостолов
Петра и Павла – 29 июня (12 июля), Покров Пресвятой Богородицы – 1 (14)
октября, день памяти в честь святого Иоанна Предтечи (день Рождества
Иоанна Предтечи – 24 июня (7 июля) и Усекновения главы – 29 августа (11
сентября)). Еще в церковном календаре большое значение занимают особо
чтимые праздники: например, день памяти пророка Илии, святого
великомученика Георгия Победоносца и других.
Источник: http://www.church-fete.ru/ |