Храм Христа Спасителя, до 1931 г. (фото с сайта:
www.xxc.ru)
Православные
праздники восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники,
получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен
воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также
памяти святых угодников, поэтому в своих службах Церковь прославляет тех, кому
посвящен известный день года.
Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда
сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием
считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно
этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали
себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества,
но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.
Храм
Христа Спасителя (после реконструкции, 2000 год)
В 4-6 веках
покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым
запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и
судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например,
театральные представления, поединки и конские скачки. Император Константин
Великий запретил производить в воскресные дни торговлю. Следуя этим и другим
законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных
дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и
церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие
законы есть в других государствах, исповедывающих христианство, а также у
иудеев и магометан.
По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей
- неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря - это юлианский календарь,
расходящийся на 13 дней с григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на
одно и то же число одного и того же месяца.
Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с
изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи
определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических
факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после
весеннего равноденствия,
праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все «подвижные»
праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского»
календаря вместе с ней.
Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в
совокупности определяют календарь православных праздников.
Ниже представлены наиболее значимые для православного христианина события: так
называемые Великие праздники и Двунадесятые праздники. Синим цветом обозначены
неподвижные, а Красным - подвижные даты. Хотя православная церковь живет по
«старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты для удобства указаны согласно
общепринятому «светскому» календарю «нового стиля».
Православные посты в 2009 году
Многодневные посты
Великий Пост: со 2 марта по 18 апреля.
Петров Пост: с 15 июня по 11
июля.
Успенский пост: с 14 августа по
27 августа.
Рождественский пост: с 28 ноября
по 6 января 2010 года.
Однодневные посты
Среда и пятница: в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок.