Четверг, 25.04.2024
Вятская Переправа
Меню сайта
Категории раздела
Мифы о Кирове [3]
Календарь [1]
История Уржумских церквей в XX веке [8]
Исторические справки [13]
Наш опрос
Как Вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 336
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » История » История Уржумских церквей в XX веке

Подлинной жемчужиной Вятской земли – является ансамбль Свято-Троицкого Собора

Подлинной жемчужиной Вятской земли – является ансамбль Свято-Троицкого Собора «Вятский храм Христа Спасителя» - так за схожесть с одним из символов России называют его искусствоведы. Построенный  по проекту архитектора Дружинина в 1900 году он стал главной архитектурной доминантой города, его символом -  символом эпохи расцвета России в начале 20 века, и даже времена гонений не разрушили этой дивной красоты.

 

ИСТОРИЯ

Более четырех веков назад в Уржуме, на Бо­гом данном месте, стро­ился, возобновляясь не­однократно, главный городской храм. Первый ставили на территории деревянной крепости в XVI веке, «церковь дре­вяну» во имя святителя Николая Чудотворца. В XVII веке ее сменил пер­вый каменный соборный храм во имя Святой Жи­воначальной Троицы, вобравший в себя церковь св. Николая Чудотворца как придельную. В 1822 году освящали второй ка­менный Троицкий собор, построенный вместо об­ветшавшего, с отдельно стоявшей колокольней.

26 марта 1889 года православные уржумцы решили построить на месте старого новый собор, на 1500 мест, причем местные купцы хотели, чтобы этот храм не имел себе равных в округе ни по красоте, ни по величию, к тому же старый собор стал и тесен для возросшего прихода и требовал капитального ремонта. Собранием прихожан был уполномочен купец Иван Васильевич Бердинский  ходатайствовать перед Вятской Духовной Консисторией о разрешении работ по возведению нового собора.

Консистория дала разрешение, и 12 декабря 1889 года ею было поручено составить проект собора Вятскому архитектору В.М. Дружинину (хотя есть версия, что его привлек сам Бердинский). Уже в конце 1889 года архитектор В.М. Дружинин прислал в город Уржум на суд прихожан эскиз проекта нового собора. Чертеж торжественного собора в русско-византийском стиле покорил сердца горожан, и они поручили ему «написать большой план каменного собора, согласно черновому проекту с увеличением ширины собора до 15 сажень, вместо проектируемых 12 саженей 2 аршина, и длины до 17 саженей, вместо проектируемых 13 саженей 2 аршина». При этом в письме Дружинину купец Бердинский писал: «…чтобы Вы при расширении плана не обращали внимание на существующие лавки в ограде собора, которые будут сломаны, когда это нужно будет при постройке нового собора».

В январе 1890 года Дружинин представил набело составленный проект по прежнему эскизу и пояснительную записку в строительное отделение губернского правления, которое одобрило его 27 июня 1890 года за  № 6616. За составление проекта Бердинский уплатил В.М. Дружинину 100 рублей (по похожему проекту им был построен храм в Санкт – Петербурге). После этого проект был отправлен на утверждение Духовной Консистории. Она долго не давала согласия, ссылаясь на то, что при соборе имелась слишком незначительная сумма для строительства, и потребовала создания строительного комитета для наблюдения за производством строительства и расходом денежных сумм и материалов.

На общем собрании всего прихода такой комитет был избран, а его старостой – именитый купец Сергей Иванович Стародубцев. Он доставил в город Вятку по требованию Консистории засвидетельствованный нотариусом договор с подрядчиком на строительные работы, и в декабре 1893 года ею было выдано разрешение на строительство за № 14118. 15 декабря епископ Вятский Сергий начертал на титульном листе: «Устройство храма по сему проекту дозволя­ется».После этого началось строительство нового здания Троицкого собора, которое прекрасно сохранилось до наших дней.

К этому времени был уже подготовлен строительный материал для возведения собора. Было подсчитано, что все кирпичи и отделочные работы обойдутся в 7688 рублей. А поскольку в церковной казне не было таких средств, их внесли прихожане, можно сказать, на их средства и был построен собор. Самую деятельную помощь оказал С.И. Стародубцев – 1,5 млн. штук кирпичей и 7 тысяч рублей, а также указал в договоре, что в случае его смерти, деньги до 7 тысяч рублей были бы выплачены его наследниками. Еще 5 тысяч рублей обязались пожертвовать остальные прихожане. Для постройки было заготовлено 400 тысяч кирпичей, и около 100 тысяч кирпичей рассчитывали получить от разборки соборных каменных лавок.

В мае 1894 года в Уржум прибыл архитектор В.М. Дружинин и отвел место под строительство собора, будучи по должности на посту губернского инженера. Два лета он наблюдал за ходом работ. В июле 1894 года был заключен договор на постройку собора с казанским купцом, балахинским мещанином, мастером каменных дел Степаном Николаевичем Шапошниковым, который должен был строить храм под наблюдением Дружинина. Мастер Шапошников со своими «работными людьми» обязался по договору закончить работы при наличии строительного материала в течение лета 1898 года, а «в случае же, если материалы не будут готовы к означенному времени, то работа должна производиться по мере их заготовки. Но, во всяком случае, постройка собора должна быть закончена в 1900 году».

6 августа 1894 года была произведена закладка нового собора, а в 1895 году прежний холодный храм и палатки были разобраны до основания. За укладку тысячи штук кирпича платили 4 рубля 60 копеек, из заработанного 1 рубля платили 90 копеек, а 20 копеек было решено выплачивать после окончания работ. Деньги на строительство храма собирались всем приходом. Вспоминают, что ездили по деревням и собирали яйца для раствора, использовавшегося при укладке кирпичей. Каждый кирпич в стенах был смочен, каждый ряд пролит раствором, чтобы не было пустых мест в кладке. Для быстрой доставки кирпича к строящимся стенам по Буйской улице (теперь ул. Чернышевского) был устроен поднимающийся к стенам взвоз (мостки), длиной с квартал, по которому на тачках и на лошадях подвозились стройматериалы. Все строительство велось под неусыпным надзором архитектора В.М. Дружинина, который приезжал в Уржум каждое лето – в 1895, 1896, 1897 и 1898 годах. А вот с куполом вышла заковыка – строители никак не могли определить, достаточна ли высота храма, и каждый раз, когда они собирались вести купол на завершение, уржумские купцы велели сделать еще один венец – повыше, и потому центральный купол в верхней части состоит из уступов. Наконец, купола храма были покрыты белой жестью, чтобы они отливали серебром на солнце.

К концу 1899 года строительство собора было закончено, и для проверки качества стройки 8 октября 1899 года из города Вятки прибыл губернский инженер Ф.К. Яголковский, давший такую оценку: «Все работы выполнены не только хорошо, но и с мастерством лучшего качества». Это освидетельствование было сделано «при почетных гражданах» города и при причте собора – протоиерее Ипполите Мышкине, священнике Троицком и диаконе Люстрацком. Свидетельство было передано в Консисторию.

В 1900 году был устроен внутренний вид собора. Известно, что одним из иконописцев, расписывавших собор, был прадед известной уржумской поэтессы Марии Чебышевой – Михаил Криницин (об этом она упоминает в одном из своих стихов).

1 июня преосв. Алексием, епископом Вятским и Слободским, был торжественно освящен главный престол во имя св. Троицы. Освящение проходило при огромном стечении народа, в первых рядах стояли купцы-благотворители Стародубцевы, Шамовы, Стяжкины, Бушковы и в соборе начались службы. Про боковые приделы за тот год сообщалось: «приделы – правый и левый еще не освящены, потому что иконостасы при них не устроены». Левый престол в честь Божией Матери Живоносный источник был освящен 30 сентября 1901 года, а правый – в честь Святителя Николая – 6 июня 1902 года. От старого собора осталась холодная двухпридельная часть с колокольней (так называемый «старый собор»), которая не была разобрана и сохранилась до сего дня, по той причине, что Владыка не дал благословения на строительство новой колокольни.

Из описания собора за 1927 год: «Собор: здание одноэтажное, кирпичное, на сплошном каменном фундаменте, крытое железом, с паркетным каменным полом, окрашенное снаружи суриком, изнутри отштукатурено и окрашено масляными красками в разделку церковной живописью, в себе содержащий  9954 куб. мтр… изношенность 9%. Оценка  135874 рублей.

Как уже говорилось, здание собора в г.Уржуме было возведено во многом благодаря купцу С.И. Стародубцеву, и не случайно после завершения строительства собора он был избран его почётным старостой.

Не забывал Сергей Иванович любимый храм, в коем воплотилась частичка его души, и тогда, когда началась в нем богослужебная жизнь. Особенной любовью его был церковный хор, о котором купец проявлял особую заботу и содержал его исключительно на свои средства. В 1907 году Стародубцев пожертвовал в ризницу собора: полное облачение для двух священников и диакона стоимостью 900 рублей, напрестольное Евангелие стоимостью 1000 рублей и кадило стоимостью 50 руб., итого на сумму 1950 рублей!

Епархиальное начальство не могло не оценить такого старания на пользу Церкви, и по постановлению от 16-22 ноября 1907 года от имени Владыки Филарета, епископа Вятского и Слободского, объявило ему благодарность с преподаванием архипастырского благословения с памятной грамотой о сем. В свою очередь, само постановление с описанием заслуг Сергея Ивановича, было опубликовано в номере 48 «Вятских епархиальные ведомостей» за тот год. И этот  замечательный человек был этого поистине достоин.

С.И.Стародубцев отошел ко Господу за 5 лет до начала ужасной русской смуты, а еще через  5 лет его пожертвованное Евангелие было украдено у   Троицкого собора местными «босяками» от лица правящей партии в числе 7 других – золоченых, с эмалью, в бархате, с драгоценными камнями на корочках…

В 1891 и в 1915 годах сообщалось, что утварью собор снабжен «очень достаточно». Опись церковного имущества хранилась с 1884 года, копии с метрических книг – с 1795 года, с исповедных росписей – с 1796 года (по 1918 года), брачные обыски с 1810г по 1919г..

Особые достопримечательности: серебряная позолоченная богослужебная утварь,  4 такие же чаши и 8 серебряных блюд,  дарохранительницы серебряная позолоченная и серебряная с украшениями,  дароносица серебряная с 2 маленькими сосудами;  5 больших позолоченных Евангелий (2 с эмалями, 1 с камнями и 2 в бархатных корках с серебряными клеймами), 3 малых Евангелия (1 серебряное позолоченное и 2 бархатных с серебряным окладом); 5 серебряных позолоченных и 2 серебряных гравированных крестов; 1 серебряное позолоченное и 2 серебряных кадила; серебряная под золотом мирохранительница, такой же стручец. Иконы: в киотах серебряных ризах 3 штуки, с серебряными венцами 3 штуки, с серебряными ризами без киотов 13 штук, -все на сумму 4 пуда 13 ф. 5,5 золотников было изъято в 1922 году.

Особо чтимые святыни: 1) икона Божией  Матери «Живоносный источник»,находящаяся в Белорецкой часовне; 2) семиконечный крест с надписью-«построен пречестный сей святый крест златосребром и магариты украшенный благословением преосвященного Адриана митрополита Казанского в соборную церковь  живоначальные Троицы  поданием Казанских и Уржумских всякого чину жителем…» На левой стороне мощи апостола Варнавы, мощи Гурия Казанского мощи Стефана Нового исповедника, перст жезла Моисеева; 3) четвероконечный крест 1711 г.

В 1912 г. в приходе насчитывалось прихожан: православных русских -2466 м.п.,2693 ж.п., крещеных марийцев-215 м.п. и 225 ж.п. и староверов-69 м.п. и 81 ж.п.

К 1923 году число прихожан Троицкого собора достигло 5670 человек. В начале XX века в приходе действовало 2 школы грамоты – Большепеньбинская (с 1900 года) и Дубровинская (1898-1904гг.). В начале XX ст. Владыка посетил приход в 1900 году (для освящения главного престола) и в 1914 году.

Ежегодно в октябре издревле в город Уржум заходило 2 Понизовых крестных хода со св. иконами из города Вятки. Каждый из них по одному дню служил в Свято- Троицком храме. Кроме того, с давних времен при Троицком соборе бытовало 4 собственных крестных хода: в день преполовения святой 50сятницы, в неделю всех святых к часовне на Белой речке с иконой Божией Матери Живоносный источник, в день св. пророка Илии вкруг града и во дни засухи на соборную площадь для моления о дожде

Причт Свято-Троицкого собора:

1798 год – 1 «протопоп», 2 «попа» и 2 диакона;

1870 год – протоиерей, священник, диакон, 2 дьячка и пономарь;

1915 год – протоиерей, священник, диакон, 2 псаломщика и просфирница. Жалования положено не было.

1923 год – протоиерей, 2 священника, 2 диакона, 2 псаломщика и просфирница.

Первые известные священники:

Протоиерей Никита Иванов (в 1744 году освящал храм в с.Космодамианском), протоиерей Никита Белогусьев (в 1750-60-х гг. освящал Казанскую церковь города Уржума), благочинный Дамиан Петров (в 1779 году освящал храм в с.Рождественском), о. Алексий Иванов (в 1791 году освящал придел церкви с. Петровского), протоиерей Дамиан Любимов (1790г.), протоиерей Дамиан Исидоров и «поп» Иоанн Васильев Краев (1792-1798гг.).

В начале XIX века в Свято – Троицком соборе города Уржума многие годы (с 1809 года и примерно до 1846года) прослужил благочинный Иаков Романович Короваев, строитель градской Митрофаньевской церкви. В одно время с ним в храме служил протоиерей Дементий Петров, которому принадлежали обширные сенокосные покосы около г.Уржума.

В начале XX века в храме служили протоиерей Ипполит Мышкин (с перерывом с 1861 по 1905гг, автор летописи Троицкого собора), о. Феодор Тихвинский, о. Иоанн Короваев – оба депутаты Государственной Думы разных созывов. Последней яркой персоной, перед захватом собора обновленцами, стал соборный священник о. Василий Половников, возглавивший движение против обновленчества и потому репрессированный в 1925 году.

    В первые годы установления советской власти верующие г. Уржума не испытывали, как это не удивительно, никаких притеснений с ее стороны. Даже здание собора было официально «передано» общине верующих от властей города только 24 августа 1918 года (а другие градские храмы и того позже) с заключением специального договора, который был перезаключен в 1919 году; его подписало 36 человек.

Само здание собора было взято на учет как памятник архитектуры. Первоначально новая власть относилась к верующим очень даже лояльно: в документах Горсовета за апрель 1919 года сохранились удивительные постановления о роспуске из-за праздника Пасхи учащихся на 2 недели во время Степановского мятежа, протоиерей собора о. Иоанн Короваев перешел на сторону белых. После подавления мятежа, городские власти, как ни удивительно, применили к нему минимальное наказание – несколько лет тюрьмы.

Советская власть воспользовалась голодом для  грабежа церквей – т.н. «изъятие церковных ценностей» происходило повсеместно. Всего по Уржумскому уезду было изъято к апрелю 1922 года 32 пуда ценностей. В Троицком соборе «изъятие» произошло 18 мая 1922 года: было изъято ценностей 4 пуда 13 фунтов. Всего 60 предметов. Не везде «изъятие» происходило мирно: к примеру, в с. Петровском коммунисты спровоцировали себя в глазах верующих и были избиты ими прямо в храме.

В свою очередь, изъятие ценностей было использовано властью для раскола Церкви изнутри, и поначалу это ей удалось. Просматривая подшивки вятских газет за 1922 год, можно наблюдать за тем, как зародилась и длилась до определенной поры настоящая печатная травля Вятского духовенства – воззвания, пасквили, стишки, для того чтобы оно раскололось на две части. Оно долго хранило молчание, мучительно размышляя, за кем пойти – за Патриархом Тихоном или обновленцами. Когда же цель эта была достигнута советской властью и раскол произошел, на одном из своих докладов в конце 1922 года главарь Вятских коммунистов Алыпов заявил, что никакой церкви им не нужно – ни «красной», ни тихоновской.

К этому времени в штате Троицкого собора г. Уржума состояло три священника и диакон, а именно – о. Василий Половников, о. Алексий Бенедиктов, протоиерей Филарет Домрачев и диакон Парфенов.

С 1920 года в Уржуме существовала викарная епископская кафедра, первым епископом которой был Виктор (Островидов), после него – Евсевий (Рождественский, до 1923 года) и Авраамий (Дернов, до 1925 года), правда, пока неизвестно достоверно, какой городской храм был кафедральным.

В 1923 году и в среде Уржумского духовенства начались яростные споры, которые достигли своего апогея в конце октября. На сторону обновленцев перешли протоиерей Домрачев и диакон Парфенов; священники же Половников и Бенедиктов их не поддержали. 28 сентября в соборе последними было созвано собрание прихожан, которое постановило удалить из храма, отрешить от должности и прихода обновленцев. Дело стало доходить даже до драки. Вот что сообщала об одном из случаев местная печать: «2 декабря в местном соборе возник скандал между обновленцами и служителями старой церкви, причём численный состав обновленцев взял вверх над тихоновцами. Служители как той, так и другой церкви во время спора на глазах верующих взяли друг друга за шиворот и начали тащить из церкви, напутствуя тумаками. Верующие не вмешивались в спор, наблюдая со стороны. В результате пришлось вмешаться милиции и водворить порядок…». 

В ноябре 1923 года, судя по документам, в Уржуме произошел окончательный раскол верующих. Теперь обновленцы отстранили от службы в храме «тихоновцев» и обратились в Уисполком с ходатайством о передаче им здания собора.

Уисполком сразу постановлением своим от 27 ноября 1923 года передал собор обновленцам, мотивируя это тем, что из числа людей, подписавших договор в 1919 году, к этому времени 25 состояло в обновленческой ориентации и только 4 в патриаршей. После этого священникам Половникову и Бенедиктову пришлось перейти в соседнюю  Воскресенскую церковь, но верующие не оставили своих попыток вернуть себе собор – самое величественное здание города. 6 июня 1925 года ими была послана в Уисполком жалоба о несправедливой передаче собора обновленцам, на что тот ответил отказом постановлением от 10 июля, а священник Половников арестован и 19 июня того же года особым совещанием при коллегии ОГПУ «за антисоветскую агитацию» был сослан в концлагерь на 3 года.

В 1926 году верующие Уржума послали ходатайство уже в губернский исполком, на что ими также был получен отказ от 18 апреля 1926 года. Так здание Троицкого собора ими было потеряно. На 23 февраля 1926 года обновленческая ориентация Троицкого собора была самой малочисленной в городе – всего 685 человек, в то время как тихоновцев насчитывалось 10 468 человек (на три храма)!.

Несмотря на всю малочисленность обновленческой ориентации в Уржуме,  в нем была создана викарная обновленческая кафедра, во главе которой был поставлен настоятель Троицкого собора Филарет Домрачев, возведенный в сан «епископа». С 1924 по 1927 год Уржумский уезд входил в состав Яранского викарианства; в Яранске проживал «епископ» Филарет. К примеру, сводка ОГПУ сообщала о приезде его в Уржум 13 декабря 1924 года. Здесь «епископ» делал доклад в Троицком соборе о взаимоотношениях обновленческого движения с тихоновцами, убеждая уржумцев не поддерживать последних, но число обновленцев в городе от этого, как видим, не выросло.

В октябре 1923 года в соборе, захваченном обновленцами, уже служили верные им люди, но причт его резко сократился, видимо, из-за малочисленности прихожан и, соответственно, церковных доходов. Кроме настоятеля Домрачева, теперь в нем служил только 1 «священник» - Георгий Чемоданов, также «диакон» Зубарев Александр Михайлович, служивший при соборе еще с 1896 года, и священник на вакансии псаломщика Георгий Чернышев. За август 1924 года  в списках причта собора упоминается «епархиальный уполномоченный священник» Косолапов, перемещенный сюда, очевидно, после отъезда Филарета Домрачева в Яранск, но тот по-прежнему считался настоятелем Троицкого собора. Однако к осени 1924 года Домрачев окончательно отходит от дел Уржумского собора, и его настоятелем стал вновь назначенный «протоиерей» Михаил Попов (ноябрь 1924 года).

С 1927 года открылась новая страница в истории Троицкого собора, когда в Уржум прибыл новый обновленческий «епископ» Иннокентий (Копейкин) и вновь было воссоздано Уржумское викариатство.  Первый Уржумский обновленческий «епископ» Филарет был перемещен еще в 1925 году на Лукояновскую кафедру («Акты патриарха Тихона…»). В ГАКО сохранилось любопытное прошение лебяжских обновленцев с просьбой остаться ему на старом месте «для укрепления в нашем округе обновления церковной жизни».

21-22 декабря 1927 года на пастырско-мирянском собрании было избрано Уржумское викарное управление, утвержденное Вятским епархиальным (обновленческим) Управлением в следующем составе – председатель «епископ» Иннокентий, товарищ председателя новый соборный «священник» Симеон Балезин, членами – «протодиакон» Александр Зубарев, мирянин Митрофан Иванов – будущий священник Митрофаньевской церкви. В Уржумском архиве сохранился протокол того собрания, в начале которого «епископ» Иннокентий призвал всех « к неустанной работе на Ниве Христовой путем внедрения в сознание самих себя и верующих идей светлого обновления». На собрании были заслушаны доклады: о церковной жизни в настоящий момент, о «просветительской» работе Уржумского викарного управления, о причислении новых сел в состав викариатства. Сам Троицкий собор стал считаться Кафедральным.

Кроме собственно собора, еще в 1923 году обновленцы получили и все  приписанные к нему часовни – в д. Онтонково, Ашлани и Белой Речке. В последней хранилась святыня земли Уржумской икона «Живоносный источник». Захватив ее в свои руки, обновленцы придумали устраивать с ней крестный ход по всему уезду. Кроме этого, также совершались ими крестные ходы на р. Уржумку и в дни засухи – на соборную торговую площадь; также до 1930 года ежегодно приходил в Уржум Понизовый крестный ход, тоже попавший в руки обновленцев.

Часовни, попавшие в ведение обновленцев, были ими совершенно заброшены. Так, Белорецкая часовня к 1936 году превратилась в обычный склад телег. К 1928 году требовала неотложного ремонта часовня в Онтонково; в 1928 году она была разобрана под предлогом постройки на ее месте пожарного сарая, но на новом месте так и не была построена. У обновленцев с их малым числом верующих не хватало средств не только на обслуживание часовен, но и самого собора.

Еще в августе 1924 года специальная комиссия, обследовавшая собор, отмечала, что ему требовался текущий ремонт – смена железных листов на крыше, очистка крышевых водопроводов, вставка стекол и чистка калориферов. Обновленцы обещали сделать ремонт в следующем году, но до 1928 года его так и не произошло. В 1928 году власти города вновь напомнили обновленцам о «безотлагательном» ремонте крыши собора. Те вновь обратились в Горсовет с отсрочкой о ремонте до весны 1929 года, мотивируя  это тем, что в продаже нет хорошего кровельного железа, а вареное масло очень дорого.  Горсовет ответил на это отказом, разрешив отсрочку только покраски крыши. Но в течение целого 1929 года этот ремонт так и не был сделан. В одном из своих прошений верующие упоминали, что они были обмануты «руководителями церковного хозяйства собора».

23 декабря 1929 года молитвенные собрания в здании собора были запрещены, а договор с верующими расторгнут «в виду невыполнения его договорных обязательств по исправному содержанию здания». Поданное обновленцами заявление в январе 1930 года о производстве в соборе богослужений было категорически отклонено. Им было предоставлено для этого холодное здание Казанской церкви. Обвиненные в потере здания члены церковного совета супруги Косолаповы еще осенью 1929 года добровольно вышли из состава церковного совета.

Перейдя в Казанскую церковь, обновленцы не потеряли надежды на сохранение  собора за собой. В собрании еще за 30 сентября 1930 года обсуждался вопрос о ремонте собора, но он так и не был сделан..

Несмотря на все просьбы, здание собора не передавалось и православным общинам города, хотя ничем не занималось, и даже кресты с храма не были сняты. К примеру, 12 июля 1940 года в жалобе В.М. Молотову верующие города Уржума сообщали: «Горсовет просит предоставить здание церкви для культурных учреждений, но горсовет или не заметил, или совершенно упустил из вида, что в центре города стоит без присмотра и без призора здание собора, в котором при желании можно устроить много разных культурных учреждений…». После этого коммунальный отдел спешно велел использовать собор под склады заготзерно, но, видно, они были там чисто формально, так как в 1943 году пред. Горисполкома Шерстнев сообщал в Облисполком, что «свободным остается здание собора, которое ничем не занимается, пустует и является наиболее пригодным для совершения религиозных обрядов». Если здание нового собора еще в 1948 году формально числилось за коммотделом как склад зерна, то здание «старого собора» вообще ничем не занималось даже на бумаге. За многие годы запустения внутренний вид собора пришел в ужасное состояние: была вывезена вся церковная утварь, выломаны все рамы, и сломаны печи. Лишился Троицкий собор и своего великолепного иконостаса. Учителя истории одной из школ даже освободили учеников от занятий чтобы те шли на «разборку церковного имущества». Некоторые приносили домой иконы…на растопку печей. 

Вот как описывали состояние «старого собора» верующие, вновь пришедшие сюда в 1944 году: « В этом соборе так запущено,  что нет одного окна, где была бы цела рама со стеклами, и в окнах ни стекол и рамы нет, все сломано и осыпано или опилками, или соломой - это помещение похоже на скотный двор…».

В 1987 году, еще до официальной передачи здания нового собора церкви, было принято властями города решение о его восстановлении как памятника культуры. Автором проекта восстановления стал кировский архитектор - реставратор Евгений Рупасов. В том же году в Уржум прибыла подведомственная ему бригада строительного участка Кировских научно - архитектурных мастерских, во главе с прорабом В.И. Зориным. Вокруг здания выросли леса, выстроенные бригадой плотников из 5 человек во главе с П.Г. Сморкаловым.

23 августа 1988 года исполкомом было принято решение № 356 о передаче здания собора Церкви и о проведении работ по внешнему его восстановлению силами района « в целях быстрейшего восстановления памятника архитектуры». Восстановление внутренней части собора было оставлено за церковным советом: пользователем Троицкого собора было определено Кировское епархиальное управление «для проведения богослужений в церковные праздники и выходные дни». Прорабу Зорину В.И. в этом решении было поручено «обеспечить выполнение работ по внешней реконструкции Троицкого собора к 1 декабря 1988 года в запланированном объеме». Было принято решение о восстановлении собора и на областном уровне, но еще в 1992 году в перечне культовых зданий, подлежащих первоочередной реставрации, значилась Воскресенская, а не Троицкая церковь города Уржума. Из-за сложного экономического положения в стране, решение властей не было выполнено в желаемом объеме, и восстановление Троицкого собора затянулось на многие годы.

В 1988 году настоятелем Троицкой церкви был назначен о. Александр  Зверев, человек незаурядных способностей, который на приходском собрании 26 февраля 1989 года внес предложение «признать необходимым акт участия всех членов приходского собрания в сборе средств на восстановление собора».

Со стороны же райисполкома в 1989 году на собор было затрачено 7 тысяч и еще перечислено на счет церковного совета 35 тысяч рублей. Всего за этот год на реставрацию Троицкого собора было затрачено более 80 тысяч рублей. За 1988 – 1991 гг. были очищены от растительности стены храма, отремонтированы кровля и окна, купол покрыт долговечным материалом – металлом японского производства, заново восстановили купол 1 из 4 башенок. И все это благодаря энергии о. Александра Зверева и активных прихожан.

Но, пожалуй, самым главным событием тех лет стало водружение крестов на храм, состоявшееся 10 октября 1989 года. После торжественного молебна, в котором приняло участие духовенство Уржума, Нолинска и Малмыжа, были водружены кресты на большой купол, 4 башни и 4 врата собора. Рассказывали, кто-то дал телеграмму Кожинову, сообщая об этом событии, по указанию которого был обезглавлен собор в 1963 году.

В 1989 году началась передача и реконструкция остальных зданий, находящихся в черте соборной ограды и когда-то принадлежащих Троицкому собору. Окончательно этот вопрос был решен в августе 1991 года, когда о. Александр Зверев поставил его перед Уржумским Райсоветом и перед областным советом  – « о передаче церкви всего соборного комплекса, т.е. собора постройки 1811 года, собора построенного 1900 года, колокольни, 4 часовен, сопряженных с ними корпусов и прилегающей территории». Был им поставлен вопрос и «о материальном участии Советов в восстановлении и реставрации собора». Перед областными властями о. Александр изложил свои вопросы в письме, и для проверки фактов, изложенных в нем, в Уржум был направлен ведущий специалист Золотаревский Р.В. 6 августа 1991 года Уржумский районный совет народных депутатов Исполнительного Комитета вынес решение за № 329 о передаче « с баланса Уржумского МПО ЖКХ на баланс религиозной организации Троицкой церкви» строений в черте соборной ограды и отвести ей участок, прилагаемый к церкви. Одно   из этих строений занимала районная прокуратура.

12 августа 1991 года зам председателя Исполкома В.А. Никонов сообщал председателю Областного Совета н.д. М.П. Киселеву: « это помещение будет освящено и передано церкви в нынешнем текущем году. К этому времени должен быть закончен ремонт здания суда и прокуратуры». На этот ремонт, сообщал Никонов, Райисполком затратил 98 тысяч рублей, что-де « свидетельствует о его материальном участии в восстановлении храма»!

В 1991-1992 гг. кировским режиссером Марией Дохматской было снято 2 фильма о Уржуме – «Древо Васнецовых» и «Возвращение», в центре которых – судьба священника Свято-Троицкой церкви Андрея Кононова и его жены матушки Людмилы. Первый фильм принял участие в кинофестивале « Живой мир» в Тольятти (1991 год) и имел большой успех. Вырученные от его сеансов 700 рублей поступили на счет реставрации собора города Уржума.

Но священника Александра Зверева переводят восстанавливать комплекс Великорецкого монастыря и работы почти прекращаются.

Благодаря усилиям архимандрита Глеба (Кожевникова) в 2000-е годы, ныне регент хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, были написаны иконы в иконописной мастерской монастыря, и установлены в иконостасе.

Очередным этапом восстановления стало восстановление в 2006 году вновь упавших крестов, ремонт сгнивших крыш и небольшая побелка внутреннего здания. Создание Попечительского Совета храма.

16 июля 2007 года Митрополит Хрисанф освятил малым чином Свято-Троицкий Собор и отслужил первую Божественную Литургию после закрытия храма. Так было положено начало летнего Богослужения в храме и надежда на возрождение храма.

15 августа 2009 Владыка вновь посетил Собор и отслужил вторую и последнюю  Божественную Литургию на уржумской земле.

АРХИТЕКТУРА

Что из себя представ­ляет Троицкий собор? Огромный храм-исполин, выстроенный в русско-византийском стиле. Это означает, что вятские архитекторы конца XIX – начала XX века рабо­тали в русле передовых градостроительных идей России (вспомним храм Христа Спасителя архи­тектора Тона). И тем не менее Троицкий собор уникален. Говорят, архи­тектурная форма краси­ва тогда, когда отража­ет работу конструкций. Здесь как раз тот случай. Архитектору Дружинину помогал инженер Дружи­нин, и получилось чудо. Четыре могучих столпа посредством подпружных арок держат огромной высоты ступенчатый ба­рабан, на который опира­ется купол. Он работает на интерьер и экстерьер. Как? Над малым камен­ным куполом сооружен большой деревянный, почти в два раза выше первого, чтобы храм воз­вышался над городом. И он действительно стал градостроительной до­минантой, подтягивая к себе ансамбли парадных улиц, диктуя свой стиль.

Элементы византий­ской архитектуры в Тро­ицком соборе – это гори­зонтальное членение, великолепные карнизы, кирпичный стиль и лако­низм в деталях. Кирпич­ный стиль в начале ХХ века стал излюбленным. В Уржуме так были пост­роены реальное училище, гимназия, больничные корпуса. В соборе это не­что особенное, сочетание двух материалов: глиня­ного кирпича с опочны­ми резными элементами, красное с белым. Мало того, сам кирпич «играл». Он был неровно обожжен, то темнее, то светлее, и от этого смотрелся ковровой мозаикой. Издали каза­лось, что стены мерцают, светятся. Очень инте­ресно, что в плане четко читаются четыре башни. Они выходят отдельно че­тырьмя угловыми звонни­цами, увенчанными ма­лыми куполами, и вместе с центральным куполом образуют пятиглавие ви­зантийского характера.

Инженерный подход автора проекта виден во всем. В барабане купо­ла проделана галерея. Можно пройти по кругу. Для чего она? Для облег­чения стены. Это очень грамотное распределе­ние нагрузки на массив стены. Мало того, с че­тырех сторон существу­ют акустические окна, которые сообщаются с большими фасадными, создавая внутри потряса­ющий акустический эф­фект. Очень органично в три придела вписывают­ся иконостасы, имеющие циркульные очертания. Простые геометрические формы (квадрат, круг, куб, шар) – излюблен­ные приемы Дружинина. В разных вариациях, в масштабных сочетаниях, порой очень контраст­ных. Он находит особую музыку в геометрии. Это какой-то фонтан инже­нерной мысли. Внутрен­нее пространство храма организовано идеально. Четкая центрально-осе­вая композиция влечет входящего в храм в под­купольное пространство, ориентируя на главный алтарь. Море света с четы­рех сторон и купольного «неба» создают ощущение нереальности. Звучание с хоров в западном крыле, поддержанное акустичес­кими раковинами, уси­ливает это впечатление. Даже декор в храме – не излишество, он работает.

В Архитектурном сту­денческом центре ВятГУ мы не раз возвращались к проекту Троицкого со­бора в Уржуме. На рабо­тах Дружинина студенты учились, защищали дип­ломы. Последняя поездка в исторический город со­стоялась в 2007 году. Мы везли макет централь­ной части Уржума в дар музею. Не ожидали, что здесь нас ждет сюрприз – подлинные чертежи Ва­силия Михайловича Дру­жинина. Конечно, сразу захотелось проверить, не ошиблись ли мы в своих проектах. Нас удивило в его чертежах качест­во подачи проекта, ком­поновка листов, чистота разрезов, виртуозность отмывки. Это был насто­ящий урок классической инженерно-архитектур­ной школы. Урок архи­тектора Дружинина.

ЛЮДМИЛА Безверхова.

Вятский епархиальный вестник №2 (244) – 2008, стр.7

СОВРЕМЕННОСТЬ

В начале марта 2009 впервые побывал Губернатор Кировской области Никита Юрьевич Белых в Свято-Троицком соборе. Многие годы службы шли в теплом храме, и только минувшим летом был расчищен летний храм – один из самых больших, сохранившихся на вятской земле (по архитектуре он схож с московским храмом Христа Спасителя). Теперь предстоят значительные восстановительные работы. Сделана предварительная смета на подготовку проектной документации. Идет работа по приданию собору статуса памятника федерального значения. Губернатор поручил заместителю Председателя Правительства области Александру Александровичу Галицких проработать участие областной власти в содействии данному вопросу.

http://ako.kirov.ru/news/detail.php?ID=12357

http://belyh.livejournal.com/277908.html

в списке обещаний 109 - Проработать вопрос об участие областной власти в придании Свято-Троицкому собору статуса памятника федерального значения

 

Проблемы

Трешина

 

Категория: История Уржумских церквей в XX веке | Добавил: священник_Андрей (17.04.2011)
Просмотров: 3570 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Block title
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024