Дорогие коллеги. Сегодняшняя наша секция посвящена раскрытию значения духовно-нравственной составляющей образования и духовного опыта традиционных религий, в первую очередь Православия в деле возрождения и преображения жизни российского общества, развития культуры, образования, воспитания подрастающего поколения, поиску новых путей плодотворного межкультурного взаимодействия. Мы вместе являемся свидетелями того, что мировая тенденция формирования общества, основанного на знаниях, выдвигает образование в качестве ключевого процесса всей общественной жизни. Сегодня ни одно государство не может обеспечить консолидацию своих граждан и свою безопасность вне духовно-нравственной составляющей национальной системы образования и просвещения. В этом контексте естественный путь для России состоит в том, чтобы основывать духовно-нравственное образование своих граждан и, прежде всего, молодежи, на жизнеутверждающих ценностях традиционной религиозной культуры. Духовный потенциал религиозного опыта, как обращенного к личностному плану бытия, при грамотном подходе способен не только консолидировать общество, но обладает мощным ресурсом налаживания межкультурного (метакультурного) диалога, что особенно важно для многонациональной и многоконфессиональной России. С учетом всего вышесказанного Участники Форума считают важным подчеркнуть следующее: В настоящее время в области образования действуют три принципа государственной политики, имеющие существенное значение для обсуждаемой нами проблемы. Они продекларированы в статье 2-й закона Российской Федерации “Об образовании”:
1. “<…> единство федерального культурного и образовательного пространства <…>”.
2. “Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников”.
3. “Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях”.
В настоящее время толкование принципа светского характера государства в Российской Федерации зачастую принимает односторонний и даже дискриминационный характер, когда светскость ошибочно отождествляется с антирелигиозным и атеистическим определением государственности.
Принцип светского характера государства означает следующее:
- гарантируется свобода вероисповедания, никакая религия либо нерелигиозная, включая атеистическую, идеология не устанавливается в качестве обязательной, государство не оказывает поддержку пропаганде антирелигиозных идей и учений. - государство не финансирует религиозную деятельность, но при этом содействует развитию благотворительной, культурно-просветительской и социально-значимой деятельности религиозных организаций.
Следовательно, понятие “светский характер” не тождественно понятиям “антирелигиозный” и “атеистический” и не содержит указания на запрет от сотрудничества государства и религиозных организаций, к которым выражает свою принадлежность или культурологически относят себя большинство граждан Российской Федерации. Особое внимание было уделено понятию толерантности. Участники считают, что его чрезмерное распространение в современной России, особенно в сфере образования, способно нанести (и наносит) больше вреда, чем пользы, ибо это понятие употребляется не по назначению. Его место – в сфере политики. В сфере культуры концепция толерантности не работает, т.к. не предполагает идеи сотрудничества, но лишь терпение инаковости при любых условиях, часто неоправданно. Установление нормальной коммуникации требует диалога, нахождение возможностей взаимоприятия, взаимообогащения, чего плоский мир толерантности не дает. Участники предлагают во всех формах межкультурного взаимодействия (как на уровне личности, так и группы) заменить термин «толерантность» на более адекватный и предлагают для этого понятие метакультуры или метакультурного диалога. Большое значение имеет патриотическое воспитание. Участники считают, что органам исполнительной власти края и местного самоуправления необходимо усилить работу по координации деятельности в вопросах патриотического воспитания общественных объединений, творческих союзов, вооруженных сил и Русской Православной Церкви, обобщению и распространению опыта патриотического воспитания граждан Приморья. Государство, общественность, педагоги и родители должны уделять содержанию образования в школе первостепенное внимание, поскольку полноценное образование невозможно без качественного воспитания. Новые федеральные стандарты государственного образования (ФГОС), которые должны вступить в силу с сентября 2009 года, и которые сегодня спешно дорабатываются Российской академией образования, уделяют проблеме воспитания значительную роль. Традиционные религиозные конфессии поддерживают это направление ФГОС, с удовлетворением отмечают наличие в стандартах Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников (Концепция ДНВ), считают ее текст удовлетворительным, хотя и требующим более четкой расстановки некоторых акцентов, касающихся места и роли религиозной культуры в системе образования, Считая необходимым быстрейшее утверждение новых стандартов, как адекватно соответствующих современному состоянию образования в РФ и дающих возможность его развития в должном направлении. Стандарты требуют небольшой доработки по взаимоувязке отдельных частей, что, видимо, представляет проблему просто в силу большого объема документов и количества разработчиков. Все это приобретает особую значимость в свете предложения Президента Д.А. Медведева 21 ИЮЛЯ 2009 на рабочем совещании с лидерами основных конфессий.
Центральная власть оказывается не в состоянии решить эту проблему, хотя в ряде субъектов Российской Федерации, особенно в Центральном Федеральном округе, она успешно реализуется. В Курской, Рязанской, Смоленской, Белгородской и других областях подписаны договоры о сотрудничестве между епархиальными управлениями и администрациями субъектов Федерации, которые заложили нормативно-правовую основу для организации системной работы по православному просвещению детей и юношества.
Опыт: Вятско-полянский район и г. Вятские Поляны.
Кильмезский
В районе успешно реализуется проект «Народной библиотеки» Кильмезской воскресной школы под руководством протоиерея Александра Попова, где собранна уникальная библиотека православной литературы, периодической печати, в том числе и по направлению православной педагогики. Малмыжский
Немский
Нолинский
Уржумский
В целом окружные мероприятия
Среди участников секции было проведено анкетирование, результаты которого свидетельствуют, что одной из главных трудностей в преподавании православной культуры является отсутствие возможности для регулярного обмена опытом преподавания предмета, а также отсутствие необходимой литературы для повышения квалификации самих педагогов. В этой связи по итогам работы секции была принята резолюция о необходимости выработки подходов к организации методического объединения учителей Подмосковья, преподающих православную культуру в общеобразовательных школах. Это объединение необходимо для правовой, информационной, научно-педагогической, методической поддержки практики изучения истории и культуры Православия в государственной и муниципальной системе образования, а также координации действий педагогов (высшей и средней школы), ученых, районных отделов образования и церковных организаций по данному направлению.
Учитывая актуальность, сложность и многоплановость рассматриваемых на секции проблем конференция приняла решение о проведении в дни школьных ноябрьских каникул 2006 г. на базе факультета истории, политологии и права Московского государственного областного университета научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание». На ней предполагается рассмотрение проблем содержания и особенностей преподавания православно ориентированных предметов в общеобразовательной школе, а также форм и методов работы на основе уже имеющегося в области опыта. Участникам будут предложено ознакомиться с мультимедийными разработками (в том числе по подмосковному материалу), спецификой их использования в учебном и воспитательном процессе. Важнейшей задачей является также выработка форм взаимодействия образовательных и церковных структур в деле преподавания Православия в государственных и муниципальных учебных заведениях.