Врата Царства Небесного
автор: Ирина Редько
Thu, 26 Feb 2009, 11:48
|
Сегодня
Царские врата -- обязательная часть иконостаса православного храма. Они
находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь.
Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV
веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение -- объясняют
старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и
главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент
Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.
Врата для царя
|
Царские
врата – обычно самая украшенная часть иконостаса. Украшения могут быть
самые разные: резьба, золочение; на барочных иконостасах вырезали
виноградные лозы, райских животных. Иконостас в храме Иоанна Богослова
в Ямбурге (Тобольская обл.). Русский стиль, мастерская А. Лавданского |
«Первые христиане собирались на молитву в частных домах, а в IV веке,
когда христианство становится государственной религией, императоры
передают христианам базилики -- самые большие здания в римских городах,
использовавшиеся для судебных заседаний и торговли. Царскими
в этих зданиях назывались главные ворота, через которые в храм входили
император или епископ, -- поясняет Александр Ткаченко. -- Народ же
входил в храм через двери, расположенные по периметру базилики». В
древней Церкви главным лицом, совершавшим богослужение, а также главой
общины был епископ. Без епископа богослужение не начиналось -- все
ждали его перед храмом. Вход в храм епископа и императора, а вслед за
ними всего народа, был самым торжественным моментом в начале Литургии.
Алтарная часть храма оформилась не сразу.
Сначала ее отделяли от основной части низкими перегородками, затем в
некоторых храмах появились завесы (катапетасмы от греч. katapštasma ),
которые закрывались в определенные моменты литургии, прежде всего на
время освящения Даров. «В первом тысячелетии очень мало свидетельств об
этих завесах, -- говорит Александр Ткаченко. -- В житии святителя
Василия Великого рассказывается о том, что святитель ввел использование
завес, закрывающих Престол, по причинам совсем не богословским: диакон,
который ему сослужил, часто оглядывался на женщин, стоящих в храме. Во
втором тысячелетии употребление завес становится распространенным.
Часто они украшались шитьем, изображениями святых, Богоматери».
Наименование «Царские врата» было перенесено с
главного входа в храм на врата иконостаса также во втором тысячелетии.
«Впервые вратам, ведущим в алтарь, начинают придавать самостоятельное
значение только в XI веке, -- рассказывает Александр Ткаченко, -- когда
в одном из толкований литургии говорится, что при словах “Двери!
Двери!” закрываются не ворота храма, а дверки, ведущие в алтарь.
Полностью иконостас, каким мы его знаем -- с Царскими вратами, рядами
икон, -- сложился только к XVI - XV векам».
Историческое и символическое
Когда крупные церковные общины распались на
множество приходов, обычай ожидания епископа исчез. В приходских храмах
стали служить священники, которые могли с начала богослужения
находиться в алтаре. «Поэтому постепенно (после VIII - IX веков) вход в
епископа в храм, а затем в алтарь получил новый смысл: появились
дополнительные песнопения, молитвы, которые сопровождают этот вход
(сегодня его называют Малым или входом с Евангелием). В древности
Евангелие находилось в охраняемом и тайном месте. Это было связано с
гонениями, с опасностью утери Евангельского кодекса. Принесение
Евангелия для чтения было торжественным моментом. Сейчас Евангелие
всегда хранится на Престоле, а Малый вход соединяет оба действия: вход
епископа (священника) в храм и принесение Евангелия, которое берется с
Престола, выносится через диаконские врата и уносится обратно через
Царские». Смысл Малого входа трактуется по-разному: согласно
толкованиям одних святых отцов, Малый вход символизирует Боговоплощение
и пришествие Спасителя в мир, по мнению других -- начало Его
общественного служения и выход на проповедь.
|
Царские врата украшены храмами, увенчивающимися многочисленными главками. Символ Небесного Града Иерусалима |
Еще раз во время литургии процессия священнослужителей проходит через Царские врата, когда поется Херувимская песнь
и выносится Чаша с вином, которое станет Кровью Христовой, и дискос с
Агнцем, который станет Телом Христовым. Эта процессия получила название
Великого входа. «Самое первое объяснение Великого входа относится к
рубежу IV - V веков, -- поясняет Александр Ткаченко. -- Авторы этого
времени говорят, что процессия обозначает несение снятого с Креста
умершего Тела Христова и Его положение во гроб. После того как будут
прочитаны евхаристические молитвы и Дары станут Телом Христовым, они
будут обозначать Воскресение Христово, Христос воскреснет в Святых
Дарах. В византийской традиции Великий вход получил иное истолкование.
Оно раскрывается в Херувимской песни, которая сопровождает процессию.
Она говорит нам о том, что Великий вход -- это встреча Христа-Царя,
которого сопровождают Ангелы-Телохранители. И Царские врата могут
называться так не только потому, что в древности через них входил
император, а потому, что сейчас через них входит Христос как Царь
Славы, который идет на крестную смерть за грехи людей по любви к
человеку».
Канон и творчество
О традициях проектирования Царских врат и
задаче зодчего рассказывает архитектор Андрей Анисимов: «Царские врата
-- это врата Рая, Царствия Небесного. Из этого мы и исходим при их
создании. Царские врата должны быть размещены строго по центру, по оси
храма (за ними должен быть Престол, дальше -- горнее место). Царские
врата -- обычно самая украшенная часть иконостаса. Украшения могут быть
самые разные: резьба, золочение; на барочных иконостасах вырезали
виноградные лозы, райских животных. Встречаются Царские врата, на
которых все иконы помещены в рамки-храмы, увенчивающиеся
многочисленными главками, что символизирует Небесный Град Иерусалим».
Царские врата, как святыня, могут переходить
из одного храма в другой. «Иногда смотришь, а Царские врата не из
общего ансамбля. Потом выясняется, что это врата XVI века, их в
советское время бабушки спрятали перед закрытием или разрушением храма,
а теперь эти врата опять на своем месте, а иконостас новый», --
продолжает Андрей Анисимов.
Как правило, на Царских вратах изображаются
четыре евангелиста и Благовещение. Но внутри этих тем возможны
варианты. «Может быть изображено только Благовещение в рост, --
поясняет архитектор. -- Если врата маленькие, вместо евангелистов могут
быть размещены их символы-животные: орел (символ апостола Иоанна
Богослова), телец (апостол Лука), лев (апостол Марк), ангел (апостол
Матфей). Если в храме кроме основного алтаря еще два придела, тогда на
центральных Царских вратах могут изобразить Благовещение и
евангелистов, а в боковых приделах -- на одних вратах Благовещение, а
на других -- святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого -- авторов
чинопоследований Божественной литургии».
Над вратами чаще всего помещается изображение
Тайной Вечери, но может быть Христос, причащающий апостолов
(«Евхаристия») или Троица. Иконография Царских врат (Благовещение и
Евангелисты) показывает нам путь, которым можно войти в Райские врата
-- путь спасения, который открывается Благой вестью о рождении
Спасителя и раскрывается в Евангелии.
У зодчего при проектировании Царских врат
остается поле для творчества. Царские врата, как и иконостасы, могут
быть деревянными, каменными, мраморными, фарфоровыми, железными. «Для
промышленника Демидова самым дешевым материалом было железо -- он делал
иконостасы из железа. В Гжели -- иконостасы из фарфора. В Греции, где
много камня, алтарная преграда из камня. В греческом иконостасе Царские
врата низкие, по грудь, проем между вратами и аркой -- большой. При
закрытых Царских вратах, но при отдернутой завесе видно Престол, горнее
место, то, что происходит в алтаре, хорошо все слышно».
|
Современный иконостас, выполненный в классическом византийском стиле минскими мастерами |
Почему Царские врата не всегда открыты?
По уставу в Пасхальные дни -- Светлую седмицу
-- Царские врата открыты постоянно. Это символ того, что Христос,
претерпев Крестную смерть, открыл нам вход в Рай. Алтарь символизирует
Рай, а остальная часть храма -- землю.
Сейчас можно услышать призывы: давайте
служить, как в древней Церкви, с открытыми Царскими вратами, что
скрывать от верующих? «Этот призыв не имеет ничего общего с научным
изучением древнего богослужения, -- комментирует Александр Ткаченко. --
В древности у дверей в основную часть храма стояли специальные
служители, именовавшиеся остиариями (дверниками). Они следили за тем,
чтобы за литургией находились только те, кто будет причащаться,
остальные (оглашаемые и кающиеся, те, кто не имел права причащаться)
удалялись из храма при возгласе диакона «елицы оглашении, изыдите» (те,
кто являются оглашенными, выйдите из храма). И именно поэтому в
древности проблемы закрытия Царских врат и алтаря не существовало.
Впоследствии, когда чин оглашаемых исчез, а причастников стало меньше,
алтарь стали закрывать от тех, кто находится в храме, во избежание
профанирования Таинства».
Открытие или закрытие Царских врат показывает
наиболее важные моменты богослужения. О благоговении говорят и слова
молитвы, которую произносит священник перед тем, как войти через
Царские врата в алтарь в конце третьего антифона. В ней есть слова:
«Благословен вход святых Твоих». По одному из толкований, в словах этой
молитвы имеется в виду вход во Святое Святых, поскольку алтарная часть
христианского храма символически соотносится со Святым Святых
Иерусалимского храма, куда никто, кроме первосвященника, не имел права
входить. Поэтому, когда священник говорит: «Благословен вход святых
Твоих» -- это значит «благословен вход во Святое Святых», то есть путь
на небо, открытый нам, по словам апостола Павла, Господом Иисусом
Христом (см.: Евр. 9, 7-28). Но можем ли мы сказать, что всегда готовы
к пути на небо? И если ответим честно, окажется, что открытый алтарь и
Пасхальная радость не по силам нам постоянно.
Источник: http://www.pravmir.ru/article_3838.html |