ЗА ДУШИ ЛЮДСКИЕ
Обзор работы семинара "Мир религиозного
сектантства. Проблемы преодоления",
проходившего в рамках IX Рождественских
чтений.
Исповедовать свои согрешения и значит
благодарить Бога. Подлинно, ничто так не приятно
Богу, как если кто считает себя великим
грешником. Это есть начало всякого любомудрия:
смиренный и сокрушенный никогда не будет ни
тщеславиться, ни гневаться, ни завидовать
ближнему – словом, не будет питать в себе ни
одной страсти.
Святитель ИОАНН ЗЛАТОУСТ
На семинар, посвященный проблемам сектантства,
собираются, как правило, люди, хорошо друг друга
знающие, занимающиеся этими вопросами уже не
первый год, и потому работа семинара началась без
долгих предисловий. Традиционно
председательствовавший архиепископ
Белгородский и Старооскольский Иоанн обратился
к собравшимся с кратким напутственным словом, в
котором отметил, что за последнее время
значительно повысилась культура дискуссии по
этим вопросам, снизился накал страстей, столь
часто ранее мешавший.
Последовавшие выступления лишь подтвердили
справедливость слов владыки: разговор на
семинаре шел деловой, споры были конструктивны, а
взаимоотношения между участниками дискуссии –
корректны. Все это можно охарактеризовать
понятием "работа профессионалов".
Да иначе и быть не могло, поскольку круг
вопросов, рассматриваемых на семинаре, требовал
уже не эмоций, а знаний, и сами эти вопросы
возникли в практической миссионерской работе в
различных епархиях, подчас в условиях жесткого
противостояния тем или иным тоталитарным сектам
и религиозным группам, осуществляющим сегодня
религиозную экспансию на пространствах России.
Видимо, именно опасность и глубина
проникновения, а главное, та легкость, с которой
это проникновение тоталитарных сект
осуществляется, подвигла собравшихся к
разговору о правовых проблемах и возможности с
помощью закона противостоять проповедникам
наиболее опасных сект. Было предложено внести в
протокол предложение о необходимости
сформировать межконфессиональный
государственный комитет, который регулировал бы
вопросы исполнения законов в отношении
деструктивных сект и тоталитарных культов,
нетрадиционных религиозных течений. Выступавшие
в защиту этого проекта в качестве главного
аргумента приводили опыт противостояния
традиционных религий и сект в местах лишения
свободы, где противоречия эти обострены до
крайности.
В сущности, там, за высокими стенами и колючей
проволокой, развернулась настоящая война за души
наших соотечественников. Пребывающие там попали
в тюрьмы разными путями. Среди закоренелых
злодеев есть немало людей, попавших туда
случайно. Поддавшись бесовскому наваждению,
которое им кажется сиюминутной вспышкой гнева,
глупости, жадности и прочего, они совершили
проступки, за которые обречены годы и годы своей
жизни провести в ужасных условиях нашей системы
исполнения наказания. Многие из них больны и
духовно и физически, страдания, ими переносимые,
заставляют часто переосмыслить прожитое, и все
это вызывает интерес к вере. Здесь очень важно
уловить этот интерес, поддержать его, развить,
направить в нужное русло... И тут к ним приходит
другая беда! На этот призыв для духовного
окормления слетаются все те же силы, что и
привели их за решетку. Только на сей раз они
выряжены в одежды проповедников спасения их душ!
Начинается новый этап погубления, обучение
ереси! Кто только не действует нынче в тюрьмах и
колониях России! По словам выступавших, каждый
визит православного священника в зону
обнаруживает, что до него тут уже побывали и
"Армия спасения", и "Свидетели Иеговы",
и "Адвентисты седьмого дня", и другие прочие.
Кроме того, многие члены деструктивных сект,
особенно сатанистского толка, осужденные за
совершения уголовных преступлений – ритуальные
убийства, торговлю наркотиками и оружием,
растление малолетних, завладение чужим
имуществом, шантаж и вымогательство,
рассматривают свое пребывание в неволе как некое
служение, "необходимость пострадать за
веру", а заодно набрать "авторитета" в
глазах членов секты, пребывающих на свободе.
Пользуясь обстоятельствами, они продолжают свою
"работу", вербуя в среде заключенных новых
адептов. По словам выступавших, а по этому
вопросу высказывались и юристы, и священники,
непосредственно работающие с заключенными, вся
эта деятельность сопровождается активнейшей
благотворительностью, как легальной, так и
нелегальной. Легальная, проводимая через
официальные источники, открывает для сектантов
ворота тюрем и колоний руками начальства,
получающего, при скудном государственном
финансировании, дополнительные деньги,
оборудование, лекарства и продукты, взамен
позволяя распространять религиозную литературу
жертвователей среди заключенных, встречаться с
ними для бесед и проповедей. Нелегальная
поддержка своих адептов членами различных
маргинальных сект позволяет тайным
вербовщикам-проповедникам занимать
определенное положение в обществе заключенных и
потому придает их проповеди дополнительный
авторитет.
Выступавшие юристы в своих речах возлагали
большие надежды и упования на предполагаемый ими
комитет, и некоторые из священников их
поддержали. Но вот слово взяла В.А. Рычкова,
председатель Комитета защиты семьи и личности,
выразившая сомнение по поводу действенности
такого межконфессионального комитета, в который
тут же пожелают войти равноправными членами те
же баптисты, адвентисты и целый ряд других
религиозных движений, считающих себя
"традиционными" в России. Госпожу Рычкову с
места поддержали еще несколько ораторов,
занимающихся миссионерской деятельностью в
провинции. Выступавшие, приехавшие на семинар из
Уфы, с Урала, из сибирских городов, говорили о том,
что уповать на чиновников любых комитетов – дело
малонадежное. Они рассказали о том, как уже
предпринимались подобные попытки создания
подобных органов на местах, и выходило так, как
оратор и предполагал: в подобный орган
немедленно проникали "представители
традиционных конфессий", относящиеся к самым
настоящим деструктивным сектам, и блокировали
любые шаги, направленные к ограничению
деятельности сект. Что и неудивительно!
Поскольку и у "традиционных" сектантов, и у
новоиспеченных "церквей" на территории
России враг один – "ужасное",
"фантастическое", "консервативное",
"косное", "устарелое",
"реакционное", вообще "неправильное",
"несовременное" Православие!
В своем выступлении директор Института
государственно-конфессиональных отношений и
права И.В. Понкин перевел правовую
дискуссию в новую плоскость – юридическое
противостояние представителей православных
организаций и отдельных граждан с сектами или их
представителями. Много было сказано горьких слов
о разобщенности православных, неумении,
собравшись воедино, достигать результата,
нежелании поддержать своих братьев и сестер,
вступивших на путь борьбы с засильем сект. Вот и
складывается парадоксальная ситуация: у себя
дома православные вроде как в гостях! На судебный
процесс, возбужденный группой лиц, считавших, что
их семьи пострадали от действий секты
"Свидетели Иеговы", прибыли около сотни
членов этой секты в качестве "группы
поддержки", защищали интересы секты несколько
известных, "вхожих в высокие кабинеты"
юристов. Со стороны же православных были лишь те
самые пять (!) пожилых истиц и юрист, по словам
оратора, "не проявивший должного
профессионализма". И такой расклад сил не
исключение, а правило. Нет, оказывается,
серьезных профессионалов-адвокатов, владеющих
тематикой противосектантского
законодательства, разбирающихся в подобных
вопросах и стоящих при этом на позициях защиты
интересов Православия. Нет их потому, что эти
вопросы чрезвычайно сложны, требуют
серьезнейшей проработки и вместе с тем не могут
принести ощутимых доходов, сравнимых с теми, что
нынче имеют юристы, занимающиеся уголовными или
экономическими делами. Да к тому же человек,
равнодушный к религии, не очень-то и желает
ввязываться в подобную борьбу против сект,
опасаясь быть увенчанным погибельным для
репутации клеймом "инквизитора", пособника
"реакционных фанатиков и попов".
В своем выступлении И.В. Понкин коснулся
также и пассивности общей массы верующих,
приведя в качестве обратного примера случай,
произошедший в небольшом городке в США, куда
приехал человек, называвший себя колдуном и
открывший в городе магазин по продаже амулетов,
снадобий, талисманов и пособий по магии и
чародейству. Через два дня активисты местной
христианской общины пришли к хозяину того
помещения, которое арендовал под свою лавочку
колдун, и попросили своего земляка отказать
приезжему в аренде. Не смея идти против мнения
общины, владелец помещения в тот же день
потребовал от арендатора, чтобы тот убирался, и
вернул ему деньги, взятые за аренду вперед. После
этого чародей обошел множество мест в городе, но
везде его ждал отказ. Тогда он стал требовать у
властей города объяснения, упирая на свои
конституционные права, дающие ему возможность
свободного исповедания. На это ему ответили:
"Мы не препятствуем тебе в вере, – верь во что
хочешь! Но торговать ты в нашем городе не будешь,
потому что это наш город!"
Оратор, к сожалению, не учел одной печальной
особенности нынешней ситуации в России, при
которой такой замечательный пример невозможно
повторить, а именно: вряд ли сейчас сыщется хоть
один город на всем нашем огромном пространстве, в
котором христианская община пользовалась бы
таким большим влиянием, чтобы требовать отказа в
аренде или просто сказать: "Так будет потому,
что это наш город".
С любопытным докладом выступила кандидат
исторических наук, преподаватель Российского
Православного университета Т.Н. Кузнецова,
прочитавшая доклад о бесценном опыте и вполне
успешных приемах миссионерской и
противосектантской деятельности Русской
Православной Церкви в дореволюционной России,
когда отношение власти к вопросам религии после
принятия в апреле 1905 года либерального закона,
дозволившего многое из прежде запрещенного,
стало в лучшем случае равнодушным. И это, по
мнению Т.Н. Кузнецовой, во многом делает
нынешнюю ситуацию в России схожей с тогдашней, а
стало быть, и прежний успешный опыт стоит
использовать и сегодня.
Весьма любопытным было выступление
тележурналиста Александра Егорцева, настоящего
профессионала православной тележурналистики.
Учитывая, что опыт противостояния сектантам у
Александра имелся еще со времен его учебы в МГУ,
превратившегося ныне, к сожалению, в питомник для
развития самых разных групп и сект, то и в вопросе
сектоведения выступавшего можно считать
человеком весьма сведущим. Это выступление
вселило в собравшихся определенный оптимизм. Как
оказалось, годы борьбы и разъяснений, труды
многих известных и неизвестных миссионеров,
ученых не пропали даром, и постепенно из рук
сектантов уплыло их некогда мощное оружие:
поддержка средств массовой информации. Теперь
СМИ для большинства сектантов – один из главных
врагов! Если раньше сектанты человека с
блокнотом и телекамерой всячески привечали, то
теперь, по словам оратора, от него стараются
скрыться, не допустить во внутренний мир секты.
Поскольку вместо ожидаемой рекламы с экранов
телевидения и со страниц газет раздаются призывы
быть осторожнее в общении с сектами, все чаще
появляются правдивые передачи, разрушающие все
дела сектантов по построению "в дикой
России" собственного благополучия. Да и сами
СМИ уже в значительной степени "поумнели",
осознав, что поддержка той или иной секты рано
или поздно обернется скандалом, а стало быть,
потерей доверия к телекомпании или изданию,
падению тиражей или рейтинга, доходов от продаж и
размещения рекламы. В качестве примера была
приведена попытка кришнаитов "протолкнуть"
на одном из центральных каналов передачу о себе,
рисующую их в самых привлекательных красках. Для
них это было совершенно необходимо после
грандиозного конфуза – человек, называвший себя
кришнаитом, ритуально убил православного
священника. Кришнаиты тогда заявили, что они не
считают этого человека единоверцем, что это он
сам себя таковым называет. Съемочная группа
программы "Русский дом", в составе которой
был и А. Егорцев, посетила убийцу в тюрьме, и
журналисты беседовали с ним. По словам А.
Егорцева, этот человек отлично ориентировался в
религиозных воззрениях кришнаитов, утверждал,
что разделяет их, хорошо разбирался в вопросах
вероисповедания данного религиозного течения,
уверенно дискутировал, используя доводы из
арсеналов кришнаитов. Если формально он и не
принадлежал к "Обществу сознания Кришны", то
фактически по своим воззрениям был таковым.
После этой передачи кришнаиты надолго затаились
и в качестве контрмер пытались организовать ту
самую передачу, пустив в ход в качестве основного
инструмента предложение внушительной суммы
денег. Но, к чести телекомпании, она отвергла
предложение.
Кроме того, в этом выступлении прозвучали
тревога и недоумение по поводу отсутствия в
телевизионном эфире собственного православного
телевизионного канала и студии по производству
православных телепередач. Ведь телевидение –
это мощнейшее средство обращения к широким слоям
населения с миссионерской проповедью, а одной из
ипостасей такого канала могла бы стать
антисектантская пропаганда и оперативное
предупреждение возможных действий сектантов.
Отрадно, что именно "Воскресная школа"
совсем недавно опубликовала материал на эту же
тему, целиком совпадающий с мнением такого
профессионала, каковым, без сомнения, является
Александр Егорцев.
В ходе работы семинара состоялось отрадное
событие: сотрудники Отдела катехизации
Свято-Данилова монастыря представили новинку в
миссионерской работе – специализированный сайт
в Интернете, посвященный такой опасной и
стремительно растущей в России и во всем мире
секте, как "Свидетели Иеговы". Теперь любому
миссионеру, столкнувшемуся с этой сектой, можно
будет получить исчерпывающую информацию о ней по
электронному адресу: www.synergia.itn.ru/iegova или позвонив
по телефону (095) 955-67-88.
Сопредседатель семинара, известный миссионер и
руководитель Центра по реабилитации жертв
нетрадиционных религий имени Хомякова священник
Олег Стеняев в своем докладе рассказал о том,
как сложно, нередко в индивидуальном порядке,
приходится работать с теми, кто решил порвать с
сектами и вернуться в лоно Православия. Таковых
за время работы Центра насчитывается уже более
тысячи человек. И это не просто число, это тысяча
судеб, тысяча человеческих историй, тысяча битв
за людские души, увенчавшихся победой! Рассказал
отец Олег и о том, как приходится идти за этими
душами на собрания различных сект и
"церквей", в сложных диспутах посрамляя
лжепророков и учителей ереси.
Однажды в Белгородской епархии группа
священников пришла на годовое собрание
"Свидетелей Иеговы". Все священники были
одеты "по чину", а отец Олег был в штатском и
держался от них отдельно. Когда священники
попросили разрешения задать иеговистскому
проповеднику несколько вопросов, тот осадил их,
сказав, что, мол, и другие тут имеются, которые
интересуются, и указал... на отца Олега, тоже
поднявшего руку. Видимо, новичок богатырского
роста в джинсах и свитере показался ему
простаком, способным задать несложный вопрос.
Тут-то отец Олег и спросил... В результате возник
диспут, по ходу которого иеговист-проповедник
сбежал из зала, бросив свою паству! А вокруг
православных священников все собирались и
собирались спрашивающие. Иногда после подобных
диспутов удается увести из секты несколько
десятков человек, с которыми потом предстоит еще
много работы, поскольку уйти откуда-то еще не
означает прийти туда, куда хотелось бы. Центр не
оставляет своих "крестников" и после того,
как они пройдут чин присоединения к Православной
Церкви, стараясь направить их в какой-нибудь
приход к священнику, с которым уже заранее
договорено о духовном окормлении
присоединившихся, а кое-кого приходится даже и
прятать в дальних монастырях от преследования и
мести сектантов.
Подлинным сюрпризом на семинаре стало
выступление представителей старообрядчества, в
особенности поповского толка. Блестящие
ораторские способности, отменный русский язык,
простота изложения и полное владение темой
приковали внимание к выступавшему – редактору
старообрядческого журнала "Церковь". И
хотя некоторые из приведенных рассказов о
старообрядцах вызвали "ухмылку в бороду" у
многих православных священников-миссионеров,
однако с одним из тезисов, прозвучавших из уст
оратора, нельзя не согласиться: несмотря на века
противостояния, существующие различия, по крови
мы братья, а наше исповедание веры очень близкое,
поэтому и спор наш, спор братский, не должен
перерасти в драку. Поскольку велика опасность
того, что, покуда братья будут биться друг с
другом, придут народы, по словам оратора, "с
лицами, как у каменной бабы в степи, с ними
спорить будет не о чем. Потому что они не будут
знать, о чем идет речь". Исторических аналогий
к этому тезису, что и говорить, хватает с
избытком!
К сожалению, время этого интереснейшего
семинара истекло быстро, как всегда его не
хватило для того, чтобы высказались все желающие.
Также мало его было и для общения в кулуарах,
поскольку часть участников семинара,
командированных в Москву из далеких краев,
спешили попасть и на другие семинары, чтобы
полнее охватить палитру чтений. Поэтому не
лишним будет пожелать устроителям семинара к
следующим Рождественским чтениям отвести для
подобной важной темы целый рабочий день.
Валерий ЯРХО
Источник: http://vos.1september.ru/article.php?ID=200101705 |