Путь к Богу начитается с покаяния
Святые
отцы называют покаяние вторым крещением. Именно с исповеди начинается
сознательная церковная жизнь человека, к ней христиане приступают чаще,
чем к другим Таинствам. О том, что такое исповедь, с какими скорбями и
радостями встречаются в наше время исповедники и исповедующие, мы
беседуем с настоятелем Свято-Троицкого собора Саратова игуменом
Пахомием (Брусковым)– В наше время у многих людей
отсутствуют самые элементарные представления о церковной жизни, о
смысле и значении Таинств. В частности существует множество мифов,
страхов и просто вымыслов в отношении исповеди. Как бы Вы определили
суть этого Таинства? –
Исповедь, покаяние – это удивительное Таинство, которое позволяет
человеку измениться, начать жизнь заново. Мы помним, что в Евангелии
проповедь Христа предваряется словами: «Покайтесь, ибо приблизилось
Царство Небесное». В наше время путь к Богу также начинается с
покаяния. Именно с исповеди, с осознания своих грехов начинается
подлинное воцерковление. Зачастую человек, приходящий в храм, посещает
богослужения, читает церковную литературу, занимается какой-либо
полезной деятельностью. Но при этом он должен понимать, что всего этого
недостаточно, если нет покаяния. Любые внешние перемены нужно начинать
с очищения от страстей своего собственного сердца. –
Многие наши соотечественники называют себя православными. Они приходят
в храм, посещают богослужения, но не могут заставить себя подойти к
аналою. Почему современному человеку столь сложно прийти на исповедь? –
Современное общество живет по законам, которые существенно отличаются
от христианских. В любой ситуации, независимо от истинного положения
вещей, человек стремится к самооправданию и осуждению других. В то
время как на исповеди необходимо мужественно признать свои ошибки, не
ища оправдания в каких-либо внешних обстоятельствах. Во время исповеди
человек призван увидеть свою душу в истинном свете. Путь покаяния очень
сложен, но без подвига личного исповедания грехов невозможно спасение. – А почему нужно личное общение со священником? Ведь Господь видит сердце человеческое, неужели Он не примет тайного воздыхания? –
Да действительно, сердце человеческое, его глубину видит только Бог. И
только Он может оценивать силу, искренность покаяния. Но священник –
это не простой человек, которому можно рассказать о своих грехах или
проблемах. Ему, как преемнику апостолов, Самим Христом дана великая и
страшная власть: вязать и решать (см.: Мф. 18, 18). Но при
этом прощает грехи, милует человека, безусловно, Сам Господь. Священник
же является только свидетелем, который на Страшном Суде даст ответ за
души кающихся. – Насколько священник отвечает за своих чад? –
Ровно настолько, насколько доверяет ему исповедующийся, насколько он
имеет мужество и решимость поступать по благословению священника. А
если человек, подходя за благословением, уже имеет свое собственное
решение, которое для него дороже мнения духовника, если желание
услышать свое мнение из уст батюшки понуждает его просить совета у
разных священников, если нет решимости менять свою жизнь согласно
христианским заповедям, вряд ли можно говорить о какой-либо
ответственности священника за такого человека. При этом следует
понимать, что недопустимо перекладывать на плечи священника
ответственность за свою жизнь. – Священнику на исповеди
приходится слышать о самых неприглядных поступках, о самых темных
движениях души. А ведь зачастую на исповедь приходят люди, с которыми
священник общается и вне богослужения. Как выносит он этот огромный
груз? – Ответ на этот вопрос можно услышать во время
рукоположения. Ведь именно в Таинстве священства человеку дается
Божественная благодать, которая «немощная врачует и оскудевающая
восполняет». Священник не простой человек. Ему Богом дается не только
власть отпускать чужие грехи, но и возможность понести боль других
людей, помочь страждущему встать на путь исправления. К тому же любой
священник радуется, когда человек приносит искреннее покаяние и
решается изменить свою жизнь. Ведь он в первую очередь видит не грязь,
не страсти, а напротив – прекрасные качества человеческой души, которые
и побуждают ее начать борьбу с грехом. – Приходилось
слышать даже от церковных людей, что не стоит называть каких-либо
грехов или исповедовать нечистых помыслов, чтобы не обидеть батюшку, не
поранить его душу. – Это неправильный подход.
Священника, который за свою жизнь исповедовал сотни, а то и тысячи
людей, сложно чем-то удивить. Практически нет таких поступков, о
которых бы он не слышал. Зачастую причиной такого рассуждения
становится скрытая гордость. Человек, сознавая свою греховность,
представляет, что его падения какие-то особенные, что такого от него
никто не ожидал. Но ведь многие страсти священник видит еще до
исповеди. Так родители зачастую без каких-либо признаний видят, что с
их ребенком творится недоброе. А когда он решается в этом признаться
сам, попросить прощения, родители радуются. Хорошо, когда человек,
готовящийся к исповеди, думает о том, как не поранить сердце батюшки,
по возможности проявить любовь и деликатность. Но это благое стремление
должно иметь разумные пределы. Ведь приходя к врачу, мы не спрашиваем,
боится ли доктор крови, а надеемся на помощь. И врач должен
абстрагироваться от переживаний пациента именно для его блага. Конечно,
аналогия с врачом не совсем совершенна. Врач, исцеляя тело больного, не
может чувствовать душевной боли. Священник же, врачуя души, разделяет
страдания и боль своих чад. В каком-то смысле священник постоянно
умирает за совою паству. В этом и есть суть истинного жертвенного
служения пастыря. – Что доставляет особую скорбь исповедующему священнику? –
Очень тяжело видеть, когда человек, приходя на исповедь, начинает
осуждать других, а себя оправдывать, выставлять в выгодном свете. В
таком случае бывает трудно объяснить ему, что причина скорбей и
нестроений находится в его собственном сердце. Зачастую люди подходят к
исповеди формально. Таинство покаяния воспринимается в качестве некоего
«пропуска» к Причастию. Огромной проблемой для многих современных
христиан становится душевная леность. Человек вроде бы кается, осознает
неправедность своих поступков, стремится к исправлению. Но когда
священник начинает предлагать ему совершить конкретные действия,
исправить что-то в жизни, то встречает полное нежелание работать над
собой, что-либо всерьез изменить. Еще одной трудностью, с которой
сталкиваются люди, по мере воцерковления, является привыкание к
исповеди. Когда человек начинает постоянно посещать богослужения,
участвовать в Таинствах, очень сложно бывает сохранить внутренне
горение, живое чувство покаяния. Для этого необходимо постоянно
работать, быть внимательным к своим поступкам, мыслям. Большую пользу
приносит чтение святоотеческой литературы. Вообще, следует отметить,
что без чтения невозможно развитие христианина, положительные изменения
в его духовной жизни. Большую скорбь вызывает лицемерие, неискренность
исповедующегося. Не стоит на исповеди вспоминать падения далекой
юности, в которых уже неоднократно принесено покаяние. Ведь для каждого
возраста и состояния свойственны свои грехи. Каяться нужно в том, чем
согрешает человек в настоящее время. В наше время многим людям не с кем
поделиться своими проблемами, просто поговорить. И потому исповедь
зачастую превращается в разговор о жизни. Это также неправильно. – А что больше всего радует во время исповеди? –
Самая большая радость для священника – искреннее обращение страждущей
души к Богу. Нет большего утешения для священника, как видеть искреннее
покаяние, слезы, решимость бороться с грехом. –
Священник помогает очень многим людям: поддерживает их, утешает, дает
совет в самых безвыходных ситуациях. А что исповедь дает ему самому? –
Любой исповедующий священник, безусловно, должен постоянно
исповедоваться сам. Он не сможет помочь приходящим к нему людям, если
сам опытно не проходит путь покаяния. Что же касается исповеди, которую
он принимает, она помогает лучше увидеть и свои грехи, найти ответы на
некоторые личные вопросы. – Сейчас много говорится о
проблемах духовного руководства, о необходимости выбора духовника. Но
если на приходе нет священника, которого бы человек смог назвать своим
духовным отцом, ему все равно стоит исповедоваться у одного батюшки? –
Я думаю, да. В духовной жизни обязательно необходимо постоянство, некая
система. Зачастую человек, который стремится исповедоваться у разных
священников, не хочет смирить себя, свое мнение ценит выше
благословения священника. Поэтому, даже если нет на приходе священника,
к которому чувствуется особое расположение, необходимо выбрать одного
духовника. К тому же отношения между духовником и исповедующимся, как
правило, складываются годами. Необходимо молиться, чтобы Господь послал
человека, который сможет стать духовным отцом. – Нужно ли открывать на исповеди не только греховные поступки, но и греховные помыслы? –
Это зависит от уровня доверия между священником и исповедующимся. Если
между ними есть по-настоящему искренние доверительные отношения, стоит
рассказывать не только о своих действиях, но и открывать помыслы,
исповедовать страсти. Особенно, если эти помыслы постоянно возвращаются
к человеку. Ведь бывает, что человек в течение дня много раз согрешает,
например, осуждением. А когда он задумывается о причине своих падений,
то понимает, что за этим стоит страсть гордости, самолюбия. –
Зачастую помыслы ненависти, осуждения, раздражения возникают в
отношении самого духовника. Стоит ли рассказывать об этом на исповеди? –
Конечно, полное откровение помыслов возможно только в монастыре. Когда
такие помыслы возникают у послушника в отношении своего духовного отца,
у братии в отношении игумена, их необходимо исповедовать. В миру
несколько иные отношения. Здесь все зависит от того же доверия и
рассуждения. Но если подобные помыслы возникают у человека постоянно,
их в любом случае следует исповедовать. – В качестве одной из ошибок исповедующегося Вы назвали многословие. Насколько краткой и лаконичной должна быть исповедь? –
Все зависит от времени, обстоятельств. Так, если постоянный прихожанин
исповедуется в двунадесятый праздник, когда за ним стоит очередь из
нескольких десятков человек, он должен избегать многословных
рассуждений. Для продолжительной беседы с обсуждением проблем и
тонкостей духовной жизни более подойдет какой-нибудь будний день. Вообще
существует две крайности. Либо человек прячется за общими фразами типа
«грешен во всем, согрешил делом, словом и помышлениями», либо он
пытается дать подробное описание своей жизни с младенчества. И тот и
другой вариант неверен. Необходимо четко, кратко, но в то же время
понятно обнажить грех или страсть, а не прятать его за плетением
словес. Зачастую причиной чрезмерно детальной исповеди становится чисто
формальное стремление «полностью расплатиться» с Богом. Дескать, вот,
Господи, я во всем покаялся, и ничего больше Тебе не должен. Это также
неправильно. – Но ведь многие прихожане просто не умеют
исповедоваться. Они выросли вне церковной традиции. И многие ошибки,
которые доставляют скорбь священнику, следствие этой неопытности. –
Да, это действительно так. Но ведь очень многое зависит от самого
человека, от его искренности, желания понять церковную жизнь. Если в
нем есть некая жертвенность, стремление меняться, он обязательно
научится исповедоваться. Такому человеку поможет Сам Господь. Беседовала Марина Шмелева
Источник: http://eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6308&Itemid=3 |