Понедельник, 25.11.2024
Вятская Переправа
Меню сайта
Категории раздела
Мифы о Кирове [3]
Календарь [1]
История Уржумских церквей в XX веке [8]
Исторические справки [13]
Наш опрос
Как Вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 336
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Статьи » История » Исторические справки

Патриархи всея Руси в лицах
Решением Поместного собора на Московский Патриарший престол избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Об избрании 16-го предстоятеля Русской церкви возгласили удары большого колокола храма Христа Спасителя

Однако в истории РПЦ был ещё один патриарх. Почему его не включили в официальные списки?

В этом материале вы можете ознакомиться с биографиями всех предстоятелей РПЦ


Кто: Иов

Патриаршество: с 1589 по 1605 г.

Вехи: получение Патриаршего престола для Русской церкви; распространение христианства в Поволжье, Сибири и Карелии; предание анафеме Лжедмитрия; канонизация Василия Блаженного.


ИОВ (в миру Иоанн)(1589—1605 гг.) - первый патриарх Московский и всея Руси

В 1587—1589 гг. — митрополит Московский и всея Руси. Борисом Годуновым в политических интересах была выдвинута идея об учреждении в России патриаршее престола. Царь Федор Иоаннович поддержал это предложение и обратился к восточным патриархам с просьбой учредить Московское патриаршество, поставив российского патриарха. Согласие восточных патриархов было получено в 1588 г. после длительных и настойчивых переговоров. Приехавшего в Москву за «милостыней» (деньгами для уплаты дани Турции) Константинопольского патриарха Иеремию фактически принудили основать здесь патриарший престол. Иов был 23 января 1589 г. наречен, а 26 января поставлен патриархом.

Основным делом Иова стало проведение преобразований в русской церкви, намеченных Соборным уложением 1589 г. Почти все епископские кафедры были повышены в ранге, открылось несколько новых. Иов возвел в сан четырех митрополитов, пятерых архиепископов (из шести) и одного епископа на семь задуманных новых епархий. Установил общецерковные праздники некоторым уже признанным ранее святым, канонизировал ряд новых. Патриарх способствовал распространению христианства среди инородцев Сибири, Казанского края, Корельской области (Карелия). В Москве, в целях водворения большего благочиния в низшем духовенстве, было учреждено восемь поповских старост.

После кончины царя Федора в 1598 г. Иов оказался во главе государства. Он предложил Земскому собору сделать царем Бориса Годунова. В период борьбы с Лжедмитрием I Иов призвал народ к войне за веру и отечество (январь 1605 г.). После смерти Бориса Годунова организовал присягу молодому царю Федору Борисовичу. Но крестьяне и горожане, казаки и холопы, дворяне и священники, бояре и архиереи признали законным государем всея Руси Лжедмитрия (Дмитрия Ивановича). Патриарх был с позором изгнан толпой из Успенского собора. Он оказался единственным архиереем, отказавшимся признать нового царя, невзирая на просьбы и угрозы Лжедмитрия. Иова сослали в Старицкий Успенский монастырь, где содержали под строгим надзором. В феврале 1607 г. вместе с новым патриархом Гермогеном он разослал по стране прощальную и разрешительную грамоту, отпуская народу все прежние клятвопреступления и призывая верно служить новому царю — Василию Шуйскому (пришедшему на трон после смерти Лжедмитрия). В том же году Иов скончался в Старицком монастыре. Канонизирован.

ИГНАТИЙ (1605—1606 гг.) - второй патриарх Московский и всея Руси
Греческого происхождения. Сначала был архиепископом на Кипре, затем жил в Риме. Прибыл в Москву в качестве посланца константинопольского патриарха на царское венчание Бориса Годунова. В 1603 г. стал епископом Рязанским и Муромским. В 1605 г. первым из ру   сских архиепископов встретил Лжедмитрия в Туле как царя. После воцарения Лжедмитрия I собор русского духовенства отставил Иова от престола, единогласно избрав патриархом Игнатия. Был поставлен в качестве предстоятеля РПЦ при живом Патриархе Иове и поэтому не включается в списки законных Патриархов, хотя поставлен с соблюдением всех формальностей. После убийства Лжедмитрия в 1606 г. собор иерархов лишил Игнатия не только патриаршего, но и святительского сана, отправив простым монахом в Чудов монастырь. В 1611 г., во время господства в Москве поляков, Игнатий был освобожден из монастыря и снова признан патриархом. Через несколько месяцев бежал в Польшу, поселился в Вильно и принял унию (т. е. при сохранении почти всех догм и обрядов православной церкви признал главенство папы римского). Публично отрекся от ортодоксального православия. Впоследствии могила Игнатия была разорена при взятии Вильно русскими войсками.

Кто: Гермоген

Патриаршество: с 1606 по 1612 г.

Вехи: автор многих книг; в Москве было возведено здание типографии, началось активное книго-печатание; противник поляков, Патриарх был заточён в Чудском монастыре, где умер от голода.

 

ГЕРМОГЕН (в миру - Ермолай)(1606—1612 гг.) - третий патриарх Московский и всея Руси

Из митрополитов Казанских. Был возведен царем Василием Шуйским на место низложенного патриарха Игнатия. Во время восстания Ивана Болотникова убеждал народ стоять за Шуйского, наложив проклятие на Болотникова и его сторонников. После низложения Шуйского стал активным противником поляков, был заключен в Чудовом монастыре, где и умер от голода.

Гермоген был выдающимся церковным писателем и проповедником, одним из образованнейших людей своего времени. При нем в Москве было возведено новое здание типографии, установлен печатный станок, печатались книги.

Кто: Филарет

Патриаршество: c 1619 по 1633 г.

Вехи: отец и соправитель первого царя из семьи Романовых; обладал огромной, не имевшей аналогов архипастырской властью; создание «Сказания» о появлении патриаршества в России.

 

ФИЛАРЕТ (Романов Федор Никитич) (1619—1633 гг.) — четвертый патриарх Московский и всея Руси

Из митрополитов Ростовских и Ярославских. Крупный государственный деятель. Отец и соправитель царя Михаила Федоровича Романова, племянник первой жены Ивана Грозного Анастасии.

Лжедмитрием II был «наречен» патриархом и в этом качестве в 1608—1610 гг. управлял церковью на подвластных самозванцу землях. В октябре 1610 г. Филарет вошел в состав посольства по призванию на русский престол польского королевича Владислава. За непримиримую позицию по вопросу безусловного сохранения на Руси православия был арестован и отправлен в Польшу, где находился до лета 1619 г. В 1613 г. сын Филарета Михаил Федорович воцарился на русском престоле. Вплоть до возвращения из Польши имя «митрополита Московского и всея России» «великого государя» Филарета Никитича поминалось в храмах вместе с именем царя и его матери — «великой старицы инокини Марфы Ивановны» (жены Филарета). В это же время митрополит Крутицкий Иона «соблюдал» патриарший престол к его приезду.

В июне 1619 г. возвратившийся из плена Филарет был торжественно встречен под Москвой царем, двором, духовенством, толпами народа, а несколько дней спустя посвящен Иерусалимским патриархом Феофаном в сан патриарха Московского и всея Руси. Вплоть, до смерти Филарет являлся официальным соправителем сына. Его патриаршая епархия охватывала более 40 городов с пригородами и уездами, а управлялась светскими лицами в патриарших приказах (Дворцовом, Казенном, Судном, Разрядном). Филарет обладал огромной (не имевшей аналогов ни до, ни после него) архипастырской властью. Им было санкционировано создание «Сказания» о появлении патриаршества в России, где патриарх объявлялся представителем Бога на земле.

При Филарете было созвано два Земских собора (в 1619 и 1632 гг.), учреждены Тобольская и Сибирская архиепископии, открыта греческая школа для детей, развивалось книгопечатание. В 1619—1630 гг. была подготовлена публикация капитального труда - 12-томника Миней месячных.

Один из наиболее могущественных патриархов Московских и всея Руси Филарет отличался справедливостью и неприязнью к фанатизму и корыстолюбию.

Кто: Иоасаф I

Патриаршество: с 1634 по 1640 г.

Вехи: значение патриаршей власти снизилось; издана «Лествица властем», определяющая порядок занятия иерархами мест при богослужении и на Соборах; основаны 3 монастыря, 5 заново открылись.


ИОАСАФ I (1634—1640 гг.) — пятый патриарх Московский и всея Руси

Из архиепископов Псковских. Был рекомендован патриархом Филаретом как преемник патриаршего престола. При Иоасафе I значение патриаршей власти снизилось. Имя патриарха перестало упоминаться в царских указах по делам государственным и даже церковным.

При Иоасафе I продолжалось исправление и издание богослужебных книг: вышли в свет 23 издания. Для прекращения споров о местах между иерархами патриарх издал «Лествицу властям», в которой определил порядок занятия ими мест при богослужении и на соборах.

Кто: Иосиф

Патриаршество: с 1642 по 1652 г.

Вехи: выбран на престол по жребию; послание о благочестивом соблюдении поста, запрет на работу в воскресные дни; становление Москвы в качестве центра мирового православия.

 

ИОСИФ (1642—1652 гг.) — шестой патриарх Московский и всея Руси

Из архимандритов Симонова монастыря. Был избран патриархом «по жребию, а не царским изволением». Начал свою деятельность с издания «Поучения» к духовенству и мирянам. В 1644 г. участвовал в известном споре о вере с лютеранами, вызванной предполагаемым браком царевны Ирины Михайловны с датским принцем Вольдемаром (лютеранином).

Иосиф проявил себя человеком ограниченным, невежественным и корыстолюбивым. Не пользовался расположением царя Михаила Федоровича, который даже не привлек его к торжественному переносу мощей преподобного Александра Свирского. Иосиф вынужден был допустить создание государевого Монастырского приказа, урезавшего права самого патриарха.

Положение Иосифа изменилось с воцарением Алексея Михайловича, который называл его своим великим отцом, пастырем, великим святителем и государем. Совместно с царем патриарх утвердил открытие мощей некоторых русских святых. Указами царя и патриарха была удостоверена подлинность чудотворных икон, установлен всероссийский праздник Казанской Богоматери. Являясь противником любимого царем церковного «многогласия», упразднения его Иосиф добиться не смог и вынужден был уступить.

Иосиф активно поощрял книгопечатание. При нем было издано наибольшее (по сравнению с прежними патриаршествами) количество книг — 38 наименований (некоторые из которых выдержали до восьми изданий). Патриарх поддерживал сближение с греческим Востоком и Киевом. Иосиф направил монаха Арсения Суханова в путешествие для исследования вопросов веры. Из Киева Иосиф пригласил в Москву группу видных ученых, позволил открыть училище в основанном под Москвой Ф. М. Ртищевым «ученом» монастыре.

В целом время патриарха Иосифа было исполнено реформаторских начинаний, предшествовавших потрясениям никоновской эпохи; выдвинулись Никон и будущие вожди начального старообрядчества

Кто: Никон

Патриаршество: с 1652 по 1658 г.

Вехи: установил троеперстное крестное знамение и внёс исправления в Символ веры, что привело к возникновению старообрядчества; после ссоры с царём был заточён в монастырь.


НИКОН (Никита Минов)(1652—1666 гг.) — седьмой патриарх Московский и всея Руси

Из митрополитов Новгородских. Одна из наиболее ярких и трагических фигур в истории Русской православной церкви.

Будучи избранным патриархом, Никон неоднократно отказывался от этой чести, пока сам царь не опустился перед ним на колени с мольбой стать архипастырем всему русскому народу. На это Никон потребовал от Алексея Михайловича и чиновного люда поклясться перед святынями Успенского собора блюсти веру и за коны, «нас слушаться во всем как начальника и пастыря, и отца краснейшего». Царь поклялся, а за ним и все остальные. Только после этого Никон стал патриархом.

Подчинив своему влиянию царя и светскую власть, патриарх приступил к реформе церкви. Им был издан указ об отмене двуперстия — чтобы все «тремя перстами крестились». Никон созвал собор для «исправления» целого ряда русских традиций. Все исправления были объявлены нововведениями. Началась работа и по «исправлению» русских богослужебных книг. Церковные реформы икона вызвали раскол в церкви, от которой отделилась часть в ерующих, не признавших нововведений (старообрядцы).

Большое внимание патриарх уделял приращению церковных имуществ: земельных угодий, промыслов, лесов, мест рыбной ловли. Число принадлежащих церкви крестьян увеличилось при нем вдвое. Были сооружены богатейшие монастыри: Воскресенский на р. Истре, Крестный на Белом море, Иверский на Валдае. К каждому из них приписаны десятки менее крупных монастырей, церквей, сел.  

В России Никон присвоил себе титул «великого государя», в по сланиях за границу писался «великим господином и государем». На Земском соборе 1653 г. он настаивал на принятии в подданство Украины и войне с Польшей. Патриарх добился, чтобы царь лично возг лавил армию (1654 г.), начал войну со Швецией (1656 г.).

Никон указывал направление наступлений, обеспечивал снабжение армии. В скором времени Алексей Михайлович признал патриарха ангелом-хранителем царской семьи и надежным соправителем. Без доклада Никону не решалось ни одно дело Боярской думы.

Положение патриарха изменилось внезапно. 6 мая 1658 г. царь не пригласил Никона на ритуал встречи грузинского царевича Теймураза, а 10 июля, в день Положения ризы Господней, не явился на утреню. В этот же день патриарх публично объявил в Успенском соборе, что оставляет патриаршество. Алексей Михайлович прислал сказать, чтобы он оставался, но Никон ушел в Воскресенский монастырь. Оттуда он стал вмешиваться в текущие церковные дела. Так, в 1662 г. он провозгласил анафему назначенному царем патриаршему местоблюстителю Питириму.

В январе 1665 г. Никон написал царю о своем отречении и готовности поставить нового патриарха. 12 декабря 1666 г. на Большом церковном соборе с участием двух восточных патриархов Никон был лишен патриаршего сана и сослан в Ферапонтов монастырь под караул.

После смерти Алексея Михайловича новый царь Федор Алексеевич хотел освободить Никона, чтобы тот мог достроить Новый Иерусалим, но патриарх Иоаким (третий после Никона) категорически отказал в этом царю. По настоянию Иоакима Никона допрашивали по тремстам обвинительным статьям и поместили безвыходно в келье Кирилло-Белозерского монастыря. Лишь при известии о болезни Никона царь решился дать приказ о его освобождении. Сопровождаемый на всем пути толпами народа умирающий Никон поплыл в Воскресенский монастырь. Он скончался в пути 17 августа 1681 г. Царь Федор Алексеевич лично нес гроб с телом Никона в Новый Иерусалим, похоронил его как патриарха и добился разрешения восточных патриархов вечно поминать его в этом сане.

Кто: Иоасаф II

Патриаршество: с 1667 по 1672 г.

Вехи: Московский собор 1667 г. торжественно проклял староверов, предав их уголовному преследованию; велась миссионерская деятельность на Крайнем Севере и Дальнем Востоке.

 

ИОАСАФ II (1667—1672 гг.)  — восьмой патриарх Московский и всея Руси

Из архимандритов Троице-Сергиевого монастыря. Преемник Никона. При нем состоялся знаменитый Московский собор 1667 г. (Большой церковный собор русского и восточного духовенства). Собор торжественно проклял староверов, одновременно предавая их государственному уголовному преследованию. Патриарх обратился к староверам с суровой Увещевательной грамотой. Священников, отказывавшихся отправлять церковную службу по новым книгам и совершавших литургию на просфорах с восьмиконечным крестом, Иоасаф II лишил должностей и предал суду. Он продолжал отстаивать дело Никона о неподсудности духовенства светской власти. При патриаршем дворе был учрежден Приказ церковных дел, где заседали только судьи духовного звания.

Иоасаф II предпринимал усилия по проведению в жизнь запретов, введенных Московским собором: не признавать нетленные тела святыми без достоверных освидетельствований, не производить суд, работать и не торговать в праздничные дни; священникам не ехать с крестом перед свадебным поездом, в котором присутствуют с коморохи, музыка и пение. Вместе с тем, Иоасафу II не хватило энергии для выполнения ряда важнейших решений Московского двора. Осталась нереализованной рекомендация собора о повсеместном заведении училищ (школ) и учреждении в России новых епархий ( утверждена только одна—Белгородская).

Борясь с проникновением западно-европейской манеры в русскую иконопись, патриарх стремился узаконить византийский стиль. С этой целью в 1668 г. им была издана «Выписка от божественных писаний о благолепном писании икон и обличение на неистово пишущих оныя». Способствуя книгопечатанию, Иоасаф II привлекал к работе Симеона Полоцкого, издавшего «Сказание о деяниях собора 1667 г.», Большой и Малый катехизисы.

В патриаршество Иоасафа II были возобновлены проповеди в церквах. По его инициативе православные миссионеры действовали на Крайнем Севере (до островов Новой Земли), Дальнем Востоке (до Даурии). На Амуре, недалеко от границы с Цинской империей (Китаем), был основан Спасский монастырь.

Иоасаф II был последователем Никона, хотя и менее настойчивым в достижении поставленных целей.

Кто: Питирим

Патриаршество: с 1672 по 1673 г.

Вехи: претендовал на Патриарший престол ещё после Никона, будучи его приближённым, но тогда был предпочтён Иоасаф II, в итоге стал Патриархом, будучи серьёзно больным.

 

ПИТИРИМ (1672—1673 гг.) — девятый патриарх Московский и всея Руси

Из митрополитов Крутицких. Приближенный патриарха Никона. По оставлении Никоном престола был его доверенным лицом в переговорах с царем Алексеем Михайловичем. Доверив Питириму управление делами церкви, Никон рассчитывал на сохранение своего влияния во время демонстративного ухода из Москвы. Питирим же по указанию царя полностью взял на себя церковное управление. На это Никон в Ново-Иерусалимском монастыре торжественно предал Питирима анафеме как самовольно захватившего патриарший престол. По требованию царя московские архиереи письменно заявили о непризнании анафемы «на патриарха». В 1667 г. а Большом церковном соборе Никон был осужден, но патриархом избрали не Питирима, а Иоасафа II. Лишь после его смерти Питирим получил престол главы русской церкви, который занимал менее года. За время патриаршества заметных деяний не совершил.

Кто: Иоаким

Патриаршество: с 1674 по 1690 г.

Вехи: исходатайствовал царскую грамоту о неподсудности лиц духовного сана гражданским властям; киевская митрополия была подчинена Московскому патриархату.

 

ИОАКИМ (Иван Савелов) (1674—1690 гг.) — десятый патриарх Московский и всея Руси

Из митрополитов Новгородских. В 1675 г. со звал собор, который постановил, чтобы мирские судьи лиц духовного звания ни в чем не судили и ими не управляли, светские истцы не вызывали в Москву духовных лиц, чтобы епархиальные ар хиереи имели в своих приказах лиц духовного чина и собирали

церковные дани через протопопов, архимандритов и поповских старост (а не через светских чиновников). Иоаким сумел получить царскую грамоту о неподсудности духовных лиц гражданским властям к установил общую для всех епархий норму церковных даней и пошлин.

Как наставник молодого царя Федора Алексеевича патриарх активно участвовал в государственных делах, противодействуя всем нововведениям. Он энергично проводил в жизнь церковные постановления против раскольников, рассылая в крупные центры раскола особых увещателей и издав полемическое «Возглашение увещательное всему российскому народу».

При Иоакиме в 1687 г. московскому патриархату, с согласия восточных патриархов, была подчинена Киевская митрополия.

Иоаким встал на сторону бояр, желавших править от имени юного Петра и свергших правительницу Софью. Осенью 1689 г. он добился немедленного изгнания из страны иезуитов, желая уничтожить во всей России костелы, кирхи, мечети и «впредь всеконечно не давать строить нигде новых».

Позитивной программы Иоаким не имел, хотя при нем была учреждена Славяно-греко-латинская академия. Содержанием деятельности Иоакима было отстаивание старины, престижа церкви в духовенства.

Кто: Адриан

Патриаршество: с 1690 по 1700 г.

Вехи: выступал против антирусских мероприятий Петра I, в том числе против бритья бород, заступился за осуждённых на казнь стрельцов; после его смерти патриаршество упразднено.

 

АДРИАН (в миру Андрей)(1690—1700 гг.) — одиннадцатый и последний досинодальный патриарх Московский и всея Руси

Из митрополитов Казанских и Свияжских. Был возведен в патриархи по воле царицы Наталии Кирилловны.

Адриан написал несколько поучений, посланий, грамот, значительное число проповедей и обличений. При нем прошло два собора: один (в 1697 г.) против дьячка Михеева, предлагавшего принять новые догматы относительно крещения и других обрядов; другой (в 1698 г.) против дьякона Петра, утверждавшего, что папа есть истинный пастырь.

Адриан был приверженцем старины и противником реформ Петра Великого. Отношения патриарха с царем были напряженными. В то же время грамота о запрещении устраивать новые монастыри без государева указа и Записка о святительских судах, поданная в Палату об уложении, свидетельствовали о готовности Адриана сотрудничать с государством, признавая его компетенцию в церковных делах.

Патриарх умер 16 октября 1700 г. С его смертью завершился патриарший (досинодальный) период истории Русской православной церкви.

Кто: Тихон

Патриаршество: с 1917 по 1925 г.

Вехи: его раскаяние в действиях церкви, направленных против государственного строя, спасло РПЦ от полного уничтожения; скончался, по неофициальной версии, от отравления.

 



Кто: Сергий

Патриаршество: с 1943 по 1944 г.

Вехи: выступал за безусловную лояльность советской власти, что позволило РПЦ выжить; под его руководством во время ВОВ священники сделали многое для победы.

 



Кто: Алексий I

Патриаршество: с 1945 по 1970 г.

Вехи: при нём торжественно отметили 500-летие автокефалии Русской православной церкви; сделал всё, чтобы Церковь, против которой начал гонения Хрущёв, выжила.

 



Кто: Пимен

Патриаршество: с 1971 по 1990 г.

Вехи: при нём прошло празднование 1000-летия христианства на Руси; при Горбачёве смог воспользоваться предоставившимися возможностями повышения роли РПЦ.

 



Кто: Алексий II

Патриаршество: с 1990 по 2008 г.

Вехи: объединение Русской православной церкви с зарубежной; усиление влияния Церкви: 60% россиян причисляют себя к православным;  открытие огромного числа монастырей и церквей.

 

Патриарх Алексий (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония). Отец его обучался в училище правоведения, гимназию окончил в эмиграции в Эстонии, в 1940 году окончил Богословские трехгодичные курсы в Таллине и был рукоположен во диакона, а затем во иерея; в течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета. Мать Святейшего Патриарха - Елена Иосифовна Писарева (+1959), уроженка Ревеля (Таллина).  

С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследствии - епископа Таллинского и Эстонского Исидора; с 1944 по 1947 год был старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла, а затем и у епископа Исидора. Обучался в русской средней школе в Таллине. С мая 1945 по октябрь 1946 года он был алтарником и ризничим Александро-Невского собора в Таллине. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года - в Казанской церкви Таллина.  

В 1947 году поступил в Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году. 15 апреля 1950 года Алексей Ридигер был рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 года - в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии. В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия.  

15 июля 1957 года отец Алексий назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа. 17 августа 1958 года возведен в сан протоиерея. 30 марта 1959 года назначен благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество. 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию определено быть епископом Таллинским и Эстонским с поручением ему временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий возведен в сан архимандрита. 3 сентября 1961 года в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского.  

14 ноября 1961 года епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 23 июня 1964 года епископ Алексий возведен в сан архиепископа. С 22 декабря 1964 года архиепископ Алексий назначается управляющим делами Московской Патриархии и становится постоянным членом Священного синода. На посту управляющего делами он пробыл до 20 июля 1986года. 7 мая 1965 года архиепископ Алексий назначается председателем Учебного комитета. Освобожден от этой должности, согласно личной просьбе, 16 октября 1986 года. С 17 октября 1963 года по 1979 год архиепископ Алексий - член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

25 февраля 1968 года архиепископ Алексий возведен в сан митрополита. С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот. 18 июня 1971 года во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года митрополит Алексий удостоен права ношения второй панагии. Митрополит Алексий выполнял ответственные функции в качестве члена Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия (1968) и 60-летия (1978) восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви; члена Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, а также председателя процедурно-организационной группы, председателя секретариата Поместного Собора; с 23 декабря 1980 года он - заместитель председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси и председатель организационной группы этой комиссии, а с сентября 1986 года - богословской группы. 25 мая 1983 года назначен председателем Ответственной комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению всех реставрационных и строительных работ по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской Православной Церкви. На этой должности пробыл до назначения на Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) кафедру. 29 июня 1986 года назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией.  

7 июня 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви избран на Московский Патриарший Престол. Интронизация состоялась 10июня 1990 года.

Чем запомнится патриаршество Алексия II

До 20 июня 1990 года, когда Священный Синод постановил «выделить из состава Ленинградской митрополии Новгородскую епархию»[7] и назначил епископом Новгородским и Старорусским бывшего Ташкентского и Среднеазиатского Льва (Церпицкого), оставался правящим архиереем Ленинграда и Новгорода, а также, до 11 августа 1992 года, — Таллина.

В период первосвятительства Алексия II наблюдались следующие существенные тенденции и явления в жизни РПЦ:

Упразднение, вследствие принятия нового Устава РПЦ в 2000 году, Поместного Собора как органа «церковного управления и церковного суда» (с 1990 года не созывался ни разу в нарушение действовавшего до 2000 года Устава от 1988 года) и передача его полномочий Архиерейскому Собору, то есть епископской корпорации; общая, по мнению критиков, бюрократизация и клерикализация церковной жизни и управления.

Трансграничный характер (впервые за всю историю Московской Церкви) исключительной юрисдикции («канонической территории») РПЦ;

Устойчивый значительный рост количества приходов, монастырей, духовных учебных заведений, епархий и лиц духовенства во всех странах «канонической территории» РПЦ;
Усиление административной автономности канонических подразделений РПЦ, находящихся в иных, чем Россия, государствах бывшего СССР, — самоуправляемых Церквей;Продолжение вызывающих неприятие и протесты со стороны небольшой части церкви направлений политики: экуменизма и того, что оппонентами именуется сергианством.

Возрастание роли РПЦ в публичной политике и государственной пропаганде в России;
Сохранение и усугубление канонически ненормальной ситуации параллельных православных юрисдикций на Украине, а также Эстонии (См. статьи Украинская православная церковь (Московского патриархата), Украинская православная церковь Киевского патриархата, Украинская автокефальная православная церковь, Эстонская апостольская православная церковь).

Нарастание конфликтности в отношениях с Константинопольским Патриархатом (с 1995 года), связанной с притязаниями Московского Патриархата на неформальное лидерство во вселенском православии, а также с Румынским Патриархатом в связи с реставрацией Бессарабской митрополии;
Устойчивая напряжённость и конфронтационность в отношениях с руководством Римско-католической церкви (Подробнее см. Католицизм в России#Отношения с Московским Патриархатом (РПЦ)).

Финансово-хозяйственная автономность структур РПЦ всех уровней от соответствующих канонических центров.


Кто: Кирилл

Патриаршество: с 2009 г.

Вехи: после кончины Патриарха Алексия II избран Местоблюстителем Патриаршего престола. Возглавил Церковь в 62 года.

 


Митрополит Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев)
Родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде в семье священника.
В 1964 году окончил среднюю школу и в 1965 году поступил в 1-й класс Ленинградской духовной семинарии, полный курс которой закончил в 1967 году. В том же году поступил на первый курс Ленинградской Духовной Академии.

В студенческие годы Владимир активно участвовал в общественной жизни Русской Православной Церкви.

В марте-апреле 1968 года был участником 3-го Всехристианского Мирного конгресса (ХМК) в Праге; в июле того же года — IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Упсале; в ежегодных заседаниях Центрального комитета ВСЦ в качестве молодого советника, а также в заседаниях молодежной комиссии ХМК, как ее вице-председатель.

3 апреля 1969 г.
митрополитом Ленинградским Никодимом пострижен в монашество.

7 апреля того же года рукоположен во иеродиакона.

1 июня (в праздник Св. Троицы) рукоположен во иеромонаха.

В этом же 1969 году
он с отличием окончил Ленинградскую духовную академию.

В июне 1970 года
ему была присуждена степень кандидата богословия. После защиты диссертации был оставлен при академии профессорским стипендиатом, преподавателем догматического богословия и помощником инспектора ЛДА.

30 августа 1970 года
назначен личным секретарем митрополита Никодима. Совмещая деятельность преподавателя академии и секретаря митрополита, отец Кирилл продолжает много времени уделять участию во внешней деятельности Московского Патриархата.

В 1971 году представлял духовные школы Русской Православной Церкви на Генеральной Ассамблее всемирной православной молодежной организации «Синдесмос», где был избран членом исполкома этой организации.

12 сентября 1971 года
отец Кирилл возведен в сан архимандрита и назначен представителем Московского Патриархата при ВСЦ в Женеве. Настоятель ставропигиального прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве.

В 1972 году отец Кирилл сопровождал Святейшего Патриарха Пимена в его поездке по странам Ближнего Востока, а также в Болгарию, Югославию, Грецию и Румынию.

В этом же году избран членом правления фонда ВСЦ по примирению и реконструкции в Индокитае.

26 декабря 1974 году назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии.

7 июня 1975 г.
назначен председателем епархиального совета Ленинградской митрополии.

В декабре 1975 г.
избран членом Центрального и Исполнительного комитетов ВСЦ.

14 марта 1976 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры рукоположен в сан епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии.

18 ноября 1976 г. назначен заместителем Патриаршего Экзарха Западной Европы и с 21 по 28 ноября того же года участвовал на Первом Предсоборном Всеправославном совещании в Женеве.

2 сентября 1977 г. возведен в сан архиепископа и 5 сентября награжден памятной панагией (иконкой, которая является знаком сана епископа, православные епископы носят её на груди).

16 ноября 1979 г. назначен членом Комиссии Св. Синода по вопросам христианского единства.

26 декабря 1984 г. назначен архиепископом Смоленским и Вяземским.

4 июля 1988 г. — за активное участие в подготовке и проведении празднования

1000-летия Крещения Руси — награжден именной панагией.

Определением Св. Синода от 10-11 апреля 1989 г. изменен титул. Епархиальным архиереем впредь именоваться: «Смоленский и Калининградский».

Определением Св. Синода от 14 ноября 1989 г. назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Св. Синода по должности.

25 февраля 1991 г. возведен в сан митрополита.

Почетный член Санкт-Петербургской Духовной Академии, доктор «гонорис кауза» Реформатской богословской академии в Будапеште. Имеет высокие награды Русской Православной Церкви и многих Поместных Православнх Церквей.

В августе 1993 года митрополиту Кириллу была вручена международная Ловийская премия мира, присужденная Общественным Комитетом «Мирный форум Ловииса», возглавляемый госпожей Теллерво Койвисто, супругой Президента Финляндии. Этой премией раз в три года награждается миротворческий деятель, внесший особо значимый вклад в это насущное для семьи народов служение.

6 декабря 2008 года на экстренном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II митрополит Кирил тайным голосованием избран Местоблюстителем Патриаршего Престола.

Награды


Источник: http://aif.ru/society/article/24330
Категория: Исторические справки | Добавил: Илья (09.02.2009)
Просмотров: 1098 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Block title
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024