Дмитрий Донской у Сергия Радонежского. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского». XVI в.
Походы и поездки на богомолья, паломничества по святым местам был на
Руси традиционными. Для отдельных богомольцев они затягивались на
месяцы и даже годы. Существовала своеобразная градация богомолий,
которые в зависимости от предназначения условно разделяли на
молитвенные, подвижнические, обетные, благодарственные, умилительные.
Часто в паломничество отправлялись целыми семьями.
На богомолье можно было отправиться в любое время, избрав для этого
какой-то монастырь, или несколько монастырей и святых мест, которые
посещались последовательно. Но в отдельные месяцы, обычно это было
связано с поклонением почитаемым святым или иконам, количество
паломников, посещавших конкретные монастыри, резко возрастало.
Любопытные заметки о временных предпочтениях паломников, посещавших
Троице-Сергиев монастырь, оставил П.И. Богатырев. Он условно разделил
паломников на три класса. «Первый – это черный народ, который шел,
начиная от Святой (недели) до Троицына дня, если Пасха бывала из
поздних, вообще с апреля по 15 июня, когда посевы уже кончились и в
деревенской работе появился перерыв. Другой класс – это красный, то
есть торговый, городской люд, этот шел в Петровский пост, перед
Макарьевской ярмаркой. И третий класс – белый народ, то есть господа.
Эти двигались уже в Успенский пост, благодарить за урожай».
В.Г. Перов. Путешествие квартального с семейством на богомолье
В селах и деревнях, расположенных вдоль дорог к наиболее посещаемым
монастырям и святыням, сложилась своеобразная система обслуживания
паломников, дававшая их жителям солидный дополнительный, а зачастую и
основной доход.
Дворяне отправлялись на богомолье целыми кавалькадами, насчитывающими
до нескольких десятков карет и повозок, а в зимнее время саней. Но
особо красочными были царские выезды на богомолье, когда колонна
сановных богомольцев и челяди могла растянуться на несколько километров.
А.Г. Намеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг
Торжественные выезды российских монархов на богомолья начались еще в
период княжеской Руси. Наибольшую известность получила поездка великого
князя московского Дмитрия к Сергию Радонежскому перед выступлением в
поход против полчищ Мамая. Пожалуй, именно с этого времени, поездки
монархов на богомолья перед решающими событиями в жизни государства, а
также после важных военных побед или каких-то значимых событий стали
традиционными.
Постепенно сложился круг монастырей, которые стали называть «царскими
монастырями» или «государевыми богомольями». Именно в них наиболее
часто отправлялись российские цари. В некоторых подобных монастырях
даже строились специальные царские дворцы или палаты. Так, в
Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом, который любил посещать
Алексей Михайлович, для него построили небольшой дворец.
Несомненно, наиболее посещаемым царским монастырем был Троице-Сергиев.
Но зачастую государев богомольный поход мог отправиться и в совсем
малоизвестный или редко посещаемый монастырь. После этого поток
богомольцев в такой монастырь резко увеличивался.
Посещение царем монастыря не зря называли походом. К нему начинали
готовиться загодя, а выступали в поход, как правило, в сопровождении
сильных военных отрядов. В смутные времена подобные поездки могли быть
небезопасными. Так, в 1446 году во время богомолья в Троице-Сергиевом
монастыре заговорщиками был захвачен и ослеплен великий князь Василий
II, получивший после этого прозвище «Темный».
К.В. Лебедев. Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи
Зачастую богомольный поход превращался в серьезное испытание для
царской свиты. Несколько раз Иван Грозный, надеясь искупить
накопившиеся грехи, отправлялся на богомолье в Троице-Сергиев монастырь
пешком. Естественно, что все сопровождавшие его бояре независимо от
возраста и дородности должны были также идти пешком.
Но подобные пешие богомольные походы были, пожалуй, исключением из
правил. Обычно царь и его свита проходили пешком только незначительную
часть пути, чаще всего в начале и в конце похода. Основную же часть
пути предпочитали преодолевать в более комфортных условиях.
В.Г. Шварц. Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче
Царев богомольный поход всегда организовывался как значимое
государственное событие. В монастырь заранее отправлялись гонцы,
оповещавшие о примерной дате прибытия царя. Специальные команды и
местные крестьяне отряжались на ремонт дороги и мостов. Приводились в
порядок или строились путевые дворцы, в которых можно было остановиться
на отдых. Например, между Москвой и Троице-Сергиевым монастырем
подобных дворцов было пять. Кроме того, в местах предполагаемого менее
длительного отдыха, так называемых «слазок», заранее ставились большие
шатры.
Сам ритуал богомольного похода установился еще в период царствования
Михаила Романова. Впереди царского поезда следовал отряд пеших
стрельцов, позднее стрельцов заменили кавалерией. За воинским отрядом
располагалась царская карета, окруженная конной стражей. За ней
следовали кареты царицы и членов царской семьи. Затем в соответствии с
чинами располагались кареты государственных чиновников и придворных. За
ними растягивалась длинная колонна повозок с челядью, походной утварью
и припасами (это не считая того, что отправляли к местам царских
остановок заранее). Замыкал колонну небольшой воинский отряд,
отсекавший желающих пристроиться к царскому поезду.
Остановки в пути обычно были длительными, иногда в путевых дворцах
задерживались на несколько дней. Здесь давались пиры, устраивались
различные представления и потехи, принимались посетители и даже
иностранные послы. Естественно, что и в самом монастыре проводили от
нескольких дней до недель. Следовала череда молебнов, поклонений
святыням, бесед с почитаемыми старцами. От царя и царицы монастырю
подносились богатые дары. Давался своеобразный пир в трапезной – царь
«кормил братию».
С.В. Иванов. Боярский возок (Царское богомолье)
Иногда после посещения монастыря царский поезд разделялся на два.
Царица со своей свитой и большая часть сопровождающих возвращались в
столицу, а царь отправлялся на охоту или же посещал какие-то города и
крепости, где проводил смотры войск.
Кроме официальных государевых богомольных походов случались и частные
поездки монархов в монастыри, которые совершались с небольшой свитой на
незначительное время. Причины таких поездок были различными. Так, в
1666 году в Николо-Угрешский монастырь приезжал Алексей Михайлович,
пытаясь склонить содержавшегося там своего бывшего единомышленника
протопопа Аввакума к «истинной вере». В Никитском монастыре на берегу Плещеева озера подолгу жил молодой Петр I, когда строил свой первый флот.
Государевы богомольные походы уже давно стали страницей нашей истории.
Но и в наши дни паломники продолжают посещать святые места и монастыри,
которые возрождаются во многих регионах России и стран СНГ. Не
редкостью стали и дальние богомольные поездки, для чего даже
организуются специальные паломнические экскурсионные туры.