Воскресная школа
ЮРИДИЧЕСКИЙ
СТАТУС ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ
Весной в
Москве прошла организованная
Отделом религиозного образования
и катехизации конференция,
посвященная проблемам воскресных
школ. Участники конференции
обсуждали вопрос о юридическом
статусе воскресной школы. Мы
попросили кандидата юридических
наук, юриста Отдела религиозного
образования и катехизации
Московского Патриархата Чернегу
К.А. прокомментировать итоги
конференции.
– Во многих
выступлениях была высказана
мысль о том, что воскресная школа
должна существовать как
составная часть прихода, без
государственной регистрации. В
противном случае велика
опасность государственного
вмешательства во внутреннюю
деятельность воскресной школы.
Правильна ли эта позиция?
–
Действительно, в одном из
докладов, сделанных на
конференции, прозвучала мысль о
том, что юридический статус
воскресной школы должен быть “никаким”.
На мой взгляд это, к сожалению,
довольно распространенное мнение
не имеет под собой достаточных
оснований, хотя бы потому, что
если признать юридический статус
воскресной школы “никаким”, то и
ее педагоги с точки зрения
действующего трудового
законодательства будут “никто”.
Впрочем об этом скажем отдельно
несколько позже.
– Какие
возможности предоставляет
воскресным школам действующее
законодательство?
– Эти
возможности во многом зависят от
того, какие цели преследует
воскресная школа и кто является
ее учредителем. Как показывает
практика, воскресные школы
учреждаются:
– приходами и другими
церковными организациями (монастырями,
братствами, духовными школами,
православными образовательными
учреждениями и т.п.);
– частными лицами – членами
Церкви;
– светскими организациями и
гражданами.
Что касается
последних двух случаев, то,
согласно разработанному Отделом
религиозного образования
Положению “О воскресных школах”,
приход или иная церковная
организация, приглашенная в
созданную светскими учредителями
воскресную школу, должны
заручиться благословением
епархиального архиерея.
Остановимся
более подробно на правовом
статусе воскресной школы,
учрежденной приходом или иной
религиозной организацией Русской
Православной Церкви. Большинство
таких школ не зарегистрировано и
действует на общественных
началах, причем невозможно
однозначно определить предмет
деятельности этих школ.
Действительно, некоторые
воскресные школы занимаются по
существу образовательной
деятельностью, в них проходят
занятия не только по
вероучительным предметам, но и по
рисованию, английскому языку,
керамике, хоровому пению. Обучают
детей, как правило, специалисты,
нередко педагоги по образованию.
Такие воскресные школы
несомненно реализуют программу
дополнительного образования.
Вместе с тем
есть немало воскресных школ,
которые сосредоточены
исключительно на обучении своих
воспитанников основам
православной веры. Занятия в этих
школах проводятся, как правило, в
форме лекториев, когда настоятель
или иной член клира собирает в
определенное время своих
прихожан, взрослых или детей, и,
говоря языком действующего
законодательства, обучает их
религии, то есть учит, как
правильно верить и жить по вере. В
данном случае школа является
одной из форм проповеди слова
Божия, православным лекторием,
так что ее нельзя назвать
образовательным учреждением,
школой в строгом смысле этого
слова: ведь образовательной
деятельности школа не ведет и в
силу этого в государственной
регистрации не нуждается.
С учетом
изложенного все воскресные школы
можно разделить на две основные
группы:
– воскресные
школы, ведущие образовательную
деятельность;
– воскресные школы, занятые
проповедью слова Божия,
обучением своих воспитанников
религии.
– Насколько
необходима государственная
регистрация воскресных школ?
– На
конференции этот вопрос был
затронут во многих выступлениях.
В целом было высказано
отрицательное отношение к
государственной регистрации
воскресных школ. Моя точка зрения
такова: если воскресная школа
занимается дополнительным
образованием, то может, хотя и не
всегда, возникнуть потребность в
ее государственной регистрации.
Так, совсем недавно в Отдел
религиозного образования
обратился директор одной из
московских церковно-приходских
воскресных школ с просьбой помочь
ему составить учредительные
документы для школы, которая в
настоящее время не
зарегистрирована и существует
как составная часть прихода. Это
кажется директору неудобным. Дело
в том, что школа не имеет своего
счета, не может самостоятельно, от
своего имени заключать договоры,
вести финансово-хозяйственную
деятельность. Любое действие,
любой шаг, функция в
хозяйственной сфере делается с
ведома или согласия приходской
администрации, любой документ
школы должен быть подписан
приходским старостой. По словам
директора школы, и приход устал от
волокиты со школой, и для школы
это обременительно.
Кроме того,
спонсоры незарегистрированной
воскресной школы ограничены в
своих возможностях: поскольку
школа не является юридическим
лицом, невозможно сделать
благотворительное пожертвование
в ее пользу. Хотят, скажем,
подарить школе автобус для
паломнических поездок детей, а
договор дарения нужно заключать с
приходом. Где в таком случае
гарантия, что при нынешней
приходской бедности автобус
будет использован по назначению
– для нужд воскресной школы?
Скорее всего, приходская
администрация приспособит
автобус под реставрационные
работы или иные нужды храма, а
школьники останутся ни с чем.
Из сказанного
следует, что в том случае, если
воскресная школа ведет
достаточно активную внешнюю
деятельность, имеет неплохой
контингент преподавателей,
располагает спонсорской
поддержкой, ей следует подумать о
государственной регистрации. В
противном случае, когда
потребности в государственной
регистрации школы нет, она
является структурным
подразделением соответствующей
религиозной организации.
– Одним из
самых наболевших является вопрос
о правовом положении
преподавателей воскресных школ.
Как оформить трудовое соглашение
с ними? Идет ли у них
педагогический стаж?
– Этот вопрос
приобретает особую важность в том
случае, если для преподавателя
воскресная школа является
основным местом работы. В
зарегистрированной воскресной
школе работодателем является
непосредственно школа в лице ее
администрации, с ней и нужно
заключить трудовой договор,
именно она и будет вести трудовую
книжку педагога.
Иначе
складывается дело в
незарегистрированной воскресной
школе: здесь оформлять трудовые
отношения нужно с приходом или
иной религиозной организацией, в
структуру которой входит школа.
Согласно вышеупомянутому
Положению “О воскресных школах”,
должность преподавателя
воскресной школы может быть
включена в штатное расписание
соответствующей религиозной
организации.
Теперь
перейдем к вопросу о
педагогическом стаже. Учителя
государственных школ хорошо
знают, что этот стаж лежит в
основе пенсии за выслугу лет. По
действующему законодательству, в
педагогический стаж включается
время, проработанное лишь в том
учреждении, которое имеет
лицензию на право
образовательной деятельности.
Это законодательное положение
достаточно жестко реализуется на
практике. Дело в том, что
Пенсионный фонд при решении
вопроса о выплате пенсии требует
предъявления копии устава и
лицензии того учреждения, в
котором проработал педагог. Таким
образом, если воскресная школа,
хотя и зарегистрирована как
юридическое лицо, не имеет
указанной лицензии, время,
проработанное в ней, не
включается в педагогический стаж,
а значит, не дает права на
получение пенсии за выслугу лет.
Тем более не
входит в педагогический стаж
период, проработанный в
незарегистрированной воскресной
школе, существующей как
внутреннее подразделение прихода
или иной религиозной организации.
Недавно Отдел религиозного
образования обратился за
решением этой проблемы в
Московский комитет образования, в
результате чего был дан “зеленый
свет” получению образовательной
лицензии на приходы и иные
религиозные организации, в
уставах которых в качестве
основных целей деятельности
значатся религиозное образование
и обучение религии. Безусловно,
наличия указанного пункта в
уставе недостаточно для того,
чтобы получить образовательную
лицензию. Необходим также
определенный набор документов,
среди которых специальное
положение о структурном
подразделении воскресной школы.
Впрочем, вопрос лицензирования
образовательных учреждений, в
связи с тем, что он заслуживает
более подробного рассмотрения,
станет предметом следующей нашей
публикации.
Источник: http://www.orthedu.ru/school/yr_status.htm |