Больше, чем Семь Я. Часть 3. «В быту как в игре «Ну погоди»: что падает, то и надо ловить»
автор: Мария Смолина
Thu, 12 Feb 2009, 10:00
|
Больше, чем Семь Я. Часть 1. Что плохого в слове "многодетность"?
Больше, чем Семь Я. Часть 2. Как искать семейное счастье?
— А Ваше мнение насчет няни? Стоит ли тратить деньги на то, чтобы все-таки была помощница по хозяйству?
Наталья:
- Думаю, что когда дети растут на одних руках,
это очень тяжело, почти невозможно. И если нет рядом ни бабушки, ни
родственников, которые помогают, что часто бывает, тогда помощница
нужна. Но! Я бы своих детей постороннему человеку не доверила. Бабушке
я доверяю, но все равно стараюсь все контролировать.
Я считаю, что проще найти помощника по
хозяйству, который поможет мыть, убирать, в магазин ходить. Это гораздо
легче. И, как правило, няня настроена на одного ребенка, максимум на
двух. А если детей трое-четверо, то здесь уже, наверное, не одна няня
нужна, да и труд тяжелый, который мало кому можно поручить.
И еще такой момент: бытовая техника. Очень
выручает. У нас посудомойка появилась, когда еще ни у кого не было. И
такие вещи как кухонный комбайн, парогенератор, пылесос с возможностью
влажной уборки мы давно используем. Ведь с ними и дети справляются, и
папа участвует в жизни семьи. Мужчина так устроен, что регулярно мыть
пол ему утомительно. А с паровиком – пожалуйста.
— То есть Василий принимает активное участие в уборке?
Василий:
- Ну, например, с пылесосом, или если что-то
требует серьезного усилия. Почистить подоконники в квартире, отмыть
ванную комнату со всеми щелями-углами — ведь это, действительно, тяжело
физически. Допустим, ванную комнату убрать — это значит, стиральная
машина выдвигается, все вымывается-протирается. Такая уборка не для
женщин. И даже не для мужчин без навыка. Должен быть навык. И
нерегулярность таких уборок должна компенсироваться тщательностью.
Конечно, пылесосить надо регулярно. Но, пользуясь тем, что квартира у
нас новая, не заставленная мебелью, можно позволить себе довольно редко
устраивать капитальные уборки.
Наталья:
- Еще хочу сказать о неком минимализме.
Необходимо избавляться от лишних вещей. У меня уже несколько раз была
возможность убедиться, что, если вещь не служит, то ее лучше отдать. Я,
пожалуй, еще ни разу не пожалела об отданном, а необходимые вещи
появляются снова, в том числе и дорогие. За тем, чем не пользуешься,
очень утомительно ухаживать. Да и жизненного пространства жаль.
А папа наш творчески подходит к домашнему
хозяйству. Я такой подход ценю, потому что сама так не могу. Он не
может просто делать и делать «не мытьем, так катаньем». У него сразу
всегда какая-то химия нетривиальная задействована, каждый раз новая
технология, приборы всякие появляются, приспособления. А потом,
проторив дорогу, он нам рассказывает, что так делать — это легко. И
новая технология входит в обиход.
— Вижу, что у вас есть распределение обязанностей. Как вы об этом договариваетесь? Это само собой?
Василий:
- Это все давно устоялось.
Наталья:
- Папа у нас человек творческий, и я поэтому
его не сильно «гружу». У меня есть список дел на месяц. Когда дела у
меня крутятся в голове, я их записываю на длинную бумажку, чтоб они мне
голову не забивали, а потом постепенно вычеркиваю. Процесс вычеркивания
доставляет мне массу положительных эмоций,
Василий:
- Я долго бился, чтобы жена записывала свои
дела и расставляла приоритеты, потому что одно время она жаловалась,
что много суеты, и в голове ничего не держится.
Наталья:
- Строго говоря, идея произошла от
царя-мученика Николая. По-моему, в воспоминаниях его жены мы вычитали,
что у него было такое правило: Николай II сначала выписывал дневные
дела, чтобы мысли о них не мешали ему молиться, потом читал утреннее
правило, а потом к этим делам приступал. Вот такой эпизод нам
запомнился. И у нас тоже образовался свой список. К нему все понемножку
прикладываются - выполняют.
Василий:
- Все-таки я по роду своей деятельности связан
с управлением и организацией людей и, может быть, поэтому я и дома не
могу совсем упростить ситуацию: сказано делать — я делаю. Понимаю
внутренне, что есть дела, которые требуют моего участия, и не
планируешь, а именно сподвигаешься на то, чтобы все сделать. Не всегда
удается гармонично вписаться в распорядок дня, но когда появляется
возможность, то, разумеется, уже не лежишь на диване, а стараешься
заняться домашними делами. И при моем малоподвижном рабочем образе
жизни, я охотно иду на такую фитнес-уборку. Я устал, но полтора часа
серьезно убирался, тер-мыл, и в итоге получаю: во-первых,
удовлетворение и положительные эмоции от сделанного, а во-вторых,
физическую нагрузку!
Наталья:
- А что касается повседневного быта, то тут
как в игре “Ну, погоди”. Во времена моего детства пользовалась
популярностью такая электронная игрушка. Там волк корзиночкой падающие
с полок яйца ловит, а заяц их скатывает все быстрее и быстрее. Я часто
с этой игрой свою домашнюю работу ассоциирую. Там под конец, когда эти
яйца часто летят, если будешь сильно думать, что раньше ловить, то
просто не успеешь и проиграешь. Основной принцип – что падает, то и
надо ловить. Так же и дома. Если есть дела – делай.
Также и дети, если они могут уже помогать –
пусть помогают, иначе у мамы просто не останется времени на более
квалифицированную работу. Грубо говоря, если ты посуду не помыл, то у
нас на ужин будут макароны. Потому что мама придет, будет мыть посуду,
а на то, чтобы приготовить повкуснее-поинтереснее у нее просто времени
не останется. Присутствует принцип разумной необходимости.
— Есть люди общительные, компанейские. Мне
кажется, что им и с детьми легче общаться. То есть, нет понятия
«заниматься с ребенком». Когда родители дома, то для них вполне
естественно общаться, разговаривать с детьми. А как у вас? Приходится
планировать время для общения с детьми или все непосредственно
происходит?
Василий:
- С одной стороны, многое происходит
непосредственно. С другой стороны, мы, например, последние 10 лет
устраиваем семейные чтения. Мы уже много книгочасов начитали, такие
вечера вошли в традицию. И многое оттуда впитывается. Сейчас, поскольку
нагрузка школьных и других занятий высока, свободное время остается
только в субботу и воскресенье. В другие дни не вставишь уже: школа,
музыка, бассейн, вечерние занятия в котором заканчиваются довольно
поздно. А когда мы читаем вместе, то здесь же начинаются разговоры,
размышления.
Наталья:
- Мы стараемся все обсуждать. Если кино посмотрели, то обязательно стараемся поговорить.
Василий:
- Не просто стараемся, а мы не можем не поговорить.
— А как в реальности все организовывается?
Например, вы смотрите фильм (не мультики), а дети-то разновозрастные,
чем в это время младшие занимаются?
Василий:
- Во-первых, у нас формируются маленькие
сообщества: Шура с Аней бегут в детскую и там сами играют. А большая
часть семьи смотрит фильм вместе, вместе радуются, переживают. Много
раз бывало, что я не хочу смотреть, но они просят: «Папа, папа,
посмотри с нами! Нам с тобой интереснее!» И действительно, когда я
включаюсь, меня что-то затрагивает, то живая реакция, комментарии в
адрес героев делают просмотр эмоциональней. И вот такой просмотр
домашнего фильма по телевизору (в сущности, не по телевизору, а на
телеэкране) вызывает обсуждения в течение нескольких последующих дней.
У меня сейчас особенно со старшей дочкой много общих тем, может быть,
учеба в университете подталкивает к размышлениям, влияет на ее
формирование.
— Как вы относитесь к детскому саду? Ваши
младшие дети в детский сад не ходят. Это ваша принципиальная позиция
или просто ритм жизни семьи такой, что удобнее их оставить дома?
Наталья:
- Сразу скажу, что не считаю детсад чем-то
ужасным. Но для нас, во-первых, просто неудобно с бытовой точки зрения:
отводить-забирать.
Во-вторых, я боюсь, что они будут болеть, приносить инфекцию домой, и у нас, таким образом, образуется постоянный лазарет.
Кроме этого, я, например, связь с детьми
ощущаю как живую. Когда у меня Маша (старшая дочь) пошла в садик, я
чувствовала, что в те часы, пока она в саду, с ней что-то происходит, а
потом мы уже плоды пожинаем, и, порой, понять, откуда что взялось, уже
невозможно. Часы, проведенные с бабушкой, няней, еще можно
восстановить, расспросив, а воспитатель вряд ли подробно расскажет, что
изменилось за день в твоем ребенке и почему. Считаю, что ребенок должен
наследовать родительские ценности. Младший возраст очень емкий. Моя
покойная прабабушка была учителем начальных классов, и считала, что
вообще все закладывается в ребенке до 5 лет, а потом только
приумножается.
- А давай рассмотрим другую крайность. Если
мама не работает, значит, ребенка в сад водить не надо, на
дополнительные занятия не надо, на худой конец, мама сама с ним
позанимается.
Наталья:
- Многие психологи подчеркивают, что маленькие
дети все воспринимают индивидуально. Моя мама учит моих детей читать.
Так она посадит ребенка перед собой и минут 15 глаза в глаза с ним
занимается. А посади даже троих своих собственных и начни что-то
рассказывать – результата мало. То есть ребенок должен сначала
психически окрепнуть, тогда его можно и нужно куда-то вести. И когда он
маленький, нет таких особых умений, которым мама не может научить. Если
только в ребенке гений проснется, то тут особый подход, надо искать
специального педагога. Правда, справедливости ради, надо сказать, что
встречаются такие дети, которые успешнее обучаются в группе, чем
индивидуально.
— То есть до школы ребенок не особо нуждается в различных развивающих кружках и т.п.?
Наталья:
- Как правило, мамы нуждаются в этом... (с улыбкой)
— Размышляете ли вы о будущем своих детей?
Может быть, вы об этом стараетесь не думать, полагаясь на Промысел
Божий, или все-таки беспокоитесь об их дальнейшей устроенности?
Василий:
- Тут можно так ответить. Мысль не чужда
молитве. А молитва не может быть без подключения головы. То есть и
сердце, и ум задействованы. Не может быть крайностей, мол, кто-то
надеется на Промысел, и сидит на печке как Емеля, а другие совершенно
озабоченные, но в храм не идут - заботы мешают…
И думаешь, и молишься, и переживаешь, и предпринимаешь какие-то конкретные действия.
Наталья:
- Я знаю немало многодетных семей. И родители
могут накормить, одеть, дать образование, в том числе и высшее.
Жилищный вопрос — это больной вопрос для всех, не только многодетных.
Но такого, чтобы было невозможно накормить, одеть, обучить – я не
встречала. Возможно, в провинции где-то. Но и там люди живут. Гораздо
чаще слышишь: «Не смогу!», чем: «Не могу».
— Да, при излишней заботливости главное -
не стать героями короткого анекдота «Приличные родители обязаны
дотянуть своих детей до пенсии»…
Наш разговор заканчивается на
оптимистической ноте. Хочется поблагодарить Василия и Наталью за
доброжелательность и открытость, и пожелать помощи Божией, любви и мира
в семье!
Источник: http://www.pravmir.ru/article_3782.html |