Пятница, 03.05.2024
Вятская Переправа
Меню сайта
Категории раздела
Святой Анатолий [1]
Священномученик Алексий (Воробьев) [1]
Виктор (Островидов) [4]
Священноисповедник Виктор
Вятские святые [19]
Наш опрос
Как Вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 336
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Святые » Виктор (Островидов)

Биография Владыки Виктора

Биография священноисповедника Виктора (Островидова)

1878 -1920 гг.

2/15 декабря 1919 года наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрит Виктор (Островидов) указом Святейшего Патриарха и Священного Синода был назначен епископом Уржумским, викарием Вятской епархии.

Священноисповедник епископ Виктор (Островидов) носил в миру имя – Константин Александрович. Для удобства изложения материала в докладе нами будут использоваться имена владыки актуальные для вспоминаемого временного периода.

Константин Александрович Островидов родился 21 мая 1878 года в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии. Константин родился в семье Александра Алексеевича Островидова – псаломщика Троицкой церкви села Золотого и его супруги Анны Ивановны. В семье Островидовых Константин был вторым ребенком, у него было четверо братьев и две сестры: Сергий 1874 г.р., Мария 1882 г.р., Александр 1884 г.р., Лидия 1886 г.р., Венедикт 1889 г.р., Николай 1892 г.р. Как и множество других семейств служителей сельских храмов положение многодетной семьи псаломщика Островидова было сложным; клировая ведомость Троицкой церкви села Золотого так свидетельствует об этом: «На содержание причта жалования ни откуда не положено, а содержится он даянием прихожан за требоисполнение. Содержание причта неудовлетворительное» . Будучи уже вдали от малой родины владыка поддерживал отношения со своей семьей; в Государственном Архиве Саратовской области сохранились его письма к Саратовскому архиерею Гермогену Долганёву: в одном письме, отправленном из Иерусалима, иеромонах Виктор ходатайствует о зяте – диаконе Александре Вавилове , в другом архимандрит Виктор, уже настоятель Троицкого Зеленецкого монастыря просит епископа о младшем брате Венедикте .

В возрасте десяти лет, в 1888 году Константин поступает в приготовительный класс Камышинского духовного училища. В 1889 году он оканчивает приготовительный курс по первому разряду, и, по результатам испытаний, переводится в первый класс училища . В 1889-1893 годах Константин учится в Камышинском духовном училище. На протяжении всех четырех лет воспитанник Островидов в результате экзаменационных испытаний оказывался во втором разрядном списке.

По окончании в 1893 году духовного училища Константин поступает в Саратовскую духовную семинарию. Первый класс семинарии Островидов Константин закончил со следующими результатами: очень хорошие отметки(4) – Священное Писание, латинский язык, французский язык; хорошие отметки (3) – математика, гражданская история, греческий язык, церковное пение (в 1й и во 2й четверти была отметка 2), словесность, письменные упражнения (словесность, Св. Писание, гражд. история), отличную отметку воспитанник имел только по поведению; по болезни было пропущено 69 уроков, 54 из них в третьей четверти. Подобные успехи по учебе были у семинариста Островидова и в следующие годы – с первого по пятый класс он находился во втором разрядном списке. Шестой, выпускной класс семинарии Константин закончил по первому разряду. «По окончании полного курса учения в Семинарии, Островидов Константин причислен педагогическим собранием Семинарского Правления, от 10/11 июня 1899 г., с утверждения епархиального Архиерея, к первому разряду воспитанников оной и удостоен звания студента семинарии» . Семинарский аттестат Константина содержит также сведения, что « при отличном поведении» он достиг следующих результатов: отличных (5) по – обличительному Богословию, гомилетике, психологии, медицине; очень хороших (4) по – изъяснению Священного Писания, Библейской истории, общей церковной истории, истории русской Церкви, учению о русском расколе, основному, догматическому и нравственному Богословиям, практическому руководству для пастырей, литургике, истории русской литературы, алгебре, геометрии, физике, логике, истории философии, дидактике, латинскому и еврейскому языкам; хороших (3) по – русской словесности, всеобщей гражданской истории, русской гражданской истории, церковному пению, греческому и французскому языкам.

Желая продолжить образование в духовной академии, Константин 16 июня 1899 года подает прошение в правление Саратовской духовной семинарии о выдаче ему на руки аттестата и отправляется волонтером поступать в Казанскую духовную академию. 13 августа студент Саратовской семинарии Островидов Константин Александрович подает «покорнейшее прошение» Преосвяшенному Антонию, епископу Чистопольскому, ректору Казанской духовной академии на предмет допуска его к приемным испытаниям. Константин успешно выдержал приемные испытания по Священному Писанию Нового Завета, догматическому Богословию, общей Церковной истории, Русской Церковной истории, греческому языку, французскому языку, письменный по психологии и, получив средний балл 4,086 – 20 место в списке по «сравнительному достоинству баллов», был зачислен на первый курс академии. За четыре года учебы в академии он «при отличном поведении» проявил особенные успехи в изучении гомилетики и истории проповедничества, педагогики, пастырского богословия, метафизики, истории философии, а также еврейскому языку и библейской археологии. В период академического студенчества, Константин Александрович принимал участие в деятельности философского кружка , так на втором заседании 1902-1903 учебного года в присутствии преосвященного ректора, инспектора и профессуры им был прочитан доклад на тему: «Духовный элемент мировой действительности». На четвертом курсе Константин написал курсовое сочинение под заглавием «Брак и безбрачие»; этот труд целиком состоит из философских размышлений и построений, размышления молодого богослова пестрят неожиданными выкладками, подобными следующей: «дети… уничтожают всякую возможность когда-либо осуществить человеку его действительное назначение в мире – вполне раскрыть себя как нравственную личность, явить в себе образ Бога, а не животный организм» . Сочинение было признано Советом Академии заслуживающим степени кандидата богословия. 7 июля 1903 года Константину Александровичу был выдан диплом Казанской Академии , в котором зафиксировано, что он удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии , но Саратовскому епархиальному начальству выпускник был рекомендован на должность преподавателя русского языка в духовном училище .

28 июня 1903 года Константин Александрович был пострижен в монашество с именем Виктор. А уже 29 и 30 июня над новопостриженным были совершены последовательно диаконская и иерейская хиротонии. Как монашеский постриг, так и обе хиротонии совершил архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий). Необходимо отметить следующий факт: с точки зрения церковной дисциплины студента Казанской Духовной Академии мог постригать и рукополагать либо ректор академии – епископ Алексий, либо правящий Казанский архиерей – архиепископ Арсений; в «делах правления Казанской духовной академии о пострижении в монашество студентов академии» нет соответствующих документов о Константине Островидове, т.е. прошение он не писал. Таким образом постриг и хиротонии Константина архиепископом Антонием можно объяснить личным желанием Константина Александровича принять монашество и священство от авторитетного и любимого студенчеством архипастыря, известного воспевателя иночества. Есть и косвенное подтверждение этой догадки: XLIV курс КДА (на котором учился студент Островидов) был последним курсом набранным владыкой Антонием; студенты поддерживали связь с владыкой и после его перевода с поста ректора – ездили к нему в Уфу, а при выпуске прислали свой альбом, архиепископ ответил им пространным, проникновенным посланием.
По окончании духовной академии иеромонах Виктор начинает свое служение Церкви на малой родине – в Саратовской епархии. Первого августа 1903 года резолюцией епископа Саратовского и Царицынского Гермогена о. Виктор был назначен на должность противораскольнического миссионера. 18 марта 1904 года на заседании Саратовского епархиального комитета православного миссионерского общества под председательством преосвященного Гермогена было принято решение перепрофилировать миссионерскую деятельность иеромонаха Виктора не работу с инородцами.

По решению Святейшего Синода от 5 декабря 1903 года № 11735 Саратовскому епархиальному начальству разрешено учреждение Свято-Троицкого подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря в городе Хвалынске. Согласно рапорту преосвященного Гермогена в Синод Хвалынское подворье по его благословению функционирует с 6 января 1903 года. Из переписки епископа Гермогена с иеромонахом Виктором видно, что последний возглавлял подворье с августа 1903 года. Официальное же назначение настоятелем Свято-Троицкого Хвалынского подворья о. Виктор получил лишь в январе 1904 года, после решения Святейшего Синода об открытии подворья. Заведуя подворьем, иеромонах Виктор заботился о благоустроении обители (в августе 1903 года просит благословения архиерея идти пешком в Сызрань за пожертвованной иконой ; занимается покупкой недвижимости для подворья , строительством храма ), об её духовном состоянии (командирует насельника подворья в Киев для поиска духовника ; проводит работу с послушниками ) и развитии миссии в миру (планировал открытие общежительной школы ).

Кроме управления Хвалынским подворьем и миссионерской работы на о. Виктора были возложены и другие послушания. Так 13 марта 1904 г. распоряжением преосвященнейшего Гермогена он был включен в состав издательской комиссии при Саратовском епархиальном братстве Св. Креста , а 19 марта утвержден в должности её корректора . Комиссия занималась изданием книжек, листков, картин и изображений духовного и религиозно-нравственного содержания ; деятельность комиссии находилась под непосредственным руководством епископа Саратовского и Царицынского Гермогена и проводила еженедельные заседания в архиерейском доме .

Несмотря на обилие послушаний, иеромонах Виктор продолжал заниматься литературно-богословскими изысканиями. В феврале 1904 года он прочитал в зале музыкального училища три лекции о «недовольных людях» по произведениям М. Горького. Лекции собирали такое количество публики, что зал не мог вместить всех желающих. Первые две лекции (15 и 22 февраля) посетил Саратовский губернатор П.А. Столыпин. В 1905 году лекции были изданы в Санкт-Петербурге отдельной брошюрой под названием: «Недовольные люди»: (По поводу героев М.Горького). Три лекции иером. Виктора» .
За полтора года службы в Саратовской епархии иеромонах Виктор получил одну богослужебную награду – преосвященным Гермогеном 10 декабря 1903 был награжден года правом ношения набедренника.

Далее о. Виктор продолжает служение Церкви на почетном и ответственном посту – в Иерусалимской Духовной Миссии. Об этом периоде его жизни мы имеем немного сведений, т.к. почти все документы были сосредоточены в уничтоженном архивном деле Российского Государственного Исторического Архива. Однако кое-что осталось известным истории. Иеромонах Виктор был назначен в состав Иерусалимской Духовной Миссии указом Святейшего Синода от 25 января 1905 года №680 по ходатайству преосвященного Саратовского старшим иеромонахом миссии. Этим же указом о. Виктору давалось право ношения наперстного креста. Прибыл в Иерусалим новоназначенный старший член Миссии 28 марта, а уже первого апреля вступил в исполнение обязанностей по должности. Из скупой экономической переписки РДМ в Иерусалиме с Российским Императорским Православным Палестинским Обществом мы знаем о том, что, исполняя обязанности старшего иеромонаха Миссии, иеромонах Виктор ежегодно во время Великого поста объезжал учебные заведения РИППО в городах Назарете, Дамаске и Триполи для исповеди и причащения русского учительского персонала.

Положение Иерусалимской Миссии в тот период осложнялось как враждебным отношением Турецких властей в лице Губернатора Иерусалима, так и трениями с иерусалимской Патриархией . «У архимандрита Леонида [начальника Миссии – К.И.] были какие-то нелады с иеромонахом Виктором, и ему очень хотелось его быстрого увольнения, однако он пробыл в Миссии двойной срок (четыре года)» . Оказавшись в столь сложном положении иеромонах Виктор пишет в письме епископу Гермогену: «Сам я лично после ухода из Хвалынска живу постоянно в великой скорби. Не раз просил благословения у преосвященнаго Антония, чтобы вернуться назад в Хвалынск, но он не отвечает на сие. Правда, внешнее мое положение куда лучше, но, оказывается, все ничто, если нет внутренняго мира, радости сердечной… Владыко Антоний пишет, чтобы я крепился и занимался для будущаго языками, а я написал ему решительное просительное письмо, чтобы куда-нибудь перевел меня из Иерусалима. Утешение и забвение нахожу в изучении наитруднейшаго арабскаго языка» .

В 1908 году в Киеве с 12 по 26 июля проходил Всероссийский миссионерский съезд. В это время иеромонах Виктор находился в отпуске в Киеве. 18 июля о. Виктор «по протекции Волынского архиепископа Антония и по желанию Киевского митрополита Флавиана» выступил на съезде с пространным докладом об Иерусалимской Духовной Миссии. В своем выступлении иеромонах Виктор подверг критике все что касалось миссии: мотивы ее образования, её прошлую и настоящую деятельность; «у нас еще и не было в Иерусалиме духовной Миссии как посланничества высшею духовною властью Русской Церкви духовных лиц с определенными чисто-церковными и религиозными целями» , - заявил он в начале доклада. Доклад получил резонанс и стал предметом обсуждения в Синоде, от начальника Миссии был потребован отчет о деятельности и методах решения обозначенных проблем . Это несанкционированное начальником Миссии выступление на съезде и его последствия серьезно осложнили бывшие уже напряженными отношения иеромонаха Виктора с архимандритом Леонидом. В итоге, определением Святейшего Синода за № 3 от 10-13 января 1909 года о. Виктор был назначен смотрителем Архангельского духовного училища.
В исполнение обязанностей по должности смотрителя Архангельского духовного училища иеромонах Виктор вступил 30 января 1909 года. А уже 31 января 1909 года определением Святейшего Синода за № 15 был награжден наперстным крестом, выдаваемым от Святейшего Синода, повторно. Вскоре в Архангельской епархии оценили потенциал нового смотрителя училища, окончившего Духовную Академию с миссионерским уклоном и имевшего опыт миссионерской работы в Саратовской епархии, и, 4 марта 1909 года о. Виктор был утвержден епископом Архангельским и Холмогорским Михеем членом комиссии по делам раскола. Не имея сердечного расположения к духовно-учебной службе и чувствуя себя на ней крайне тяжело, иеромонах Виктор 26 сентября 1909 года пишет прошение митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию об освобождении его от должности смотрителя и приеме в братию Александро-Невской Лавры. Митрополит Антоний рапортом от 29 сентября выразил со своей стороны согласие принять иеромонаха Виктора в число братии Лавры. 16 октября 1909 года указом № 8245 о. Виктор был уволен с должности смотрителя Архангельского духовного училища и переведен в число братии Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. По распоряжению преосвященного Михея от 24 октября иеромонах Виктор исполнял обязанности смотрителя Архангельского духовного училища до прибытия нового смотрителя, т.е. по 8 ноября.

Всего год прожил о.Виктор в Александро-Невской Лавре и, 22 ноября 1910 года указом Святейшего Синода № 16542 был назначен настоятелем Свято-Троицкого Зеленецкого третьеклассного монастыря с возведением в сан архимандрита. Это назначение состоялось «вопреки воле наместника Лавры» архимандрита Феофана. В 1910 году Зеленецкий монастырь имел 13 насельников: игумена, 5 иеромонахов, 3 иеродиаконов, 3 монахов и 1 послушника; в монастыре было два каменных храма, пять деревянных и одна каменная часовня. При предшественнике архимандрита Виктора – архимандрите Серапионе в монастыре проводились активные работы по украшению обители: в соборном храме делалась новая роспись стен и золочение иконостаса, а также позолота крестов на храмах, колокольне, часовнях и св. вратах. Золочение крестов и иконостаса было завершено уже при настоятельстве о. Виктора, об этом говорят дела по освидетельствованию работ. За восемь лет настоятельства архимандрит Виктор четырежды менял казначея и ризничего , а в сентябре 1917 даже провел выборы на должность ризничего.

5/18 ноября 1918 года указом Святейшего Патриарха и Священного Синода, по ходатайству митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, настоятель Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря архимандрит Виктор был назначен наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. В исполнение обязанностей наместника Лавры архимандрит Виктор вступил 21сентября/4 октября на основании телеграммы Святейшего Патриарха и резолюции митрополита Вениамина. Архимандрит Виктор возглавил Лавру в тяжелое время гражданской войны. Когда-то богатейшая обитель, после внедрения антицерковного законодательства власти советов была обескровлена. Так на заседании Духовного Собора 21 сентября/4 октября, ввиду отсутствия средств, было принято решение о невозможности открытия школы для малолетних певчих в 1918-1919 учебном году. А 26 октября/8 ноября Духовный Собор Лавры принял решение из-за дороговизны, дефицита и отсутствия у Лавры средств на продукты питания временно закрыть братскую кухню, с увольнением служащих кухни с первого ноября. В период наместничества архимандрита Виктора Александро-Невская Лавра лишилась недвижимого имущества – в ноябре имения «Серафимово» в Лужском уезде , 1 мая и 22 ноября 1918 года власти изъяли у Лавры «за неуплату налогов» дома в Александро-Невском и Рождественском районе города. В январе 1919 года Лавра разместила в своих помещениях Петроградский Епархиальный Совет, который также лишился недвижимого имущества. Александро-Невская Лавра принимала не только учреждения, к ней как к тихому пристанищу прибегали те, кто не мог удержаться на плаву в бурлящем потоке революционных событий. Так оказался в Лавре и архимандрит Сергий (Дружинин) . Революция 1917 года застала архимандрита Сергия на посту настоятеля Троице-Сергиевой пустыни. Масштабные политические изменения послужили катализатором в процессе духовного разложения братии пустыни. Уже в марте 1917 года управляющий Петроградской епархией епископ Гдовский Вениамин получил донос на архим. Сергия, за подписями 25 монашествующих пустыни. Братия винила своего настоятеля в том, что он является ставленником Великого Князя Дмитрия Константиновича, митрополита Питирима и Распутина, всего у обвинителей нашлось 22 хлестких пункта . Нашлись и защитники, послали письмо обер-прокурору, напечатали опровержение в газете, хотя, учитывая специфику момента, существенно уступающее в остроте аргументов; но как бы там ни было к маю конфликт был улажен и братия просила о.Сергия не оставлять настоятельства . Тем временем политическая ситуация в стране менялась для Церкви не в лучшую сторону, и в начале 1919 года политически чуткая братия Троице-Сергиевой пустыни изгнала своего настоятеля, не поспевавшего за политическим паровозом. 17 февраля архимандрит-изгнанник пишет слезное прошение Митрополиту Вениамину, священноархимандриту Александро-Невской Лавры: «Вследствие насильственного отстранения моего от должности настоятеля Троице-Сергиевой пустыни, с запрещением проживания в оной я остался в самом тяжелом и затруднительном положении. Не имея где голову преклонить и надеясь на любвеобильное сердце Вашего Высокопреосвященства, со дерзновением прибегаю к стопам Вашим, Всеблагостный наш Владыко, и смиренно прошу зачислить меня для временного проживания в Александро-Невскую Лавру» . Митрополит направил прошение на рассмотрение Духовного Собора Лавры. 19 февраля 1919 года наместник АНЛ архимандрит Виктор (Островидов) наложил на прошение следующую резолюцию: «разрешить временно проживать в Лавре с обязательством служить по мере надобности за помещение».

Поместный собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. постановил иметь в уездных городах викарные епископские кафедры. Причем постановление от 2/15 апреля 1918 года вносило новые принципы в формирование круга обязанностей и полномочий викарных епископов. Согласно этому постановлению к ведению викарных епископов относились не только дела, касающиеся отдельных вопросов епархиального управления, но и управление отдельными частями епархии; викарий должен управлять своей частью епархии под общим руководством епархиального архиерея на правах самостоятельного епископа и иметь пребывание в городе, по которому титулуется.

Приводя в исполнение данное соборное определение, Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод указом № 3716 от 2/15 декабря 1919 года учредили Уржумскую епископскую кафедру. Тем же указом епископом Уржумским, викарием Вятской епархии был назначен архимандрит Виктор (Островидов), наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры . Согласно указу хиротония должна была состояться в Петрограде.

Первый предстоятель Уржумской Церкви – Епископ Виктор прибыл в свой кафедральный город 23 января 1920 года . Православный Уржум встречал своего архиерея торжественно, в соответствии с церковным этикетом и традициями гостеприимства – колокольным звоном и пирогами . В сводке Вятской губЧК это событие зафиксировано следующим сообщением: «Духовенство города Уржума и его уезда, видимо, приободрилось, надеясь на поднятие своего авторитета среди верующей массы с открытием в г. Уржуме архиепископской кафедры и с приездом из Петрограда в Уржум на постоянное место службы епископа Виктора, встреча которого носила чрезвычайно торжественный характер: звонили колокола, в верующих массах сказывалось особенное оживление и праздничное настроение, чего никогда не замечалось при советских торжествах. С приездом епископа церковь переполняется народом… Местное население пропитано религиозным чувством и к советской власти относится в большинстве своей массы недоброжелательно, поэтому Уржумская ЧК находит появление в городе епископа нежелательным, а так-как епископ Виктор как личность не внушает доверия, по прибытии в Уржум не являлся в Отдел управления для регистрации своих документов, то Уржумская ЧК нашла необходимым провести у него обыск» . Не удовлетворившись февральским обыском, уржумские чекисты 16 апреля 1920 года конфисковали у владыки Виктора золотой напрестольный крест. Весной 1920 года в Уржуме разразилась эпидемия тифа, епископ Виктор призывал на проповедях окроплять свои дома святой водой. Подобное заявление было сочтено карательными органами недопустимым, владыка Виктор был арестован и 27 мая 1920 года осужден Вятским губревтрибуналом за «агитацию против медицины» к заключению в Вятский рабоче-исправительный дом до ликвидации войны с Польшей. Так трагично начался на Уржумской земле многострадальный путь святительского служения владыки Виктора, из четырнадцати лет которого, он провел три года в лагере, шесть лет в ссылке и более пятнадцати месяцев в различных тюрьмах, находясь под следствием.

Викарная кафедра просуществовала в Уржуме до 1930-х годов. Епископ Виктор (Островидов) скончался в 1934 году в ссылке. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года он причислен к лику святых, как священноисповедник. Православная Церковь с особым благоговением относится к местам, запечатленным подвигами подвижников веры. И в Уржуме не забыт исповеднический подвиг епископа Виктора (Островидова), к 90-летнему юбилею открытия в Уржуме епископской кафедры и началу исповеднического пути Владыки, при Троицком соборе открыта часовня, освященная в честь священноисповедника Виктора, епископа Уржумского.

Категория: Виктор (Островидов) | Добавил: священник_Андрей (27.08.2009)
Просмотров: 841 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Block title
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024