Вторник, 23.04.2024
Вятская Переправа
Меню сайта
Категории раздела
2009 год [6]
2011 год [8]
Наш опрос
Как Вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 336
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Материалы конференции "Уржум Православный" » 2011 год

Священник Федор Ившин. Продолжение материала

Однако внешние обстоятельства, а именно смерть супруги, заставили о. Феодора изменить свою жизнь. По традициям того времени, у вдового священника забиралась грамота, дававшая ему право служить. 20 марта 1749 г. он лишился священнического места в с. Елово, и 22 апреля того же года подал прошение о пострижении. После этого он был отправлен на полгода в Успенский Трифонов монастырь[30]. Достойно проведя в монастыре испытательный срок, в том же году о. Феодор был пострижен с именем Феодот, и уже 3 октября того же года новопостриженный иеромонах был назначен строителем (настоятелем) Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря[31].

Строитель пришелся по душе местному населению. Уже в следующем году «Крестовоздвиженского монастыря вотчин старосты Ивана Дранишникова да выборного Зиновья Смолянинова со крестьяны» обратились к еп. Антонию с прошением возвести строителя иеромонаха Феодота в звание игумена «…по его состоянию и житию честному и до экономии прилежно тшателному». 10 мая 1750 г. архиерей разрешил это посвящение «…для лутчаго в том монастыре в церковном священнослужении благолепия и всяких монастырских и вотчинных дел исправления»[32].

Однако последующая жизнь игумена Феодота напоминала скитания: в условиях частого отсутствия настоятелей, вятские архиереи постоянно переводили его из монастыря в монастырь, поскольку доверяли ему как человеку духовно опытному и не искушенному в делах управления. В июне 1853 г. он упоминается настоятелем Подгородного Богословского монастыря[33], а в августе того же года – уже наместником Успенского Трифонова монастыря[34]. Позднее он вновь стал настоятелем Верхочепецкой обители.

Он много заботился о благоустройстве вверенных ему обителей. Так, находясь в Верхочепецком монастыре, он предложил начать там каменное строительство, но из-за отсутствия средств его инициатива была отклонена. В Подгородном монастыре он предложил сделать иконостас для храма. Чтобы получить дополнительные средства на его сооружение, он попросил жалование, положенное ему по закону за годы, когда он возглавлял новокрещенский приход[35].

Однако и в эти годы не все в его жизни было спокойно. 3 октября 1761 г. в Вятской духовной консистории началось следствие. Причиной стала жалоба крестьян Крестовоздвиженского монастыря, которые обвинили игумена Феодота в «обидах» и «притеснениях». В ходе следствия выяснилось, что приговор сочинили заочно прибывшие в монастырь 6 человек. По словам же самих монастырских крестьян, приговора они не сочиняли, об о. Феодоте отзывались как о хорошем игумене и просили его оставить во главе обители. Тем не менее, из-за произошедшей ссоря епархиальное начальство все-таки решило его уволить на обещание в Успенский Трифонов монастырь[36]. Правда, уже на следующий год, 2 июля 1762 г., игумен Феодот Ившин был переведен на место покойного игумена Германа в Чердынский монастырь[37].

В 1770-е гг. он вновь упоминается заштатным игуменом в Трифоновом монастыре. В должности наместника он управлял Успенским монастырем в период от отстранения от должности архим. Андрея (20.12.1771) до поставления 12 августа 1772 г. нового архим. Поликрапа[38].

Вновь Успенский монастырь оказался без управляющего после смерти архим. Транквиллина (7.02.1776). Сначала временноуправляющим монастыря был назначен казначей иером. Игнатий. Но 14 марта еп. Лаврентий указал, что поскольку «…казначей человек молодой, а притом и иеродиакон, то старейшая того монастыря братия могут делать ему в распоряжениях ослушания», поэтому управление обителью до назначения нового архимандрита вновь было поручено заштатному игумену Феодоту (Ившину)[39]. Он исправлял свою должность до 6 октября 1776 г., когда новым настоятелем был назначен архим. Каллист[40].

Иногда сами архиереи просили престарелого игумена последить в их отсутствие за Архиерейским домом. 5 марта 1782 г. вятский епископ указал о. Феодота на время своей поездки в Уфу «…для соблюдения чина, порядка и благонадежности» перевести из Успенского монастыря в Архиерейский дом, чтобы среди монахов не было «непорядка и безчиния и паче пианства»[41].

Покидал ли после этого о. Феодот Успенский монастырь – не известно. По непроверенным данным, в 1788 г. он вновь проживал в Крестовоздвиженском монастыре на покое[42].

Тем не менее, точно известно, что скончался он в Успенском Трифоновом монастыре в 1797 г. в глубокой старости в возрасте ок. 90 лет. Похоронили игумена Феодота согласно его завещанию в удмуртском с. Елово «под церковным настилом, за правым клиросом». Вятские архиереи чтили его память и, приезжая в Елово, совершали молитвы над его могилой[43].

Что касается семьи о. Феодора, его дочь Елена (ок. 1729–1788) вышла замуж за Кузьму Широкшина (ок. 1731 – до 1781), ставшего сначала пономарем в с. Елово (с 3.09.1746, по другим сведениям – с 8.12.1748), затем служил там священником[44]. Также у Федора Ившина был сын Сидор (ок. 1741 г.р.)[45] и внук Стефан Исидоров Ившин (1759–1822), служивший настоятелем в с. Елово и также владевший удмуртским языком[46].



[1] Вештомов А. И. История вятчан со времени поселения их при реке Вятке до открытия в сей стране наместничества, или с 1181 по 1781-й год чрез 600 лет, сочиненная главного народного училища учителем исторических наук титулярным советником Александром Вештомовым в 1807 и 808-м годах. – Казань, 1907.

[2] Дату рождения Вештомов высчитал из того, что в год смерти Ившина (1797) ему, как тогда считалось, исполнилось 94 года. Но в то время к годам жизни относились небрежно, говорили их по памяти, нередко путаясь и указывая даты, которые отличались от реальных на 5–10 лет и более.

[3] По клировым ведомостям, в январе 1746 г. Федору Ившину было 36 лет (Государственный архив Кировской области (далее – ГАКО). – Ф. 237. – Оп. 70. – Д. 3. – Л. 41 об.)

[4] Правда, по сведениям П. Н. Луппова, оно появилось не позднее 1708 г. и соседствовало с Каринской вол. (Луппов П. Н. История вятских сел // Энциклопедия Земли Вятской. – Т. 4. История. – Киров, 1995. – С. 153).

[5] Российский государственный архив древних актов (далее - РГАДА). – Ф. 1209. – Оп. 1. – Д. 1034. – Л. 518 об., 536, 537.

[6] РГАДА. – Ф. 1209. – Оп. 1. – Д. 1098. – Л. 422, 1072 об.

[7] Любимов В. А. Из словаря Вятской родословной А. Грина // А. С. Грин взгляд из XXI века. (К 125-летию Александра Грина). – Киров, 2005. URL: http://sloblib.narod.ru/grin/popravka3.htm (дата обращения 22.07.2011).

[8] Вероятно, недалеко от места рождения, т. к. Верхочепецкая верхняя доля входила тогда в Каринскую волость.

[9] Вотяками или вотью в старое время называли удмуртов.

[10] Вештомов А. И. Указ. соч. – С. 159; Очерки истории Вятской епархии (1657–2007). – Киров, 2007. – С. 96–97.

[11] Ныне село в Ярском районе Республики Удмуртия.

[12] Очерки истории... – С. 97–98; Вештомов А. И. Указ. соч. – С. 159–160.

[13] Храм Св. Троицы в с. Елово (историческая справка). URL: http://www.udmeparhia.ru/arrivals/region/glazov/glazov_523.html (дата обращения 3.08.2011).

[14] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 15. – Л. 192 об.

[15] По указам 1.09.1720, 23.08.1721, 17.07.1722, 3.04.1731 новокрещеные получали льготы на 3 года в уплате налогов и несении повинностей, в т.ч. рекрутской. При этом их собратья-язычники или мусульмане должны были раскладывать на себя подати и повинности крестившихся. Для новокрещённых же была даже отменена смертная казнь за те преступления, за которые она предусматривалась законом. По высочайшему указу государыни Анны Иоанновны от 11 сентября 1740 г. в Казани была учреждена Новокрещенская контора вместо Комиссии новокрещенских дел (1735 г.) «для умножения христианского закона и вящшаго утверждения в вере новокрещеных иноверцев», которая должна была создать необходимые условия для миссионерской деятельности. Крещаемые получали в подарок крест (медный или серебряный), одежду, а также деньги: от 50 к. до 1 р. 50 к. (ПСЗ-I. – №8236. 11 сентября 1740 г.)

[16] Некоторые получали и его отчество, являясь его духовным чадом. Так, в д. Глазовской жил «Сила Федоров Ившин» (ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 8. – Л. 456).

[17] Очерки истории… – С. 98.

[18] Количество дворов достаточно быстро стало увеличиваться в середине XVIII в. По сведениям 1747 г. в приходе с. Уканского значилось уже 262 двора, а в 1768 г. – 407.

[20] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 8. – Л. 281.

[21] Очерки истории... – С. 98–99.

[22] Михаил Атаманов, протодиакон. Великий просветитель удмуртского и других народов Волго-Камья. URL: http://seminaria.bel.ru/pages/mo/2004/mo11_st_4.htm (дата обращения 23.05.2011).

[23] Очерки истории... – С. 99.

[24] Вештомов А. И. Указ соч. – С. 160–161.

[25] ГАКО. – Ф. 430. – Оп.1. – Д. 190. – Л. 1 об.

[26] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 8. – Л. 481–485.

[27] Эта цифра записана в летописи Крестовоздвиженского монастыря (ГАКО. – Ф. 430. – Оп. 1. – Д. 190. – Л. 1 об.) Но по словам самого о. Феодора, он крестил до 10 тыс. человек обоего пола (ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 15. – Л. 192).

[28] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 8. – Л. 484 об.

[29] Вештомов А. И. Указ соч. – С. 160–161.

[30] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 11. – Л. 348; Д. 15. – Л. 192 об.

[31] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 11. – Л. 710 об.

[32] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 76. – Д. 71. – Л. 735.

[33] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 15. – Д. 192 об.

[34] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 15. – Л. 287, 326.

[35] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 15. – Л. 192–193 об. Жалование полагалось священноцерковнослужителям новокрещенных приходов по императорскому указу от 28.09.1743.

[36] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 20а. – Л. 278–179, 281.

[37] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 20а. – Л. 434.

[38] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 25. – Л. 215; Российский государственный исторический архив. – Ф. 796. – Оп. 55. – Д. 16. – Л. 14 об.

[39] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 30. – Л. 424 об.

[40] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 31. – Л. 576.

[41] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 85. – Д. 531. – Л. 1.

[42] ГАКО. – Ф. 430. – Оп.1. – Д. 190. – Л. 1 об.–2 об.

[43] Вештомов А. И. Указ соч. – С. 159; Священник Феодор Ившин (По книге Е. Ф. Шумилова «Христианство в Удмуртии ХVΙ – начало ХХ века»). URL: http://missia-udm.eparchia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=288:sviashennik-fedor-ivshin&catid=45:istoriia-missii&Itemid=76 (дата обращения 7.06.2011)

[44] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 2. – Д. 8. – Л. 325; Любимов В. А. Из словаря Вятской родословной А. Грина // А. С. Грин взгляд из XXI века. (К 125-летию Александра Грина). – Киров, 2005. URL: http://sloblib.narod.ru/grin/popravka3.htm (дата обращения 22.07.2011).

[45] ГАКО. – Ф. 237. – Оп. 70. – Д. 2. – Л. 44; Д. 3. – Л. 41 об.

[46] Священник Феодор Ившин…

Категория: 2011 год | Добавил: священник_Андрей (31.08.2011)
Просмотров: 1967 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Block title
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024