Эта категория присваивается материалу, который по своему содержанию не подходит не под одну из имеющихся.
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Главная » 2010»Сентябрь»17 » Воздвижение Вятского креста на родине преподобного Трифона Вятского
21:21
Воздвижение Вятского креста на родине преподобного Трифона Вятского
Паломничество с «Вятским краем»: на родине преподобного Трифона
Октябрь на Вятке - время Свято-Трифоновских общеобразовательных чтений, дней памяти преподобного Трифона Вятского. А накануне группа вятских паломников сумела не просто побывать на родине преподобного, но и найти деревню, которой нет на карте, проехать туда, где, по свидетельству старожилов, вятские люди лет сто не бывали... Однажды листал я изрядно потрепанную брошюрку почти столетней давности. Это было житие преподобного Трифона Вятского, изданное в 1912 году для народных училищ. Внимание привлекли начальные слова рассказа о жизни преподобного старца. "Среди дремучих лесов Архангельской губернии, вблизи нынешнего города Мезени, селение Малая Немнюшка (ныне село) взрастило в себе сего угодника Божия...” Вот бы, подумалось тогда, побывать в этих местах, посмотреть, какова она, родина преподобного Трифона. Где это село, что с ним стало теперь? Я узнал только, что село Малонемнюжское (Малая Немнюга) на карте не значится. А на месте его три деревни Мезенского района Архангельской области: Совполье, Чижгора и Соколово. Около полугода я вынашивал мысль посетить те места. Описание села и места рождения преподобного Трифона, сделанное священником Осокиным в 1912 году, оказалось достаточно подробным, но я не был уверен, что все сохранилось до наших дней. В частности, сказано, что родился преподобный в деревне Конешельская в 4 верстах от села. Что это за Конешельская и где ее искать? Оказались бесполезными все справочники, которые были у меня, и даже Интернет. Я решил, что и деревни давно нет, что искать малую родину преподобного Трифона будет не просто. Оставалось поехать и разобраться на месте, поговорить с людьми. Строго на север
Путь предстоял не близкий: по самым предварительным расчетам, около полутора тысяч километров только в одну сторону. Кроме меня, священника, в путешествие отправились кинооператор Михаил Стромов, Михаил Шелыгин - помощник настоятеля Спасского собора г. Вятки, и водитель машины Константин, благодаря которому эта поездка и состоялась. Нам предстояло добраться сначала до города Шарьи Костромской области, а оттуда строго на север в Вологодскую область, где нас ждала первая остановка - Великий Устюг. За окном автомашины мелькали вятские, костромские и вологодские деревни, а вот и Кичгородок, на берегу реки Юг. До Устюга ровно сто верст. За разговором не заметили, как долетели до слободы Дымково. Отсюда, из-за реки Сухоны, открывается прекрасная панорама на древний и величественный Устюг. На вечерней заре город особенно красив. Заходящее солнце играет на золоте куполов устюжских храмов, а надвигавшиеся грозовые тучи торопят устраиваться на ночлег. Утром следующего дня мы отправились в Михайло-Архангельский монастырь. Эта обитель давно не значится в списке действующих монастырей русской церкви, но для нас важно было побывать именно здесь, и вот почему. Житие преподобного Трифона говорит о том, что, покинув отеческий дом семнадцатилетним отроком, он пришел сюда, в Устюг. В середине XVI века с открытием торгового пути по Сухоне и Северной Двине к Белому морю Устюг стал развиваться как торговый центр. Именно в этот период за ним утверждается название Великий. Одновременно Устюг являлся и духовным центром Русского Севера. В том далеком XVI веке стояла на посаде города, возле Архангельского монастыря, деревянная Афанасьевская церковь. Священник этой церкви Иоанн приютил и духовно окормлял доброго и смиренного юношу Трофима Подвизаева, так звали преподобного Трифона до монашеского пострига. Он и благословил его на молитвенное делание в монастыре. Пролетели столетия, пожары и лихолетья не сохранили до нас Афанасьевской церкви, но по-прежнему стоит в Устюге Михайловский монастырь, словно памятник той древней эпохе. К часовне «Трифон»
Трасса, соединяющая восточные регионы России с Архангельском, удивительна. Почти 300 километров чередуются полосы асфальта и щебёнки. Дорога проложена строго вдоль берега Северной Двины. Это важно, если вспомнить, что в древности все длительные переходы совершались по рекам. Именно таким путем по Немнюге, Кулою, Пинеге и Двине и пришел преподобный Трифон в Великий Устюг. Мы как бы повторяли его путь, только в обратном направлении. И встречали нас архангельские села. Например, Тулгас, небольшое селение с двумя полуразрушенными церквями. Наибольший интерес представляет более старая - Власиевская церковь 1795 года. Отличительной особенностью этого храма является его завершение, выполненное в виде огромной восьмигранной луковицы. Поражаешься мастерству, с которым сделаны эти храмы, и скорбишь сердцем, глядя сейчас на их сутулые силуэты. На третий день мы добрались до устья реки Пинеги. Там, где могучая река впадает в Северную Двину, на высоком обрывистом берегу, расположилось село Усть-Пинега. Небольшой паром "Двиносплав” доставил нас на противоположный берег. И теперь наш путь лежал вдоль реки Пинеги до райцентра с одноименным названием. За ним асфальтированная дорога как-то быстро перешла в грунтовую. Вдруг среди деревьев просветилась извилистая полоска реки. Пропустить Пинегу нельзя, даже самый лихой водитель сбросит скорость перед этой северной красавицей. Длина реки 779 километров, русло большей частью песчаное с большим количеством мелей. А берега живописны настолько, что хочется идти и идти вдоль них. Таёжный лес. Повсюду скальные обнажения породы. В среднем течении русло разбивается на рукава и подходит то к одному, то к другому коренному берегу, образуя почти отвесные обрывы высотой до 50 метров. В реке нерестятся сиг, хариус и даже сёмга
Поздним вечером подъехали мы к мосту через реку Немнюгу. Черная и немного ржавая вода - свидетельство того, что начало берет она в торфяных болотах Мезенского края. На окраине деревни Совполье нам встретились две женщины. Как же мы удивились, услышав, что они знают, где была деревня Конешельская, и что там и сейчас стоит часовня, которую в народе называют "Трифон”. А ведь я еще дома из документов архангельского архива узнал о челобитной грамоте, в которой говорилось: в 1710 году жители деревни Конешельской вместе с приходским священником села Малонемнюжского обратились к епископу Холмогорскому и Важскому с просьбой о строительстве в их деревне часовни во имя преподобного Трифона Вятского. Что и было исполнено. Промыслом Божиим эта часовня стоит до сих пор. Нас предупредили, что дорога туда "не очень”. И что без проводника можно и заблудиться, но еще пять километров пути - и мы на месте. Вот она, родина великого подвижника и печальника земли Вятской - преподобного Трифона. На крутом берегу реки Немнюги стоит одинокая часовня, вокруг ни одного дома. Последние жители уехали из Конешельской еще в 1969 году. Огромная поляна, на которой стояла деревня, понемногу зарастает лесом. Я стоял, смотрел на часовню и думал, каким чудом сохранилось это маленькое ветхое деревянное здание. Где-то здесь, на этой земле, стоял дом семьи Подвизаевых. Здесь прошло детство и отрочество преподобного. Отсюда он семнадцатилетним юношей отправился в далекое и трудное путешествие по северным землям. Вот как об этом рассказывает житие: "Благочестивый крестьянин по имени Димитрий и жена его Пелагия твердо соблюдали заповеди Божии, часто посещали церковь, подавали милостыню неимущим. Они были зажиточны, имели несколько сыновей, младшим из всех был Трофим. Благодать Божия почивала на сем отроке: всегда повиновался он своим родителям; с ранних лет соблюдал строгий пост, был тих нравом, кроток, ко всем приветлив. Отец Трофима Димитрий скоро помер. После его смерти блаженный отрок жил вместе с матерью и братьями, повинуясь им во всем. Когда же он достиг совершеннолетнего возраста, сродники его желали, чтобы Трофим вступил в супружество. Но в этом одном блаженный не хотел повиноваться воле старших, хотел пребывать в девстве, остаться свободным от мирских связей. Желая расположить к браку Трофима, братья прибегли к такому средству: они заставили свою служанку одеться в лучшие одежды и, скрыв ее в одном месте, послали туда Трофима. Служанка начала соблазнять юношу ласками и словами, но напрасны были ее усилия. Блаженный не хотел даже слышать речей ее”. На высоком холме
Село Малонемнюжское, к приходу которого относилась деревня Конешельская, расположено на высоком холме и сейчас называется Чижгора. Откуда взялось такое название, неизвестно. Церковь, в которую ходила семья Подвизаевых, не сохранилась. В 1643 году на ее месте была выстроена новая деревянная церковь в честь Воскресения Христова, поэтому село иногда называли Воскресенским. Этот храм, удивительный по архитектуре, с высоким шатром и прекрасной обходной галереей, был разрушен в 1988 году. Обстоятельства, послужившие его уничтожению, оказались самые нелепые. В этом году в деревне Чижгора, рядом с храмом, к тому времени уже закрытым и разоренным, был построен каменный Дом культуры. И по требованию пожарных ветхое деревянное здание храма было снесено. Так нелепо прервалась жизнь уникального памятника, о котором писали многие исследователи северной деревянной архитектуры. В этом храме, до его закрытия, хранился старинный образ преподобного Трифона Вятского, что свидетельствовало о глубоком почитании его в этих краях. На следующий день я пообщался с жителями деревень Совполье, Чижгора и Соколово, которые стали наследницами села Малонемнюжского. Нельзя не сказать, как по-доброму и радушно встречали нас в этих местах. Из жителей Конешельской осталась одна семья. Александр Гаврилович и Пелагея Степановна Локтевы последними покинули деревню в 1969 году. Больше трех лет прожили они в Конешельской совсем одни. Пелагея Степановна рассказывает: - Часовню я уже не застала действующей. Ее нарушили еще в 30-х годах, мы тогда были еще малы. Но память о преподобном Трифоне в народе оставалась всегда. Здесь, в Конешелье, ее справляли два раза в год: первый осенью 21 октября - это день преставления преподобного, а еще праздновался "Трифон вёшний” весной в 4-е воскресенье Великого поста. Несмотря на то что часовня была закрыта, народ собирался в домах, были гулянья, праздничная трапеза, а вот молитвы в этих местах нет давно. Как церковь в Чижгоре закрыли в 1930-е, так больше и не было. Место для молитвы сейчас у нас поклонный крест между деревнями Чижгора и Соколово. Туда теперь приходят помолиться Богу. О преподобном Трифоне здесь действительно многие знают и почитают его, радуясь, что земля здешняя дала такого подвижника веры. Местная администрация установила традицию ежегодно воздвигать кресты на месте бывших деревень в округе. В этом году очередь дошла и до Конешельской. Большой шестиметровый крест установлен в центре деревни, в ознаменование того, что здесь несколько веков жили и трудились православные люди. У часовни, в бывшей деревне Конешельской, был совершен водосвятный молебен и освящен крест, специально привезенный нами из Вятки. Этот крест стараниями изготовившего его Михаила Шелыгина был установлен и закреплен на кровле часовни. Теперь место молитвы многих поколений вновь обрело символ величия русского православия - восьмиконечный крест. На восточном фасаде часовни мы установили икону и небольшую табличку с надписью: "Часовня преподобного Трифона Вятского”. Воздвижение креста на кровлю стало венцом нашей поездки. Мы помолились на акафисте преподобному и помянули его родителей в заупокойной службе. По воспоминаниям старожилов, за последние сто лет ни один вятский человек не вступал на эту землю. Уверен, что мы были первыми, но не последними вятскими жителями, побывавшими на родине Трифона Вятского. В 2012 году Русская православная церковь отметит 400-летие преставления преподобного. Думается, что достойным приношением к этому славному юбилею было бы восстановление древней часовни на его родине. И сделать это должны вятские люди в благодарность за тот колоссальный вклад преподобного Трифона в духовное развитие нашего края.
Андрей ДУДИН, протоиерей http://www.vk-smi.ru/archiv/2010/sentyabr/165-4773/vozdvizhenie-vyatskogo-kresta.htm