19 августа в селе Цепочкино престольный праздник - храма и монастыря. В день села впервые будет ослужена Божественная Литургия и помянуты насельники монастыря и усопшие жители. Немного истории
Поселение и церковь появились благодаря Спасо-Преображенскому монастырю,
основанному здесь в 1622 году старцем Нифантом, стараниями которого было
приискано место у реки Вятки, выше Уржумского устья «…Чепоцкиных гор», между
стрелецкой пашней и владениями боярских детей Мачехиных. В прошении об
основании монастыря он писал: «…то де место лежит впусте, не владеет им нихто,
а в Уржумском де городе монастыря нет».
В 1624
году монастырь был оформлен территориально, была выстроена первая деревянная
церковь, в честь Преображения Господня. Все это было сделано с высочайшего
дозволения Государя Михаила Федоровича, который выдал 8 марта 1645 года грамоту уржумскому
воеводе В.А. Коржбоку на подтверждение
владения монастыря землей. В этой грамоте писалось: «…По нашему указу, а по
их челобитью (имеется ввиду основатель монастыря старец Нифант – примечание
автора) велено им, строителю с братьею в Уржумском уезде на Чепоцкиных горах
черный лес расчищать и монастырь строить… И они де на тех поросших Чепоцкиных
горах, расчистя черного леса, воздвигнули церковь во имя боголепного
Преображения…».
В 1634 году церковь сгорела. Вместо нее была
построена новая деревянная церковь, которая сгорела в 1676 году. Снова была
возведена деревянная церковь.
По
указу Казанской духовной консистории в 1700 году была заложена каменная
двухэтажная церковь. 18 января 1701 (1702) года был освящен престол нижней
церкви во имя Введения Пресвятой Богородицы митрополитом Казанским Тихоном. 19
января 1718 года был освящен им же
верхний храм во имя Преображения Господня. Есть предание, что иконостас верхней церкви
был привезен Владыкой из Казани и пожертвован храму. Еще в начале XX века в
церкви хранилась икона Владимирской Божьей Матери с надписью «Сий святой
образ приисканием своим усердием от келейного своего прииждивения построил в
милости Божией Великий господин преосвященный Тихон, митрополит Казанский и
Свияжский в обитель Боголепного Спасова Преображения, зовомую Чепоцкин, что
близ города Уржума в лето от миробытия 7127, а от Рождества во плоти Христа
Бога в 1718 … его архиерейством и храм сей освятися».
В
нижнем этаже церкви первоначально было 4 монастырские кельи, колокольни не
было, крыша на всем здании до середины XIX века была покрыта тесом, а пол –
кирпичом. Ограды вокруг церкви тоже долгое время не имелось. Небогата она и
была (еще в XIX веке) и утварью.
О
существовавшем когда-то в Цепочкино монастыре сохранилось множество легенд,
например, о том, что на правом берегу находились остатки огромного деревянного
резервуара для воды, выстроенного монахами. На том же берегу, гласит другая
легенда, монахи нашли месторождение золота и добывали его (возможно, с этого
времени и пошло присловье – «в Цепочкино – золото бочками»). Рассказывают, на
северной стороне церкви были следы каких-то орудий в виде прямоугольника
глубиной 2 вершка – согласно легенде, однажды на монастырь напали разбойники,
чтобы ограбить его, но были поражены смолой, вылитой на них монахами. Еще
рассказывают, что какой-то житель села построил для церкви крыльцо, и был
удостоен чести быть похороненным в ее ограде. А еще есть легенда о пещерном
монастыре в Цепочкинских горах…
В 1764
году в ходе секурялизации церковных земель, проводимой государством, монастырь
был упразднен, как и множество других монастырей. Его церковь стала приходской,
а деревни и починки, заселенные монастырскими крестьянами, отошли в разряд
государственных . От монастыря осталось кладбище возле церкви и множество
церковных святынь. 19 октября 1764 года последний игумен монастыря Никон сдал
все монастырское имущество по описи церковному причту – священнику Петру
Иванову, дьячку Стефану Петрову и пономарю Николаю Петрову. В описи, кроме
церковного имущества, значилось 2 деревянных кельи, сени между ними, а против
них – хлебный магазин, который после совершения описи был отдан под присмотр
бывшим крестьянам.
После
упразднения монастыря церковь была перестроена. Так 4 келии в ее нижнем этаже
были обращены в храм, сторожку, в притвор и в кладовую. Из бывшей монастырской
башни и игуменского дома была сложена в конце XVIII века колокольня в одной
связи с церковью. В течение всего XIX века шло благоустройство церкви.
Клировая
ведомость 1834 года сообщала: «зданием каменная, двухэтажная, с таковой же
колокольнею в одной связи, крепка, с деревянною кровлею и с кирпичными полами».
За следующий год она сообщала, что «потребна сумма на обзаведение утварью и
ризницею, железной кровли и опочного пола».
Железная
крыша на здании появилась в 1846 году, опочный пол на обоих этажах – в 1858
году. В обоих храмах были вновь перестроены перезолочены и освящены иконостасы:
в холодном храме – 6 августа 1861 года, в теплом (благодаря усердию уржумского
купца Папия Матвеева) – в 1858 году. В 1885 году стены церкви, и снаружи и
внутри, были выкрашены на масле и украшены живописью. К 1891 году церковь была
окружена каменной оградой, но утварью и ризницею церковь была «не вполне
достаточна».
Клировая
ведомость за 1915 год сообщала, что утварью и ризницею церковь достаточна, но
сам «нижний храм малопоместителен и требует расширения или замены его для
постоянного служения в верхнем храме, приспособив его тепло-холодным». Понятно,
что из-за революции это так и не было сделано.
Из описания
Цепочкинской церкви за 1924 год: «Храм каменный, двухэтажный, двуглавый с такой
же колокольней, крыт железом, с каменной оградой с решетками (деревянными), в
ограде одни большие ворота, 4 малые калитки с решетчатыми железными растворами.
Иконостас
большой с 46 иконами на железе и 5 икон в медно-посеребряных ризах и перед ним
железная решетка
Иконостас
малый с 8 иконами, из них 3 в медно-посеребряных ризах и железною решеткою
перед ним».
А вот
как описывал храм много лет спустя житель села
И. Верещагин: «В начале спуска (взвоза) к берегу реки, огороженная
трехметровой кирпичной стеной с ажурной металлической решеткой, стояла церковь.
Церковь имела колокольню с 10
колоколами, постоянно извещавшими округу о времени, праздниках, разных
событиях. Величием своим, внешней архитектурой церковь украшала село.
Художественной внутренной росписью, красотой фасада церковь завораживала,
притягивала людей, как бы призывая к единению, к доброте. Церковь имела три
этажа. Зимой служба проходила во втором этаже, летом – в третьем. Первый этаж
служил для хозяйственных нужд. Возможно, первоначально он предназначался для
монастырских служб».
Святыни.
Здесь приведу отрывок из статьи протоиерея Алексия Сухих «Из старого альбома»,
посвященную описанию дореволюционной фотографии В.Е. Нелюбина, запечатлевшего
реликвии Цепочкинского монастыря:
«На
фотоснимке хорошо видны балдахин в правом верхнем углу, под которым в резном
золоченом киоте помещались часть Животворящего древа Господня, часть мощей:
святого великомученика Пантелеймона, мучеников Евстратия, Авксентия, Мардария,
Ореста и Евгения (память их отмечается 13 декабря ст. ст.), Ермогена (10
декабря), преподобной Пелагии (18 октября) и многие частицы святых мощей,
присланные в дар храму из Афонского Пантелеймонова монастыря.
На
колонне слева располагался образ Владимирской иконы Божией Матери,
пожертвованный при освящении храма митрополитом Казанским Тихоном (в миру
Тимофей Васильевич Воинов), на колонне справа помещалась икона Смоленской
Божией Матери, подаренная «на вечное поминовение Иосифом Архиповым».
В
центре снимка на столе лежат служебные сосуды, пожертвованные при игумене
Ефреме в 1700 году. Слева прислонен к напрестольному Евангелию, изданному в
1698 году, «сребропозлащеный с частями животворящего древа и св. мощей угодников,
сооруженный при игумене Софронии» крест. Впереди стола со святыней стоит
деревянный резной «простой работы, с железным наконечником» игуменский посох.
Кроме
показанных здесь священных реликвий, в храме была еще и икона святителей
Казанских Гурия, Варсонофия и Гермогена с тремя частями святых мощей в
«среброзолоченой чеканной работы ризе», которую пожертвовал в 1818 году судья
Маслов. В ризнице храма находился знаменитый синодик «Спасо-Чепоцкого
монастыря», писаный «на Москве лета 7196 от сотворения мира июля в 19 день при
игумене Макарии».
Добавлю,
в этом синодике было записано для поминовения значительное число родов, в том
числе основателей монастыря. Все они оплачивались вкладами, которые давались
деньгами, скотом, хлебом или предметами церковной утвари.
Еще в
начале XX века в церкви хранилась церковная утварь, пожертвованная монастырю в
виде вклада – дискос, лжица, потир, звездица серебряные с украшениями,
серебряные напрестольные кресты, серебряное кадило (подаренное москвитином
Колусовским). На потире была надпись: «Сей потир в дом Божий в Уржумской
Чепочкий монастырь москвитин Михаил Иванов сын Хомуновский при игумене Ефреме
Богородицком весом лу (88) золотников се года».
Сохранялись
и старинные книги, оставшиеся со времен монастыря, например Евангелие 1662 и
1694 годов (последнее было подарено Федором Павловичем Кондратовым), а также
Апостол – печатная книга 1666 года.
Опись
церковного имущества сохранялась только с 1866 года, копии с метрических книг –
с 1800, а исповедных росписей – с 1805 года. В 1915 году в церковной библиотеке
имелось книг для чтения 135 томов.
Ближайшие
церкви: града Уржума – в 12 верстах;
с.
Буйско-Архангельского – в 15 верстах;
с.
Рождественского – в 15 верстах;
с.
Космодамианского – в 8 верстах.
В XVII
– XVIII веках вся округа считалась собственностью монастыря. Вначале владения
его были невелики, но вскоре, благодаря заботам настоятелей монастыря и
вкладам, они значительно расширились, включая в себя сенные покосы, рыбные
ловли и лесные угодья.
К 1646
году Цепочкинскому монастырю принадлежало в слободках и починках 64
крестьянских да 28 бобыльских дворов, в которых проживало «…в них крестьян и
бобылей 99 человек, да детей и братьев 85 человек…». К 1669 году монастырские
владения включали в себя уже несколько деревень, выросших на монастырских
землях за время существования монастыря. В 9 деревнях и починках насчитывалось
54 двора с 195 людьми населения. К
середине XVIII века число деревень на монастырских землях приблизилось к трем
десяткам, включая будущие села Петровское, Козьмодемьянское, Турек, Шурма. В
самом Цепочкино (Подмонастырской слободе) по переписи 1747 года проживало 233
души.
В 1798
году в приходе Цепочкинской церкви насчитывался 241 двор, в 1810 году – 235, в
1819 году – 185 (с населением 1063 м.п. и 1164 ж.п.). В 1874 году в самом
Цепочкино насчитывалось 126 домов (из них только 1 был каменный и 1
полукаменный) с населением – 459 м.п. и 512 ж.п.. Жители села занимались, кроме
земледелия, в летнее время бурлачеством и заготовкой бревен в бору для
лесопромышленников. Кроме церкви в селе имелась одна церковно-приходская школа
и одно питейное заведение. К 1912 году в приходе, состоявшем из 9 селений,
проживало прихожан – 1330 м.п. и 1431 ж.п..
Из
описания прихода за 1910 год: «Село расположено на правом берегу реки Вятки,
на высоком живописном месте, с которого открывается очень хороший вид на южные
и восточные окрестности. Местность безлесная.
…
Прихожане занимаются земледелием, но вследствие малоземелья занимаются и
кустарными изделиями: плетением коробов для саней и тарантасов, дорожных корзин,
приготовлением кадок, бочонков, ручных корзин и прочее. В одном селении
занимаются добыванием из горы алебастра. Некоторые из прихожан служат на речных
перекатах, половина прихода занимаются бурлачеством и другими отхожими
промыслами. Медицинский пункт в городе Уржуме. Дорога в Уржум проселочная, на
половину каменное шоссе вследствие находящейся в селе пароходной пристани».
В селе имелась церковно-приходская школа (с 1880 года) и 2 часовни. Епископ
Вятский и Слободской посетил село в 1913г. и летом 1914 года.
В 1991
году житель села И. Верещагин на страницах районной газеты так описывал
дореволюционное Цепочкино: «Село наше Цепочкино расположилось на правом
берегу реки Вятки. На небольшой площади, занимаемой селом, насчитывалось
более 200 домов, плотно прижавшихся друг
к другу. Две параллельные полуторакилометровые улицы с севера на юг упирались в
Нагорную улицу на севере и пересекали Трактовую улицу на юге.
В
полукольце с запада стояли гумна. Каждый с овином для сушки зерна в снопах.
Многочисленные навесы с соломенными крышами для складирования снопов. Все три
поля, выпасы, гумна, стога сена, кладухи, капустник огораживались добротной
изгородью из жердей. Скот пасся без пастухов.
…
Центром села, да и всего прихода, была любимая всеми, а особенно молодежью,
площадь, именуемая «оградой». Видимо, прежде когда-то на месте этом и был
монастырь. Площадь эту украшали церковь с колокольней, дома духовенства,
двухэтажный кирпичный дом Бориса
Андрияновича Машкова, часовня и парк (роща) из хвойных деревьев… Рядом с
оградой стояла одноэтажная деревянная церковно-приходская 4-х классная школа. Чуть подальше на другой
стороне большой дом учительства. На втором этаже кирпичного дома Фадеичей на второй
улице размещалась библиотека с большим читальным залом, в котором иногда
показывали так называемые «туманные картины».
Причт:
издревле по штату было положено – 2 священника, 1 диакон и 4 причетника;
с 1839 года – священник, диакон и
2 причетника;
с 1852 года – священник, дьячок и
пономарь;
1915 год – священник, диакон и
псаломщик.
Первые
известные священники: о. Петр Иванов (1764 год), о. Андриан Нехорошавский (1798 год), о. Симон Попцов (1810 год), о. Андрей Орловских (1808 – 1819 года,
служил также в Уржуме и с. Рождественском),
о. Герасим Зубарев (1812 год). В начале XX века в храме многие годы
служили такие священники как о. Арсений
Лесников (автор летописи Цепочкинской церкви) и
о. Николай Шергин (был репрессирован, в 1932 году работал на
лесозаготовках, там и умер).
Весной
1922 года произошло изъятие церковных ценностей. В 1923 году приход примкнул к
обновленческому течению, священник Шергин считался «кандидатом» соборной
обновленческой общины города Уржума. В расколе приход пребывал до закрытия
церкви.В 1924 году церковь села Цепочкино была внесена в список памятников
церковного зодчества Вятской губернии, состоящих на учете отдела по делам
музеев Главнауки Наркомпроса РСФСР, но это не уберегло ее от разрушения,
которое началось в 1930-е годы.
В 1933
году председатель сельсовета В.И. Сорокин собирал подписи на слом церковной
ограды. Ограда была сломана. В 1934 (1935) году с церкви были сброшены колокола
под руководством председателя сельсовета. Рассказывают, во время сбрасывания
колоколов село молчало, как бы вымерло, только мальчишки-зеваки кружили вокруг
церкви.После этого купол колокольни начали разбирать на кирпич.
В 1936
году местные власти отобрали у верующих и разрушили часовню на реке Вятке,
якобы из-за ее ветхости. В 1935 году пришел черед и самой церкви. Тогда 10
октября 1935 года пленум Цепочкинского сельсовета постановил безо всякой
причины отобрать у верующих здание церкви и передать его под школу и
кузнечно-слесарную мастерскую. 30 октября того же года верующие писали в заявлении
в Кировский краевой исполнительный комитет: «церковь наша построена лет 300
тому назад, имеет историческую ценность и, как нам известно, взята на учет
краевым Главмузеем и Комитетом по делам музеев и охране памятников зодчества.
Община верующих от храма не отказывается, храним его в прежнем виде и аккуратно
платили все государством требуемые налоги, точно выполняя взятые на себя
обязательства.
Поэтому
приходской совет просит Кировский краевой исп.комитет оставить храм за
общиной верующих и тем сохранить его, как памятник старины».
29
ноября 1935 года Комиссия по вопросам культа направила это дело на рассмотрение
в Крайисполком. Решение его не известно, но церковь действовала еще 2 года.
В
конце 1937 года местные власти сделали еще одно наступление в деле закрытия
церкви, мотивируя это уже более вескими причинами – распадом 20-ки и тем, что
еще в 1926 году на куполе церкви была обнаружена трехметровая трещина,
образовавшаяся, якобы, от удара молнии. Народное предание говорит и о том, что
на самом деле причина закрытия церкви таилась в другом, а все остальное было
лишь предлогом, - будто бы как-то по Вятке проплывал какой-то важный партийный
чиновник, которому очень «не понравилось», что родину С.М. Кирова «портит» вид
действующей церкви. . Напомню,
что отсюда, из Цепочкина, юный Сергей Костриков (Киров) на пароходе навсегда
покинул родные места, навстречу своей революционной судьбе.
7
сентября и 6 октября на заседаниях Президиума Райисполкома были вынесены
решения о распаде религиозной группы с. Цепочкино и о закрытии церкви для
использования ее под клуб (сельский клуб сгорел в 1936 году), что было 9
октября отослано на утверждение в Облисполком. Не дожидаясь вышестоящего
решения, 20 января 1938 года сельские власти сделали осмотр церкви для ее
будущего переоборудования, в акте которого записали снять купол, устроить
потолок, верхний этаж сделать под клуб, а нижний под колхозную мастерскую.
Однако Облисполком не торопился с вынесением решения до лета 1938 года.
Между
тем Цепочкинский сельсовет путем застращивания развалил старую 20-ку и не стал
утверждать новую, на что 30 января и 26 марта 1938 года верующие подали жалобу
в Облисполком. Действия Уржумского райисполкома были настолько из ряда вон
выходящими, что даже Комиссия по вопросам культа Президиума Облисполкома была,
16 апреля 1938 года, вынуждена признать их неправильными и незаконными, а
здание церкви «передать в беспрепятственное пользование верующих». Однако в
последнем пункте того же документа – «докладной записки по вопросу ликвидации
Цепочкинской церкви» - постановили:
«Ввиду
того, что здание церкви построенное в 1700 году, пришло в ветхость и грозит
обвалом, что подтверждают и сами верующие, например, Исаков Егор Максимович (сторож церкви, член 20-ки)
говорит: фундамент церкви размок, в стенах церковь имеет осадок примерно на 16
см. под тяжестью сводов, на каждом окошке и в сводах трещины в 2 см..
Необходимо
церковь инструктору из строй контроля осмотреть и установить возможна ли
допустимость в здание верующих».
Такой
осмотр здания был сделан 20 мая 1938 года, в акте которого перечислили «ряд
серьезных дефектов». Подытоживая эти факты, в конце его был сделан вывод:
«…перечисленных
выше дефектов достаточно, чтобы сделать вывод о непригодности здания церкви в
дальнейшей ее эксплуатации, так как последняя грозит обвалом».
На
основании этих фактов, 20 июня 1938 года, Комиссия по вопросам культа вынесла
решение изъять здание церкви от верующих как «непригодное для дальнейшей
эксплуатации». Это решение было утверждено постановлением Президиума Кировского
областного исполнительного комитета за №
1076 от 29 июня 1938 года с передачей здания Райисполкому на слом.
14
августа 1938 года Уполномоченный главного государственного контроля по
строительству Кировской области Ямбаев вынес свое решение по Цепочкинской церкви:
«указанные в акте дефекты в здании церкви ввиду своих значительных дефектов,
грозящих обвалом, требуют немедленного разбора церкви, так как не имеется
никакой возможности для их исправления». 17 сентября это решение было
утверждено Верховным Советом д.т. в городе Москве: «здание церкви за ветхостью
снести».
Рассказывают,
перед закрытием старушки заходили в церковь и плакали. Все ценные вещи и иконы
люди растащили по домам. Из церковного кирпича хотели построить школу, но он
был таким крепким, что цельного вышло мало. Часть его ушла на строительство
школы (и то половины), еще сколько-то было вывезено в Русский Турек. Маленькие
ребятишки бегали на развалины церкви искать «крылышки от ангелочков».
В 1948
году на месте церкви все еще была груда обломков кирпича и извести, да
возвышалась башня из-под колокольни, которая с 1940 года использовалась как
пожарная вышка при колхозе «Трех революций». В 1960-е годы разобрали и ее. |