Вторник, 26.11.2024
Вятская Переправа
Меню сайта
Категории раздела
Анонсы [74]
Православные новости Уржума [900]
Православные новости России [256]
Православные новости Мира [24]
Новости сайта [15]
Новости Вятской Епархии [1049]
Мировые новости [8]
Общая [62]
Эта категория присваивается материалу, который по своему содержанию не подходит не под одну из имеющихся.
Наш опрос
Как Вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 336
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Ноябрь » 14 » НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ СПАСИТЕЛЯ (ХЛЫНОВСКИЙ) – ЖЕМЧУЖИНА ВЯТСКОЙ ЗЕМЛИ
13:38
НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ СПАСИТЕЛЯ (ХЛЫНОВСКИЙ) – ЖЕМЧУЖИНА ВЯТСКОЙ ЗЕМЛИ
Опубликовано: Церковь в истории и культуре России: сборник материалов Международной научной конференции. Киров (Вятка), 22-23 октября 2010 г. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. – С.79-82



В настоящее время Вятская епархия готовится возродить Спасский крестный ход вокруг старой части города Вятки (Кирова), который был установлен в 1657 г.

Нерукотворный образ Спасителя - одна из главных святынь на Вятской земле. Это плат с запечатленным на нем ликом Христа, который (по древнему преданию) возник не по воле художника, а как явленное чудо.

Почитание Святого Лика на Вятской земле было велико. Здесь в XVII в. произошло явление трех чудотворных икон Святого Образа. Одна из них – Хлыновский Спас Нерукотворный – получила всероссийскую известность и являлась жемчужиной нашего края.

До сих пор данная тема не была предметом специального изучения. Лишь отдельные ее аспекты освящены в работах знатоков византийской и русской иконографии конца XIX– начало XX в. Н.В. Покровского, Н.П. Кондакова, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева, диакона М. Кудрявцева; ведущих специалистов второй половины XX– начало XXI в. Л.М. Евсеевой, Н.Н.Чугреевой, местных историков, краеведов, священнослужителей.

Исследование проводилось на основе привлечения широкого круга письменных источников. Использовались архивные документы: материалы фондов Вятской духовной консистории, церквей, монастырей. Были проработаны Труды Вятской ученой архивной комиссии, дореволюционные периодические издания, Памятные книжки и календари Вятской губернии. Изучались новейшие исследования в этой области. Были просмотрены коллекции Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых и областного краеведческого музеев, Слободского музейно – выставочного центра, храмы г.Кирова и области.

Хлыновская чудотворная икона сегодня утрачена, но сохранилось несколько списков образа с разным решением лика Христа. Какой из них выполнен с оригинала?

Немного истории.

В первой половине XVII в. на паперти храма был помещен образ Спаса Нерукотворного «древней живописи». Никто не знал, говорится в старинной церковной рукописи Спасского собора «Повесть о явлении чудотворного нерукотворенного Образа Спасова, иже ныне в царствующем граде Москве», когда и кем именно была принесена и поставлена эта икона. Первое из описанных в Повести чудесных исцелений от образа совершилось 12 июля 1645 г. Житель города Петр Палкин в течение трех лет страдал полной слепотой. В этот день он пришел на паперть храма, в которой издавна стояла икона Спаса Нерукотворного, и стал перед ней молиться. После молитвы он получил исцеление и прозрел. Вскоре чудеса от иконы стали совершаться одно за другим.



За период с 12 июля 1645 до начала 1647 гг. в старинную церковную рукопись было внесено 105 записей об исцелениях.

Первое чудо положило начало всероссийскому прославлению святой иконы Спасителя. Слава о чудотворном образе быстро разнеслась по соседним русским землям.

Слух о чудесных исцелениях дошел до царя Алексея Михайловича. По совету архимандрита Новоспасского монастыря Никона, впоследствии патриарха, государь решил перенести икону в Москву. Для исполнения царской воли и с благословения патриарха Иосифа, за святой иконой в Хлынов было отправлено посольство во главе с игуменом Московского Богоявленского монастыря Пафнутием.

14 января 1647 г. Нерукотворный образ Спасителя был доставлен в Москву, перенесен в Кремль и поставлен в главный его храм - Успенский собор. Фроловские ворота, через которые была внесена икона, велено впредь именовать Спасскими. Вскоре последовал царский указ о том, чтобы все при проходе и проезде через ворота снимали шапки [106].

В Успенском соборе Кремля икона находилась до тех пор, пока не было завершено переустройство Спасо-Преображенского собора в Новоспасском монастыре. 19 сентября 1648 г., в день освящения храма, образ крестным ходом с участием самого царя был перенесен в монастырь и поставлен в иконостасе, на правой стороне местного ряда, на втором месте от царских врат. Новоспасский монастырь являлся усыпальницей рода Романовых. В этот день из Кремля в обитель стали совершаться крестные ходы.

В Хлынов царь Алексей Михайлович отправил новую икону-список со святого Нерукотворного Образа, выполненный мастерами из царской иконописной мастерской. Икона была одних размеров с подлинником «7 четвертей в высоту и 5 четвертей в ширину» (124.46 х 88.9 см) и украшена серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями из царских сокровищ. Внизу оклада вырезана вязью следующая надпись: «Лета 7156 (1648. – Г. М.) сию святую икону Спасителев образ Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея России Самодержец пожаловал на Вятку вместо взятой Вятской чудотворной Спасской иконы, патриаршествующему тогда Иосифу Московскому и всея России» [1]. Икона была освящена патриархом и поставлена в Успенском соборе Кремля для поклонения православным христианам, а 10 сентября 1649 г. (началом года в XVII в. считалось 1 сентября – Г. М.) с игуменом Московского Крестовоздвиженского монастыря Варлаамом и церковным причтом была отправлена на Вятку.

17 декабря того же года икона прибыла в Хлынов. Навстречу ей в крестном ходе вышли воевода Михаил Алфимов, архимандрит Успенского Трифонова монастыря Александр, протоиерей Никольского храма Иоанн Рязанцев с соборным духовенством и жители города, чтобы принять бесценный дар. Святыня была торжественно внесена в храм и поставлена в иконостасе той же Троицкой церкви (впоследствии Спасского собора).

Кроме того, царь Алексей Михайлович пожаловал храму колокол весом в 106 пудов [2].

Этот список также прославился многочисленными исцелениями. В рукописи Спасского собора записано двадцать чудотворений. Там же говорится и о первом крестном ходе с чудотворным образом. В 1646 г. из г. Хлынова икону принесли в г. Слободской и 5–6 июля она находилась в соборной церкви, 7 июля – в г. Шестакове, 8 июля – в г. Слободском и оттуда вернулась в г. Хлынов [3

Крестный ход со святым образом отмечен в начале 7163 (1654. – Г. М.) года: 14 сентября, на пути в г.Орлов, икона находилась в Николаевской церкви села Истобенского Орловского уезда; 23 сентября, на обратном пути из Кукарской слободы Казанского уезда в г.Хлынов, чудотворный образ был доставлен на стругах по реке Вятке в село Подрельское в храм Николая Чудотворца [4].

В 1657 г. в Хлынове случилась моровая язва. Умерших не успевали хоронить. Хлыновский воевода князь И.И. Дашков собрал совет, на котором было решено молиться чудотворному Нерукотворному образу Спасителя.

Было послано повеление, чтобы «во всех вятския страны градах и селах всем людям поститися пятую неделю святого великого поста, в день же недельный по всем церквам праздновать Всемилостивому Спасу Нерукотворенному его образу со всенощным бдением и со освящением воды, во граде же Хлынове приходить от приходских церквей со святыми иконами и животворящими кресты во святую соборную церковь, и оттуда с молебным пением творити хождение кругом градов вятских» [5]. Это было исполнено, и язва отступила.

В память данного события было учреждено «в пятую неделю святого и великого поста пред будущим Вятския страны родом, еже по вся лета во всех градех, селех же и уездех окрест своих жилищ наипаче же во граде Хлынове окрест всего града совершати хождение с честными кресты неотложно освященному собору со всеми православными христианы» [6].

Когда первый епископ Вятский и Великопермский Александр приехал в Хлынов и, узнав о крестном ходе и причинах его возникновения, постановил совершать такие крестные ходы вокруг всех тогда существовавших пяти вятских городов – Хлынова, Котельнича, Слободского, Орлова, Шестакова. Это решение в 1675 г. было подтверждено Ионою, архиепископом Вятским и Великопермским, с небольшим уточнением «в 4-ю или 5-ю неделю святого великого поста…» [7].

НА ПУТИ ПОИСКА

Итак, каков же образ прославленного Хлыновского Спаса? Иконографическая схема и композиция иконы известны, но какое решение образа Иисуса Христа на чудотворной иконе? Начались долгие поиски.

В работе известного знатока византийской и русской иконографии Н. П. Кондакова «Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», изданного в 1905 г. в Москве, наряду с другими изображениями помещен снимок с Хлыновского Нерукотворного Образа. В своем труде он относит икону к «ранним строгановцам» и отмечает, что к началу XX в. образ «отлично сохранился» [8].

Другой исследователь древнерусской иконографии И. П. Сахаров относит Хлыновский образ к «новгородскому пошибу». Он отмечает, что это «памятник замечательный и необходимый для сравнительного изучения иконописания по школам»[9.

В коллекции Государственного Исторического музея в Москве также имеется список с иконы Хлыновского Спаса 1693 г. (Исторический музей. Инв. 103803 НДМ 1129/2437. 157 х 119.5 см). На нижнем поле иконы имеется надпись: «Лета (1693) месяца августа 3 день писан сей образ с чудотворного образа что на вятке». На снимке можно видеть ту же композицию, но с другим решением образа Христа. Снова встал вопрос, который из списков Хлыновский оригинал? Поиски продолжались.

В областной научной библиотеке им. А. И. Герцена при ознакомлении с альбомом «Церковные древности Вятской губернии», изданным в Вятке в 1915 г., неожиданно обратил на себя внимание фотографический снимок с иконы Спаса Нерукотворного, находящейся в Спасском соборе г. Вятки. Вглядываясь в снимок, можно увидеть знакомую иконографическую схему, но решение образа Иисуса Христа не совпадает с решением Св. Лика на первых двух снимках. Итак, перед нами три разных варианта решения образа Христа. Так как в Спасском соборе г. Хлынова находился точный список с Хлыновского Спаса, значит перед нами список с оригинала. Необходимо подтверждение последнего вывода.

Окончательно разобраться в иконах-списках помогла работа диакона Матвея Кудрявцева о Хлыновском Спасе, опубликованная в Москве в 1886 г. К ней приложена фотография с иконы, принесенной из г. Хлынова и помещенной в Новоспасском монастыре. Под фотоснимком имеется следующая надпись: «Точный снимок с чудотворного Нерукотворенного Образа Спасова, принесенного с Вятки в Москву». При сопоставлении изображения на фотографиях из Спасского собора г. Вятки и московской Новоспасской обители, видно, что они идентичны и по композиции, и по решению образа. Следовательно, можно сделать вывод, что перед нами оригинал Хлыновской чудотворной иконы.

Фотографические снимки с образа Хлыновского Нерукотворного Спаса передают своеобразные особенности лика Христа. На вертикально свисающем полотнище убруса с волнообразными складками фронтально изображен чуть удлиненный лик с высоким лбом. Он вписан в плоскость иконной доски так, что центром композиции становятся крупные глаза, наделенные большой выразительностью. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя, брови высоко подняты. Пышные волосы опускаются длинными, отлетающими в сторону прядями, по три слева и справа. Короткая борода разделена на две части. Пряди волос и борода выходят за пределы окружности нимба.

Глаза написаны легко и прозрачно, их взгляд обладает притягательностью реального взгляда. Лик Христа выражает спокойствие, милосердие и кротость.

Иконографическая схема Нерукотворного Образа дополнена изображением стоящих по сторонам ангелов, фигуры которых не полностью прописаны. Можно предположить, что прориси, которыми пользовался изограф, были обрезаны. Мы видим ангелов не стоящими на облаках, а как бы парящими в воздухе. Таковы особенности иконографии Хлыновского Нерукотворного Спаса. Икону можно датировать в хронологических пределах конца XVI – начала XVII вв., либо началом XVII столетия.

Данный извод получил распространение в Москве в XVI в. Подобная иконография была известна не только в столице, но и в западных русских землях. Об этом свидетельствуют многочисленные западнорусские иконы Нерукотворного Образа XV – XVI вв. Иконографическая схема Св.Образа с двумя стоящими по сторонам ангелами, поддерживающими убрус, могла придти на Русь, как указывает исследователь Л.М.Евсеева, через католические Литву и Польшу. Её источником возможно были близкие по схеме польские фрески XIV в. или гравюры книги «Чудеса города Рима». Все эти иконы имели горизонтальный формат и, вероятно, находились в иконостасе над царскими вратами или дверью в жертвенник ( 10).

В конце XVI в. данный иконографический извод был известен в Хлынове.

В Дозорной книге Хлыновского Успенского монастыря Федора Рязанцева 1601 г. отмечено, что в келье Трифона, архимандрита обители, в числе двадцати одной иконы находился образ Нерукотворного Спаса с двумя стоящими по сторонам ангелами размером «две пяди» (35.56 см) [11].

Данная иконография получила распространение на Вятской земле. Как показывают архивные документы почитание Нерукотворного Образа в крае во второй половине XVII и на протяжении XVIII столетий было особенно велико. С Хлыновской чудотворной иконы выполнялись точные списки «мерою и начертанием» и различных размеров. Они передавали пропорции ее доски, особенности живописи: общую композицию, абрис лика, рисунок прядей волос и бороды.

В Спасском соборе г. Хлынова находился еще один список с чудотворного образа, выполненный в 1714 году [12].

Списки с Хлыновского Спаса имелись в Свято-Троицком кафедральном соборе (88.85 х 66.75 см) [13] и в Успенском Трифоновом мужском монастыре г.Вятки (146.85 х 120.15 см) [14], в Николаевском соборе г.Нолинска (1708г. 142.24 х124.46 см) [15], в Казанско-Богородицком соборе г. Орлова (1714г.) [16].

В Вознесенском храме села Каринка Хлыновского уезда находилась большая икона Спаса Нерукотворного – список с чудотворного образа из Спасского собора г. Хлынова размером « два аршина три вершка высотой и один аршин двенадцать вершков шириной» (155,5 х 124,5 см). На ней имелась надпись: «лета 1706 года ноября в 5 день написан сей образ мерою и начертанием против его чудотворного образа, что на Москве у Спаса на новом и что принесен быст с Вятки к Москве» [17].

Списки с Хлыновского Нерукотворного Образа находились в селе Совье Слободского уезда (1710 г.) [18 ,в Преображенской церкви села Колобово Нолинского уезда (1712 г.) (19), в Казанско – Богородицком храме села Ясагино – Лудянское того же уезда (1713 г.) [20].

По церковной описи 1902 г. в Слободской Крестовоздвиженской мужской обители находились три иконы-списка. Один помещался за правым клиросом в Введенской церкви монастыря. Образ принесен из Верховятской Екатерининской обители в 1725 г., после того, когда она была приписана к Слободскому монастырю (151.14 х 131.20 см) [21]. Второй находился в иконостасе церкви Архангела Михаила (151.14 х 133.42 см) [22]. Третий список висел над пономарской дверью алтарной преграды Троицкого храма монастыря (71.12 х 55.65 см) [23].

Летопись Спасской церкви села Куменского Вятского уезда, написанная во второй половине XIX столетия, сообщала: «За правым клиросом Нерукотворенный образ Спасителя в вышину два аршина два вершка в ширину один аршин четырнадцать вершков (151.14 х 133.42 см) как видно из надписи списан с образа Вятского Спасского собора, на нем железный венец позлащенный» [24].

В кратком описании села Бобинского Вятского уезда и его церкви за 1787 г. также отмечена икона Св. Лика: «Образ Спасителя Нерукотворенного на подобие того, что в Спасском соборе г. Вятки» [25] .

«Старинная икона Христа Спасителя на убрусе древней живописи, снимок с чудотворной иконы Вятского Спасского собора» сохранилась в Христорождественской церкви села Мудрово Слободского уезда [26].

Таким образом, в XVII столетии на Вятской земле произошло обретение сразу трех чудотворных икон Св. Лика. Жемчужиной края являлся Хлыновский Нерукотворный образ Спасителя. По свидетельству архивных документов на протяжении конца XVI – начала XX вв. его почитание было очень велико.

http://www.vstrana.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=342&Itemid=322

Прикрепления: Картинка 1
Категория: Новости Вятской Епархии | Просмотров: 1689 | Добавил: священник_Андрей | Теги: икона Спаса Неротворного, Вятская епархия, Крестный ход | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Block title
Календарь
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024