Как и другие «регулярные» улицы, Казанская обязана своим рождением императрице Екатерине II, благодаря которой Вятка получила статут губернского города и современную планировку улиц. В отличие от большевиков, которые еще в первый год своего правления уже поторопились навязать улицам свои имена, императрица оказалась куда скромнее – в том памятном 1784 году на плане Вятки так и не появилось улицы Екатерининской. Авторы регулярного плана первоначально, назвали новую улицу Хлыновицкой, так как она вела в направлении загородной Хлыновицкой слободы (современные Чижи). Начинаясь за Раздерихинским оврагом, она бежала вдоль всей исторической части города, с севера на юг, до улицы Орловской, за которой в те годы еще не было ни новой Хлебной площади, ни Александро-Невского собора, ни Вятского Духовного училища. Город здесь заканчивался, и начинались слободки с садами, огородами и пением скворцов холодными майскими ночами.
Понадобилось еще целых тридцать лет. Выросло, повзрослело, поседело первое поколение жителей губернской Вятки. И только тогда, в тревожном 1812 году, улица Хлыновицкая наконец-то перевалила за Кикиморскую гору и, подобно озорной девчонке, сбежав к реке Хлыновке и помахав рукой одноименной слободе, побежала по старому торговому тракту через села Красное, Кстининское, Бурмакинское, Куменское, Нолинск и Уржум, все дальше и дальше на юг – к Казани, старинной подружке Вятки. Отчего и получила название Казанской.
Кажется, что всё просто и очевидно. Однако, на самом деле, эта улица хранит в себе загадку, которая связана со строительством и затем уничтожением, возможно, одного из самых красивых храмов старой Вятки – Александро-Невского собора. Но разгадать её мы сможем только в том случае, если уясним то значение и место, которое занимала улица Казанская в старом городе.
Сегодня, когда центр города сместился на запад, к Театральной площади, Казанская воспринимается как одна из второстепенных улиц. Но в старой Вятке это было не так. Казанская считалась главной улицей и вместе улицей Московской, пересекающей ее за алтарем Воскресенского собора, образовывала крест, указывающий на двух главных соседей Вятки – Москву и Казань, с которыми так много связано в истории нашего края.
Конечно, первыми на ум приходят ключевые события этой истории – покорение и «развод» Вятки в 1489 году войсками великого князя Ивана III и взятие Казани в 1552 году войсками его внука «великого царя и государя» Ивана IV Грозного. В последнем вятчане приняли весьма активное участие, что на долгое время предопределило судьбы Вятской земли. Сначала, в 1555 году Православная Вятка на целое столетие (до 1657 г.) вошла в состав Казанской епархии, а затем и в административном отношении были переданы Казанской губернии, сначала, в 1710 году только южные уезды, а в 1727 году и вся Вятская провинция.
Как известно, история полна не только сухих официальных дат, но и весьма неожиданных, живых событий, память о которых сохранили старинные летописцы. Рассказ одного из них, Устюжского летописца, мы вкратце перескажем для вас в этой статье.
Дело было «в лето ЗЦОS», то есть 1478 году от Рождества Христова. Приходили «казанские тотарове» в окрестности Великого Устюга и «городок Кичменской с людми огнем сожгли». В ответ на это великий князь Иоанн Васильевич послал из Москвы войско с «многоразличными ратоборными хитростми» на казанского царя Абреима, но сходу взять Казань оно не смогло. Тогда великий князь послал на Казань новую многочисленную рать под началом «брата своего князя Даниила Александровича Пенка да Никиту Константиновича да Петра Плещиева» и повелел, чтобы на помощь москвичам пришла рать из Устюга и Вятки. Дальше слушайте! Пришли «вятчана и устюжана» на реку Каму и видят – стоит на берегу татарин. Те его спрашивают: «Где рать великого князя стоит?». А татарин им отвечает, что, мол, русское войско и впрямь к городу приходило, да казанский царь с московским князем замирились, потому русский воевода не стал Казань брать и увел свое войско к Нижнему Новгороду. Между тем, все было иначе. В это время московское войско уже сошлось под Казанью с войском царя Абреима. Бились на воде, в рукопашную – «за руки имаяся». Царь Абреим собрал столь значительную рать, что, по слову летописца, «всю Волгу своими судами заставил». И снова в том бою казанское войско одержало победу. Московские воеводы князь Данила и Никита Константинович были убиты, а Петра Плещеева «со товарищи» татары пленили и привели в Казань.
Далее летописец сообщает, что шедшие на помощь устюжане все же успели вступить в бой, смело сражались и потеряли в том бою более ста воинов. Триста устюжан смогли пробиться сквозь татарскую рать и, избежав плена, ушли к Нижнему Новгороду. Там, получив от московского князя жалование, провиант и 6 тысяч новых стрел, устюжане в том же году в составе уже третьего русского войска вернулись под Казань и вынудили царя Абреима заключить мир, выплатить дань и возвратить «весь русский полон за сорок лет» - всех пленников. Летописец очень подробно перечисляет все дары и награды, которыми московский князь пожаловал устюжан за верную службу, но отчего-то умалчивает - где при этом были вятчане? Бились ли они под Казанью вместе с русскими войсками или же, поверив татарину, которого встретили на реке Каме, вернулись домой, мы не знаем. Может быть, будущие историки прольют свет на это темное пятно в истории наших предков?
Касаясь темы отношений Вятки и Казани, вспомним, что в 1555 и 1614 гг. знаменитый Великорецкий образ Святителя Николая посещал стольный град Москву как святыня … Казанской епархии. В этом нет ничего удивительного, так как в средние века основные пути сообщения пролегали по рекам. Поскольку же Вятка является притоком Камы, а Кама, в свою очередь впадает в Волгу, на берегах которой стоит Казань, то и город Хлынов, расположенный на одном из притоков Волги, воспринимался как второстепенный по отношению к Казани. В том числе и по этой причине Великорецкий образ в XVI и XVII веках «ходил» в Москву через Казань. О том, что Православная Вятка когда-то являлась частью Казанской епархии говорит также тот факт, что самый древний из каменных храмов, существующих ныне в ее пределах – Благовещенская церковь г.Яранска – был возведен в 1652 г. по грамоте Казанских архиереев.
Но даже после того как в 1657 г. была учреждена самостоятельная Вятская епархия, еще в течение почти полутора веков Вятка и Казань оставались тесно связанными в административном отношении. Когда, согласно реформе 1708 г., Россия была разделена на 8 губерний, в центральные вятские земли во главе с Хлыновом вошли в состав Сибирской губернии, а южные уезды – Яранский, Уржумский, Малмыжский и Царевококшайский – оказались в составе Казанской губернии. По новой реформе 1719 г. южные уезды были включены в Казанскую провинцию, а центральные составили в составе Сибирской губернии особую Вятскую провинцию, состоящую из семи «дистриктов» - Хлыновского, Слободского, Котельничского, Орловского, Шестаковского, Кайгородского и Кунгурского. В 1727 г. эти дистрикты были переданы в состав Казанской губернии, объединившей, таким образом, все вятские территории. Вятская провинция в составе Казанской губернии просуществовала до 1780 года, когда было образовано самостоятельное Вятское наместничество. За это время выросло и возмужало ни одно поколение вятчан. Стоит ли удивляться тому, что, когда в 1812 году пришло время дать улице Хлыновицкой новое название, она стала Казанской?
Центральное положение Казанской улицы в г.Вятке было подчеркнуто тем, что, пересекая центральную часть города, она касалась главной его площади, образованной: с востока – Преображенским Новодевичьим монастырем, с севера - Александровским садом, с юга - Спасским собором. В 1930-е годы значительная часть этой площади была отведена под стадион «Динамо». Так, что сегодня представить ее облик мы можем только по старым фотографиям и рисункам Татьяны Дедовой.
далее http://www.vstrana.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=343&Itemid=323
|