Вторник, 26.11.2024
Вятская Переправа
Меню сайта
Категории раздела
Анонсы [74]
Православные новости Уржума [900]
Православные новости России [256]
Православные новости Мира [24]
Новости сайта [15]
Новости Вятской Епархии [1049]
Мировые новости [8]
Общая [62]
Эта категория присваивается материалу, который по своему содержанию не подходит не под одну из имеющихся.
Наш опрос
Как Вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 336
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Август » 28 » Леонидова Недума - о севременном почитании преподобного Леонида Устьнедумского
20:29
Леонидова Недума - о севременном почитании преподобного Леонида Устьнедумского
К стыду своему, довольно долго ничего не знал о преподобном Леониде Усть-Недумском. А узнав впервые, еще и удивился тому, что он наш вятский святой. Случилось же это узнавание в Яранске, на канонизации местночтимого святого преподобного Матфея Яранского в ноябре 1997 года.

Все было, как предсказал преподобный Матфей: море зеленого бархата - священники, прибывшие на торжество и из соседних епархий, служили в зеленых ризах; море людское - множество людей из самых разных городов и весей объединило это событие, редкое по тем временам. Это теперь есть у нас и Собор вятских святых - праздник, внесенный во всероссийский православный календарь, и одноименная икона, на которой изображены 12 вятских святых, среди которых уже и преподобный Стефан Филейский, священноисповедники Виктор Островидов и Александр Санаксарский (Уродов), священномученик Михаил Тихоницкий... А тогда, тринадцать лет назад, на слуху были преподобный Трифон Вятский да блаженный Прокопий. Прибавить к ним прославляемого в ту пору в лике местночтимых святых Матфея Яранского - трое получится. А с амвона Троицкого собора в Яранске славили четырех, и неведомое мне доселе дивное имя Леонида Усть-Недумского я старался запомнить, чтобы потом поспрашивать о преподобном, поузнавать...
У Туровой горы
И вскоре Бог дал такую возможность. Выпала поездка в Лузский район. Часа два оставалось до поезда, когда позвонивший мне Георгий Константинович Ломакин, главный инженер Нововятского механического завода, человек верующий, подсказал, что недалеко от Лузы есть церковь, под спудом которой покоятся мощи преподобного Леонида Усть-Недумского, подвизавшегося в тех местах. А уже в Лузе сложилось так, что и до мест этих добраться удалось, и первые для себя сведения о преподобном почерпнуть в районной библиотеке имени В.А. Меньшикова, где интерес к житию преподобного поддержали, поведали местные предания и оставили наедине с рукотворной книгой, повествующей об истории Лузского района и судьбах людей, оставивших добрый след на этой земле.
Предания гласили, что привела в эти некогда глухие места Леонида Усть-Недумского Божия Матерь, являвшаяся ему во сне до тех пор, пока он не решился наконец оставить родные пределы и мирские привычки. Богородица поддерживала его и дальше в одиноких трудах в местах, где "сухой земли было мало, а кругом все болота и согры”, где местные жители, дорожа землей, не позволяли ему строить ни великий храм, ни малую часовню. И канавку, на манер Серафима Саровского, он копал в одиночестве, потому и испугался, будучи укушен змеей, подумал: "Вдруг она ядовитая?”, полагая, что теперь никто ему не поможет излечиться и работу закончить. Но продолжил труды, услышав голос: "Пусть не думает...” - отсюда и прозвание Усть-Недумский...
А книга свидетельствовала: "Продолжительна была жизнь преподобного Леонида, далеко перешагнувшая за обыкновенные пределы человеческой жизни, указанной псалмопевцем, но о первой ее половине за целые 50 лет не дошло до нас никаких известий, кроме того одного, что родился он в 1551 году в Благовещенском приходе Пошехонского уезда ныне Ярославской губернии”. И открывала, что явившаяся ему во сне Божия Матерь повелела вступить на путь иноческий, идти на реку Двину в Николаевскую Моржегорскую пустыню, что в Холмогорском уезде Архангельской губернии, взяв икону Ее Одигитрия, перенести ее в тогда еще устюжские пределы на реку Лузу к Туровой горе, где построить храм и оставаться там до смерти.
Уже в преклонном возрасте принял Леонид Усть-Недумский иноческое пострижение в Кожеозерском монастыре Каргопольского уезда, где прежнее видение повторилось. И шел он, благословясь у блаженного трудника-старца Серапиона, по онежскому берегу к морю, чтобы переправиться потом в Соловки, жить там три года, трудясь в пекарне и опять забывая о двукратном своем сновидении. Но именно на Соловках вдруг увидел Леонид Усть-Недумский Богородицу в третий раз, да так живо и ясно, что устрашился того, что не верил этому видению прежде и не исполнял повеления Божией Матери. С тем и поспешил на Лузу-реку, остановился вблизи Туровой горы, сделал малую хижину из хвороста и ветвей, чтобы жить да искать помощников в деле построения храма и иноческой обители. Но кончилось дело тем, что и из этой малой хижины прогнали его местные жители, не желавшие уступать и пяди сухой земли, пригодной для житья и строительства. Только крестьянин Никита Назаров, встретив опечаленного старца с иконой Божией Матери в руках на лесном берегу Лузы, выслушал его со вниманием и предложил строиться там, где они встретились.
"Несказанно обрадовался этому предложению Леонид, возблагодарив Бога и доброхотного дателя, поставил святую икону под деревом и начал рубить лес, чтобы построить себе келью. Но Никита не удовольствовался тем, что дал старцу место, он пособил построить и келью, приходил к нему для бесед и молитв, присылал пищу. Когда окрестные жители узнали о том, то и они мало-помалу стали приходить, прося молитв о себе. Блаженный Леонид, видя в народе такое усердие, не стал отлагать своего намерения о построении храма и отправился в Ростов к митрополиту получать на это его благословение. Митрополит Филарет не только благословил построить церковь, но и выдал святой антиминс для ее освящения, самого старца удостоил сана священника и поручил ему быть начальником устрояемой им обители... Возвратившись в Лузу, блаженный Леонид собрал на совет окрестных жителей и попросил их помочь в построении храма, на что те охотно согласились. Таким образом близ пустынной кельи Леонида на месте часовни, в которой находилась икона Божией Матери, вскоре устроена была церковь Введения Ее во храм, куда при освящении церкви и была перенесена святая икона 1 февраля 1608 года...”
«Здесь!»
К церкви Введения Богородицы во храм и ехали мы на "жигуленке” с приятелем, пробиваясь в деревню Озерская. Обычная, в общем-то, поездка становилась паломнической. Методист Лузской районной библиотеки имени В.А. Меньшикова Валентина Васильевна Гондюхина как заправский гид рассказывала по дороге, что церковь эта не новодел, хотя и не та, что строилась в 1608 году. Ту заливало вместе с разросшимся вокруг нее монастырем вешними водами, и преподобный взял обыкновение опять уходить в непроходимые леса, к высокому мысу над Черным озером, перенося насмешки братии: "Опять ко пням пошел молиться...”
- А он говорил: "Не смейтесь, будет там церковь и звон, много людей и пашни, и мне умереть на сем месте”. Все по его словам и вышло. Каменную церковь строили там, где часто видели облепленного гнусом и комарами Леонида Усть-Недумского сидящим у креста, строили уже без его участия - немощен был преподобный, а как преставился, в ней и положили. Под стеной в старом приделе и доныне покоятся мощи преподобного, - говорила наша провожатая, прибавляя к сказанному и другие подробности жития Леонида Усть-Недумского, жизни других благоукрасителей этой старинной церкви, построенной в ХVII веке, но в веке ХХ много утратившей. - Одно время размещалась в ней мастерская, своды были закопчены, и икона, с которой пришел Леонид Усть-Недумский, не сохранилась - все же разграбили. Но Одигитрий в храме много - этот вид икон очень почитаем в Озерской. Много потрудился для восстановления церкви отец Модест - он тоже пришел к нам в преклонном возрасте...
А храм между тем виднелся издалека, только дорога к нему лежала через кладбище. Оставив машину, шли уже пешком и в молчании. Встретивший нас настоятель церкви Введения Богородицы во храм отец Николай, сменивший почившего много лет назад отца Модеста священник, тоже поначалу был неразговорчив, а заговорил и послышалась в голосе озабоченность. Привезли плитку, надо полы перестилать, а помощников нет. На Пасху приходил в храм "новый русский”, христосовался все больше с молодыми, а потом насадил полную машину и повез по деревне кататься...
- И не знаю я, где, под какой стеной покоятся мощи преподобного Леонида Усть-Недумского, - как-то уж совсем грустно, будто упрекая себя самого, сказал священник.
И тут я услышал за спиной: "Здесь!”
Мы стояли в старом приделе, в тесном, еще не прибранном помещении. За спиной была стена - такая же, как впереди, слева или справа. И никто не стоял между мной и стеной, некому было произнести из-за спины поразившее меня слово "Здесь!” Но я-то слышал и был уверен, что не могли не слышать и спутники мои. Во всяком случае, из храма мы вышли потрясенными, причем настолько, что только в машине вспомнила наша провожатая, что не показала место, где преподобный копал свою канавку, больше похожую на канал, чтобы "обратилась та Черная речка копаною бороздою и в Святое озеро, и в Черное, и в Лузу-реку”, где ставил потом и мельницу колесную. А было это вон там, чуть пониже храма, ближе к лесу....
"И начал копать болото лесное, непроходимое до Черного озера, много трудился и скорби принял от солнечного зноя, и от паутов и комаров, а правила своего никогда не оставлял, - переводил я потом, как умел, со старорусского, оставляя "змия” как есть, но жалея, что приходится "сицеву” менять на "такую”, а "глас” на "голос”. - Ненавидящий же добро дьявол навел на него такую пакость: к копающему внезапно приблизился змий и уязвил его в левую ногу. Старец выскочил из протоки той, помышляя бежать, но почувствовал боль в ноге и начал слезно молиться, а уснув чуть погодя, услышал голос: "Не скорби, старче, не думай бежать, но возвратись к делам, уповая на милость Божью. Помогает тебе пресвятая Богородица, и от змия не будет тебе вреда. Старец же снова начал трудиться и прозвал тот исток Недум-река...”
Облако благодати
Возвращение из Озерской в Лузу, а из Лузы домой было, пожалуй, самым молчаливым в моей жизни. Побывав в сокровенной обители учителя веры и благочестия, утешением которому были многочисленные чудеса и исцеления притекавших к нему людей, мы с приятелем и в купе поезда все еще пребывали в том облаке благодати, что окружало нас в Озерской. И как слагаемые духовной арифметики, 900 саженей от Лузы-реки до Черного озера, 40 саженей от Черного озера до Святого, а потом еще 800 саженей от Святого озера до Черной речки спрямляли путь к 20 чудесам, записанным в хранившейся в Усть-Недумской церкви рукописной книге-«летописце”. Вот эти чудеса, совершенные по молитвам Леонида Усть-Недумского у принесенной им на берега Лузы-реки иконы Божьей Матери Одигитрии, и вспомнил мой приятель, поинтересовавшись: а чего бы такого заветного я мог попросить у преподобного? "Знаешь, Лешь, чего я хочу на самом деле? Бросить пить кофе так, как бросил курить!” - ответил я как на духу. А курить-то я бросил просто: проснулся утром - и не хочу...
И вот утро следующего дня. Поезд катится через железнодорожный мост, но как-то мягко, не грохоча на стыках. Стою у раскрытого окна. Пропитанный восходящим солнцем ветер колышет занавески, но облака благодати в душе не касается. "Николай Васильевич, может, кофейку?” - слышится из купе голос приятеля. " А знаешь, Алексей, не хочется...”
Уже потом прочитал: незримо присутствуя среди страждущих, преподобный мог врачевать даже не достигших его обители, а только обещавших в ней побывать. А тем, кто забывал о данном обещании или откладывал его исполнение, являлся во сне, напоминая - обещал же... Вот почему и прежде, и теперь редкая неделя проходит без того, чтобы кто-то не пришел по обету в церковь Введения Богородицы во храм, не поставил свечку перед иконами Одигитрии, не попросил отслужить молебна перед ними или панихиду по преподобному Леониду, угасшему, как лампада 17 июля (по старому стилю) 1654 года.
"Особенно громадное стечение богомольцев бывает на девятую пятницу по Пасхе и в мясопустную субботу, когда правится память преподобного Леонида, и эта суббота среди окрестных жителей слывет Леонидовой”, - сказано в журнале "Церковное слово” № 19, выходившем столетие назад. Но ведь и нынче так: приезжают в Озерскую паломники и туристы из Архангельска, Котласа, Великого Устюга, Сыктывкара и Кирова. И встречает их принарядившаяся церковь Введения Богородицы во храм. Снаружи, как игрушечка, вся в цветах, которые с ранней весны и до морозов цветут-благоухают, и внутри уютная: все иконы подновлены, половички кругом, полотенца-полотенышки - зайдешь и уходить не хочется.
Недавно проходили в Лузе первые православные Усть-Недумские чтения, а молебен и литургия были в Озерской, во Введенской церкви. И крестный ход на речку Недуму - так называется теперь тот рукотворный канал, созданный трудами преподобного Леонида Усть-Недумского - состоялся, и купания были в целебных недумских водах. А еще побывали участники чтений в деревне Старая Монастырская, прежде называвшейся Старово. Чем она знаменита? Так там же и был тот самый первый монастырь, началом которого стала первая Введенская церковь, построенная еще в 1608 году. Конечно, ни ее, ни монастыря уже нет, и дачные домики вместо крестьянских изб, но местность-то та же.
- А я и слыхом не слыхивала, что деревня эта сохранилась. Но теперь думаю: не из нее ли был Никита Назаров, с которым Леонид Усть-Недумский встретился, - говорила потом Валентина Васильевна Гондюхина, методист Лузской районной библиотеки имени В.А. Меньшикова и приглашала побывать...
Даст Бог и туда соберемся.

Николай ПЕРЕСТОРОНИН, "Вятский край"

http://www.vk-smi.ru/archiv/2010/avgust/150-4758/leonidova-neduma.htm

Категория: Новости Вятской Епархии | Просмотров: 1040 | Добавил: священник_Андрей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Block title
Календарь
«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024