выставленные в Выставочном зале Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, - своеобразный отчет за творческую пятилетку участников Васнецовского пленэра
"Время собирать камни” - так назвал одну из своих написанных в 2006 году в Рябове работ вятский художник Дмитрий Сенников. И камни собрали, будто вняв указанию участника всех пяти Васнецовских пленэров. Во всяком случае, на датированной уже 2008 годом работе Сергея Костылева из Нижнего Тагила камней, живописно разбросанных в зеленой траве у дома причта, нет. Вот так бывает: дом один и ракурс тот же, а детали другие. Все же меняется в этом лучшем из миров, и кому, как не художникам, подмечать эти перемены в картинах маслом... Впрочем, не все так буквально. Дело не столько в камнях, сколько в многообразии взглядов на окружающую действительность. Художники не любят повторяться. А за пять лет в Васнецовском пленэре приняли участие 66 живописцев, графиков, керамистов из 28 городов России, Латвии и Беларуси, оставивших в дар Вятскому художественному музею имени В.М. и А.М. Васнецовых более 150 своих работ, написанных в Рябове и Лопьяле. Судите сами, из какого многообразия впечатлений складывалась экспозиция, представленная в Выставочном зале на Карла Либкнехта, 74, по итогам этой своеобразной творческой пятилетки под знаком "Васнецовского плэнера” 2006 - 2010 гг. Золотая метель августа и арбузные облака, увиденные художником из Риги Николаем Кривошеиным, участвовавшим в прошлогоднем пленэре. Васнецовские ню в графических листах из серии "Суббота - банный день” трижды пленэрной Татьяны Быковой (Нижний Новгород). Акварельное утро в Рябове, запечатленное петербурженкой Людмилой Дашкевич, впервые побывавшей в усадьбе Васнецовых нынешним летом. Деревянная церковь в окружении берез и сосен, открывшаяся Игорю Грищенко (Нижний Тагил) как "Заповедное место”. Буйство красок и цветов в работе "В Вахрушах” Максима Драницина (Мурманск), который буквально прикипел к васнецовским местам, - у него на рябовской земле дом... Александр Куликовский, приезжая на II, IV и V Васнецовские пленэры из Нижнего Новгорода, пишет уже не только Рябово, но и Лопьял. Причем одна из его работ лопьяльского периода "Забвение”, представленная в Выставочном зале Вятского художественного музея, прописана так, что даже надпись по своду еще не восстановленного храма поражает глубиной смысла. Ведь сначала ее можно прочитать и как "пламень огненный” - если, домысливая, прибавить отпавшие со штукатуркой буквы. А потом, возвращаясь и возвращаясь к этой картине, вдруг понимаешь - не надо прибавлять. И тогда читается: "пламя геенны”... Разговорившись с Александром Иосифовичем, понял: Лопьял в какой-то момент произвел на него не самое радужное впечатление. Отсюда еще одна работа, вошедшая уже в каталог, посвященный 70-летию нижегородского художника. Называется она "Панихида по Васнецовым” - служба в сумеречном храме, едва различимый священник, немногочисленная паства. А Ирина Лаврова (Пермь) зарисовала улицу в Лопьяле - перекрещенные столбы, будто поддерживающие друг друга, покосившиеся стены деревянных домов, забор с подпорками... Похоже, что-то надо делать, чтобы этот уголок вдохновения не выпадал из Васнецовского кольца, а, наоборот, вписывался в него органично, чтобы, побывав здесь однажды, художники снова и снова возвращались в Лопьял, как возвращаются в Рябово. Ведь оба села связаны с Васнецовыми - просто в Лопьяле начиналось служение Михаила Васильевича, отца великих художников, а в Рябове продолжилось, просто в Лопьяле родились Виктор и Николай Михайловичи, а в Рябове - Аполлинарий, Аркадий, Александр, Петр... Нет, не случайно на открытии выставки работ участников всероссийского Васнецовского пленэра зашел разговор не столько о судьбах современного искусства, сколько о перспективах развития васнецовских мест. Магия их такова, что кажется, один только воздух, одна только природа способны воспитать многие поколения художников, как воспитали они в свое время Васнецовых. И вот уже принята программа "Васнецовское Рябово”, и вот она уже выполняется. Каталог произведений участников всероссийского "Васнецовского пленэра” 2006 - 2010, подоспевший к открытию выставки "Васнецовское Рябово” в Выставочном зале Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, - лишнее тому подтверждение. Ведь еще на заседании рабочей группы по разработке этой программы говорили: "Нет каталога - нет пленэра”. А теперь все есть - и пленэр, и выставка, и каталог...