Эта категория присваивается материалу, который по своему содержанию не подходит не под одну из имеющихся.
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2010»Сентябрь»7 » Игумения София: "Мы чтим память о святителе Викторе Островидове"
22:33
Игумения София: "Мы чтим память о святителе Викторе Островидове"
В начале сентября сотрудники Миссионерского отдела Ижевской и Удмуртской епархии побывали в г. Кирове в Спасо-Преображенском женском монастыре Вятской епархии, где находятся мощи священноисповедника Виктора (Островидова), епископа Глазовского. В монастыре мы побеседовали с игуменией Софией (Розановой), проделавшей большую работу по изучению личности святителя Виктора.
- Матушка София, расскажите о том, как связана биография священноисповедника Виктора с Удмуртией?
- Как известно, владыка Виктор (Островидов) после революции занимал высокий пост наместника Александро-Невской Лавры в Петербурге, активно сопротивлялся новой власти. И чтобы он не попал под репрессии, его перевели в провинцию – сначала в Вятку, затем в небольшой городок Уржум, далее, после ареста и ссылки в Сибирь, сослан в Глазов, при этом был епископом Ижевским и Воткинским, временно управляющим Вятской епархией (до 1927 г.).
Когда составляли житие святителя Виктора, мы были в Ижевске. Приехали на прием к владыке Николаю, он рассказывал о своей жизни – биография у него интересная. Говорил, что портрет святителя есть среди управляющих Ижевской епархией. Видели мы в ограде Свято-Александро-Невского кафедрального собора надгробие мемориальное – как будто святитель похоронен в Ижевске. Потом мы доподлинно узнали, что было в Ижевской епархии, у нас есть в книге об этом.
История приезда святителя Виктора в Ижевск кончилась ничем. Можно сказать, его не пустили в Ижевскую епархию. Время было такое страшное, а епископ Виктор (Островидов) был известным в стране церковным деятелем. Местный архиерей чувствовал себя неуверенно, новые люди ему в епархии были не нужны.
Так случилось, когда совершалось прославление святителя Виктора на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году, в монастырь приехал из Малой Пурги священник Евгений Бабуркин и привез с собой огромную икону, в крохотный храм вошел с ней. Поэтому можно считать, что Ижевская епархия тоже участвовала в прославлении святителя Виктора.
- Наверняка у вас есть связи и с меcтом, где окончил свои дни святитель Виктор?
- Да, у нас были гости из Нерицы, где он умер. Это маленькое село из 200-300 человек. Там есть храм Флора и Лавра, который давно не действует. Женщина из местного краеведческого музея прислала письмо с просьбой рассказать о святителе, чтобы провести мероприятие в его честь – и оно было проведено. Мы благодаря этому узнали, как живет провинция.
У нас есть фильм, который снят во время обретения мощей. Мощи были обретены в 1997 году, а прославлен святитель Виктор в 2000-м. Этот фильм вам в фильмотеке надо иметь. Можно составить интересный рассказ, как все это произошло, какие усилия были приняты по его поиску.
- Как Вы оцениваете масштабы личности владыки Виктора (Островидова)?
- Он был известнейшей личностью в послереволюционные годы, настоящим столпом веры. Зарубежная церковь раньше нас причислила его к лику святых, их представители пытались найти его могилу в Нерице, но только игумену Дамаскину (Орловскому) удалось обрести мощи. По сохранности они оказались довольно хорошие, правая рука сложена в архиерейском благословении. Чудо в том, что у «зарубежников» ничего не получилось, но они по-прежнему интересуются святителем. С 2005 года его мощи перенесены в наш монастырь.
Правда, с его личностью произошло недоразумение: в те годы единения было мало, каждый хотел своего… И когда святитель начал говорить о нестроениях в Церкви, многие приняли это как некий сигнал: – «Не ходите в храмы, где служат красные попы». Но душа к нему тянется. Они, его почитатели, приходят к нам в храм, когда нет службы, даже пожертвовали икону. Но остаются за церковной оградой. Их можно понять – натерпелись за годы советской власти. Один человек собирал материала о подвижнице – бабушке Параскеве. Как-то к ней пришел, она разговорилась, песни запела того времени. И тут появилась ее дочь со словами: – «Ты что, забыла, как сидела? Хочешь, чтобы еще и меня посадили?». А ей за 90 лет. С тех пор молчит. Хотя есть люди, у которых есть письма святителя, но они не говорят об этом.
- Есть ли у вас какие-то реликвии, имеющие отношение к святителю Виктору?
- У нас есть ценная реликвия – икона Спасителя, принадлежащая святителю Виктору, в ее киоте был спрятан антиминс, подписанный священномучеником Амвросием (Гудко), епископом Сарапульским. Мы видим, как сошлись пути двух святителей, служивших на удмуртской земле. А как это произошло: Владыка Виктор убирал камеру, где сидел, и заметил в мусоре – что-то блестит. Это была икона, она сейчас у нас над его мощами висит. Икона нам очень дорога, Господь Вседержитель, – список образа из пермского монастыря. И антиминс там же находится, но он очень ветхий.
Эту реликвию привезла из Глазова Анастасия Михайловна Лыткина. Вся ее жизнь была связана с Церковью. Воспитывалась тетей - монахиней Ангелиной. Когда их монастырь разогнали, они попали в заключение, отбыли срок, могли уехать из этого северного края, но остались со святителем, чтобы ему помочь по хозяйству. В Нерицу с ним поехала только одна из сестер-монахинь. Ей было письмо от святителя: – «Приезжай, предстоят большие испытания». Приехала и застала его уже умирающим. Он простудился, начался менингит. Перед смертью наказал: – «Уезжайте в Глазов».
Там в Глазове, в церкви, на них косо смотрели, поскольку приехали из тюрьмы. Чтобы еще раз не попасть под заключение, сестры сказали, что будут молиться дома, а в храм ходила только Анастасия, племянница монахини Ангелины. Сейчас она приняла монашество и живёт в нашей обители. При постриге имя ей было дано в честь святителя – «монахиня Виктора». Она всю жизнь была простой рабочей в Глазове, а сейчас милостью Божией может находиться рядом со святыми мощами своего духовного отца. А другие сестры причащались у своих наставников, назовем их «иосифляне»: владыки Димитрия (Любимова), архимандрита Петра (Ладыгина). Сестры затем навещали могилку Петра.
Сегодня на молебнах святителю народу море, на литургии никого.
- Расскажите, пожалуйста, об истории вашего монастыря…
- Свято-Преображенский женский монастырь основан в 17-м веке. После революции закрыт, в его зданиях находились различные организации. В 1991 году по ходатайству правящего епископа (ныне митрополита) Хрисанфа здание возвращено Вятской епархии. В 2001 началось возрождение обители.
До нашего появления монастырь был убогим местом – общежитием завода. И вот его удалось восстановить. В алтаре сохранились образы Божией Матери и Святителя, они были изуродованы. Однажды к нам пришел человек, который сказал – я здесь в алтаре жил. Он и его брат царапали глаза Божией Матери. Жизнь не принесла радости этим людям: в итоге его мать «запилась», брат в петлю залез. Мы не восстановили эти образы. Для свидетельства. Вместо них украшают храм исполненные на холстах точные копии.
Нас немного, всего десять человек, не весь народ еще уехал из общежития – две семьи тут живут. Мы ворота закрываем, они открывают, чтобы машины загнать. Хотим дружить с нашими соседями. Ребятишкам, чтобы не лазили в сад, сестры яблоки раздают. Раза по три на дню прибегают. Вот так и живем, слава Богу. Будем рады всем, кто посетит наш храм, а особенно тем, кто может представить новые документы о жизни святителя Виктора (Островидова).
Наш адрес в Кирове: Динамовский проезд, вл. 6. Телефон: 8 (8332) 35-19-35.