У страны Вятской дней много - тысячи, десятки тысяч. Но был один, когда она начиналась. Летний солнечный день 24 июля 1181 года, когда уткнулись в береговой песок струги и взошли на высокий берег сошедшие с них новгородцы.
Были ли они жителями Великого Новгорода или назвали их так потому, что основали они на Вятской земле новый город - град Никулицын, не столь и важно. Куда важнее, что вынесли они на берег икону первых русских святых - князей Бориса и Глеба и построили в память о них храм. А потом, приходя в этот храм молиться, приносили ратные люди стрелы и меняли их на свечи. Свечи сгорали, а стрелы копились. И через столетия нашли здесь археологи наконечники от этих стрел в таком количестве, что предположили: град Никулицын был чем-то вроде склада-арсенала древних вооружений или военной базой старины глубокой. А первое вятское поселение, ставшее впоследствии селом Никульчино, было мирным, и обитатели его на чужие жизни и земли не посягали, а многие свои головы за Отечество сложили. На церковном дворе не мраморная, но мемориальная доска с именами тех, кто уходил из Никульчино и близлежащих деревень на фронт в годы Великой Отечественной войны и не вернулся. Огромен скорбный список, есть в нем Суворовы из деревни Бабичи и Кроховы из села Никульчино, Поскребышевы из деревни Шинки и Сандаловы из деревни Семенихины... Теперь Дню страны Вятской, который второй год подряд отмечается в селе Никульчино, посвящен памятный знак, недавно установленный на высоком берегу Вятки. На четырех сторонах этого знака на четырех языках - русском, старославянском, удмуртском и марийском - написано кириллицей: "Здесь, в Никульчино, 24 июля 1181 года началась страна Вятская”, "Зде, в Никульчино в лето 1181-е, июля в 24 день страна Вятская началася”, "Тыште Никульчинныште 24 ийыште Вятский Эл тулалын” и "Татысен Никульчиноысен, 1181-ти, арысен 24-ти июльсысен кылыны кутскиз Вятка кун”. А в прошлый приезд, помнится, был еще и рычаг времени, на который возлагались большие надежды по части переворачивания истории и отдельных ее страниц. Но сколько можно историю переворачивать - и так День страны Вятской отмечается по новому стилю, 6 августа. Причем в основном как праздник общественный - без vip-персон и первых лиц области, района или хотя бы поселения. Да к тому же всего во второй раз. В прошлом году при большом стечении лауреатов премии "Вятский горожанин” (тоже, кстати, общественной, учрежденной приходом храма Иоанна Предтечи) праздновали 828-летие со дня образования страны Вятской, нынче - уже 829-ю годовщину этого события, по традиции начиная праздник в день памяти святых князей Бориса и Глеба Божественной литургией в деревянном Борисоглебском храме, поставленном там, где стоял некогда первый на Вятской земле православный храм, построенный новгородцами-первопроходцами... Предание гласит, что подплывавшим к вятским берегам новгородцам святые князья Борис и Глеб явились во сне и обещали свое покровительство, если те бескровно овладеют укрепленным крепостным валом поселением и не причинят вреда населявшим эти места черемисам и вотякам. Как это удалось выполнить, видно на иконе нового письма, что помещена в храме: в свете нисходящего с неба луча стоят в плывущей по глади вятских вод ладье Борис и Глеб, а по краям на плотах - вырезанные из дерева болваны-истуканы. Такое численное превосходство кого хочешь испугает, вот и подались вглубь лесов здешние обитатели. Потом, правда, вернулись, заметив, что никто их не преследует, и стали жить рядом с невиданными доселе людьми, принимая и перенимая непонятные прежде их обычаи и веру... Говоря в своей проповеди об этом судьбоносном моменте вятской истории, настоятель Борисоглебского храма, секретарь Вятской епархии о. Александр Балыбердин заметил: - Они не сразу смогли понять друг друга, населявшие эту землю люди и пришедшие к ним издалека. Можно сказать, и здесь история Вятской земли началась с битвы. Но мы собрались не для того, чтобы вспоминать о военной победе вятчан и поражении вотяков и черемисов. Мы собрались вспоминать о победе духа, который явили здесь наши предки, во время похода возложившие все упование на волю Божию и заступничество святых князей Бориса и Глеба. И когда благодаря этой помощи пала неприступная крепость, проявили милосердие к побежденным и не стали преследовать. Возможно, это был первый шаг к миру, он сделан был на Вятской земле и оправдал себя скоро: вотяки и черемисы стали селиться в одних городках с русскими, жить в согласии и христианской любви... Говорил по случаю храмового праздника о. Александр и о смирении и покорности святых князей, напоминая: князь Борис был убит посланными Святополком окаянным убийцами не потому, что не знал о его намерениях или не от кого было получить защиту. Борис же был в походе, и были с ним дружинники, готовые отразить любое нападение. Но сказал им князь: "Ступайте по своим домам, уж лучше мне одному погибнуть, нежели сотням душ...” И приказал священнику служить заутреню, читать Евангелие, ибо день был воскресный... В День страны Вятской, что отмечался в селе Никульчино, знаменитом еще и тем, что сюда каждый год 15 мая притекает Борисоглебский крестный ход из села Волково, священники и миряне говорили о живой и трезвой вере, о том, что только такая вера поможет не задаваться актуальным в нынешнее знойное лето вопросом: "Почему Илья не дает дождя?”, не унывать, а исправлять внутренние и внешние нестроения и делать все, чтобы вера наша была жива. Пока же не с небес, а с кропила летели капли живительной влаги на иссохшую вятскую землю, на лица прихожан, на памятный знак, установленный на судьбоносном берегу Вятки, на хоругви, с которыми шли потом крестных ходом по краю городища, по тропинке, проложенной по остаткам крепостного вала. Довелось быть хоругвеносцем в этот день и вашему покорному слуге. А завершался День страны Вятской тихо, по-семейному, традиционным чаепитием на берегу Вятки. И, чаевничая, о. Александр Балыбердин сказал: "На будущий год пригласим фольклорный ансамбль "Светелка” из Лузского района. Вон там будут выступать, на лужайке, между храмом и памятным знаком...” И стало ясно: у Дня страны Вятской есть не только прошлое, но и будущее.