Прощеное воскресеньеВсе желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами. Святитель Игнатий (Брянчанинов) Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти. Святитель Иоанн Златоуст Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя. Преподобный Ефрем Сирин
Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом.
В этот день все православные просят друг у
друга прощения - чтобы приступить к посту с доброй душой,
сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху -
день Воскресения Христова.
В этот день последний раз употребляется скоромная пища.
"В этот день, по установленному в древние
времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец,
прощают православные взаимные обиды и согрешения.
Это необходимо нам, если мы хотим жить с
Господом и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все
желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если
не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни. Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир - это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.
Но для этого нужно и простить тех,
кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или
невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем
посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в
сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и
недоброжелательность к ближним" Архим. Иоанн Крестьянкин
В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения.
Настоятель храма говорит слова наставления и испрашивает прощения у
духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и
простите ми, грешному, елика (все, чем) согрешил в сей день делом,
словом, помышлением и всеми моими чувствы". После этого он кланяется до
земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: "Бог да простит тя и
помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных". Священник
произносит "Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас".
Затем настоятель берет напрестольный Крест.
Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане,
подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения и целую Крест.
Затем принято кланяться друг другу, просить прощения и в знак прощения
отвечать: "Бог простит ", прощая человека не формально, на словах, а
искренне, от всего сердца.
В конце службы во многих храмах поются
песнопения Пасхи («Воскресения день», оканчивающееся словами «простим
вся воскресением»), напоминая о том, что пост – это путь к Пасхе,
которая уже близко.
Чин прощения появился в монастырской жизни
египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить
подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи
расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из
них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями,
другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы
встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за
все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от
души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого
Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения -
чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и - благодаря этому - с
Самим Богом.
С течением времени эта традиция перешла в
богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например,
существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой
целью царь объезжал войска (с XVIII века - расположения
расквартированных в столице полков), просил прощения у солдат, посещал
монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы
и у них попросить прощения.
В канун Великого Поста Святейший Патриарх
Алексий II совершает вечерню с чином прощения, призывает "неформально
примириться с теми, кого мы обидели, огорчили, не разделили его скорби,
печали, болезни", просит прощения у духовенства и всех собравшихся:
"Простите меня, если кого огорчил, обидел, не выслушал, не помог в
трудную минуту".
«В Евангельском чтении за Божественной
литургией сегодня говорилось: «Если вы будете прощать людям согрешения
их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6. 14). Сегодня нам не
надо уходить в пустыню. Наш постный подвиг - воздержание не только в
пище, но и в словах, делах, мыслях. Пост также время особого проявления
христианской любви, время дел милосердия. И если мы воплотим в нашей
жизни все эти благие начинания, то пост будет для нас действительно
спасительным, обновляющим, приуготовляющим нас к достойной встрече
Пасхи Христовой», – напоминает Патриарх.
«Нужно и простить тех, кто нас обидел, и
испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели, –
напоминал в проповеди архимандрит Иоанн (Крестьянкин) – Иначе напрасны
будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших
многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать
жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним.
Не услышит Господь и наших слезных молений и
воздыханий к Нему о помиловании нас, если не коснутся нашего сознания
слова Спасителя: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то
простит и вам Отец ваш Небесный" (Мф. 6, 14).
Прощеное воскресенье это день проверки нашей
духовной зрелости, день нашей строгой самопроверки: способны ли мы
следовать за Христом, выполняя все Его повеления?
Многие из нас из собственного жизненного опыта
хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощение
у того, кого чем-либо обидел. Тут гордость наша мешает нам признать
себя виновным.
Но прежде чем испрашивать прощение друг у
друга, мы должны просить прощения у Господа за то, что платили Ему
черствой неблагодарностью и за Его голгофские страдания, и за Его
крестную смерть, которые Он перенес ради искупления наших грехов. За
то, что так мало у нас любви к Нему.
В этот день вспоминает Церковь страшную
трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории - изгнание
его, в лице общего нам всем праотца Адама, от лица Божия, изгнание
Адама из рая.
Юдоль плача и печали - земля приняла
изгнанника, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы и
терния, чтобы в поте лице снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и
печали родить и вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие
плоды своего преслушания Отцу Небесному. Плакал Адам по изгнании своем,
седе "прямо рая", плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого
лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и
воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный
и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что
бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь
так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту
действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только
в Боге. Но мы - изгнанники. Рай далеко, и
чем дальше живет человечество от времени падения, тем туманнее в нем
становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание
человечества и тем больше стирается образ и подобие Божие в душе
человека. И погиб бы мир давно, если бы не Второй Адам - Христос, вновь
отверзший заключенный рай и давший человеку возможность в него
вернуться. И мы все несем сейчас на себе
тугу и тяжесть жизни изгнанника. Но и мы же, те, кто живет жизнью
Церкви, знаем и райскую радость отверзтых Царских врат, и животворящих
ликующих слов: "Христос Воскресе!" и в них - изначальную близость
Божественной любви к человеку. Но предшествует этой райской радости на
земле Великий пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли
грехом, найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и
трудами великого воздержания. Пройдет всего несколько часов, и
все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то
изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать особой
сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы
вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим
покаянным трудам, к делу покаяния".
Начинается Великий пост… |