19 января 2009
Во
всех храмах сегодня звучат праздничные песнопения: "Во Иордане
крещающуся Тебе, Господи,....". Освящается "вод естество" и народ с
ликованием и пением приступает к купели со святой водой.
Митрополит
Хрисанф отслужил праздничную литургию в Успенском кафедральном соборе.
Тысячи людей пришли в этот день почерпнуть и испить воды из источника преподобного Трифона Вятского. Многие
водоемы в эти дни стали местом настоящего паломничества прихожан. Воду
в районах области освящали как на источниках, так и на реках. Такое
освящение воды носит название "хождение на Иордань" - в воспоминание
крещения Спасителя в реке Иордан. Богоявленская
вода, освященная в праздник Крещения, называется в Православной Церкви
великой агиасмой - великой святыней. К освященной воде христиане с
древних времен имеют великое благоговение. Святость
воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время
сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в беседе на
Крещение (беседа 37-я) говорил св. Иоанн Златоуст: "Христос крестился и
освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды
в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в
существе своем не портится от продолжения времени, но почерпнутая ныне
целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и
после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из
источника" (см.: также Типикон, 5 января). Эту
святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при
заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачество;
назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Св. Причащения. С
этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали
раньше жилища своих прихожан, окропляли их и жилища и, таким образом,
распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех
чад Церкви Христовой. В
знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой
святыни в крещенский сочельник и установлен строгий пост, когда или
совсем не полагается вкушения пищи по Крещенской воды, или допускается
принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с
крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо
смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время
по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Минея и Типикон, под 5
января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и
разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради
преждевременного вкушения пищи: "не добре творят". "Но вкушения ради
ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных тел наших: очищение
же (ДЛЯ очищения) от сих пием без сомнения сию святую воду" (Типикон, 6
января, "зри").
|