Пятница, 29.03.2024
Вятская Переправа
Меню сайта
Категории раздела
Общая [9]
Эта категория присваивается материалу, который по своему содержанию не подходит не под одну из имеющихся.
Благочиние [10]
Святые [25]
История [25]
Библиотека [28]
Образование [21]
Миссионерство [5]
Религиозные движения [14]
Церкви [1]
Медицина и религия [7]
Россия Православная [2]
Просьбы о помощи [1]
Материалы конференции "Уржум Православный" [14]
Материалы по научно-практической конференции «Уржум Православный». Конференция проводится в Уржуме ежегодно, в рамках «Свято-Алексеевских дней».
Наш опрос
Как Вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 336
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Общая

Православие и экстремизм.
Кожевников И.Е.

ПРАВОСЛАВИЕ И ЭКСТРЕМИЗМ.

ОПЫТ ВЕРОУЧЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА РАДИКАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ.

Наш семинар посвящен формированию у молодёжи основ поликультурного общения в общей теме «молодежь против экстремизма». Радикальные явления в поведении молодежи зачастую связаны с религиозной безграмотностью, незнанием традиций «базисной культуры» и искаженной интерпретацией деструктивными силами национальных, культурных и религиозных ценностей. В связи с этим предлагаю вашему вниманию доклад, посвященный отношению к обозначенному явлению культурообразующей религии России – Православия, в свете Священного Писания и современных церковных документов. Нашему обществу, пережившему период воинствующей секуляризации и вышедшему из нее морально опустошенным, важно сейчас посмотреть на тысячелетний опыт церкви не с позиций тенденциозного критицизма, а с позиции конструктивного диалога. Церковь, живя в определенных исторических условиях, сталкивается в своей социальной деятельности с теми же проблемами и трудностями что и все общество в целом. Не стоит забывать, что в истории России Православная церковь занимает особое место; именно ей (Русской Православной Церкви) принадлежит заслуга формирования российской государственности[1], именно Русская Православная Церковь на протяжении всей истории в трудную минуту, в моменты национальных катастроф приходила на помощь русскому народу, чтобы спасти его государственность, а порой и национальную идентичность; именно внутри церкви формировались идеи, вокруг которых консолидировалось все общество. В свете этого становится ясно, почему с такой болью отзываются в церкви попытки экстремистов нарушить социально-политическое равновесие в России.

Сейчас в нашем обществе созрело сознание того, что такие проблемы как экстремизм можно более эффективно решать при взаимодействии государства и традиционных религий России. Вот что по этому поводу заявил на совместном заседании президиума Государственного совета России и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации 11 марта 2009 года глава Российского государства Д.А. Медведев: «…мы должны совместными усилиями пресекать все проявления экстремизма: и действия, и пропаганду экстремизма. Мы должны приобщать молодёжь к межкультурному диалогу, к сотрудничеству, воспитывать молодёжь в духе толерантности. Но в то же время мы должны помнить о российском патриотизме, который направлен на поддержание межнационального согласия, на сохранение единства в нашем многоконфессиональном обществе. И здесь от наших с вами (религиозными организациями – И.К.) совместных действий зависит практически всё»[2].

Из многообразных проявлений экстремизма, обозначенных федеральным законом[3], мы рассмотрим этно-религиозно-культурный аспект этой проблемы.

Взгляд на экстремистскую деятельность сквозь призму Священного Писания.

Согласно выбранным аспектам, экстремизм определяется в законе следующим образом – экстремистская деятельность (экстремизм): деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо редакций средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.[4]

Посмотрим, что нам говорит об этих вещах Священное Писание.

В корпусе вероучительных истин Христианство унаследовало из Ветхого Завета десять заповедей Божиих. Шестой заповедью – Не убивай – осуждаются одновременно как сами насильственные действия, так и призыв к ним. О последнем митр. Филарет (Дроздов) пишет в катехизисе: «Кроме телесного убийства, есть убийство духовное. Род духовного убийства есть соблазн, когда кто-либо совращает ближнего в неверие или вовлекает в беззакония и тем самым подвергает душу его духовной смерти»[5]. Также эта заповедь запрещает все дискриминационные действия к кому бы то ни было – «Есть тонкие виды убийства. К этому греху в некоторой степени относятся все дела и слова, направленные против любви и неправедно нарушающие спокойствие и безопасность ближнего, и, наконец, внутренняя ненависть против него, даже если она и не обнаруживается»[6].

Дух экстремизма, все аспекты его проявления в корне противоречат христианскому вероучению, противоречат духу и смыслу Евангелия – основной вероучительной книге христианства. Христианство можно назвать религией любви, это раскрывается уже в исходной точке христианской догматики – в учении о Боге; у апостола Иоанна читаем: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»[I Ин. 4:16]. Сам Основоположник и Глава Церкви Иисус Христос так определил одну из двух основных заповедей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» [Мф. 22:39]. Чтобы лучше понять, насколько последняя заповедь противоречит любому из проявлений экстремизма, необходимо пояснить, кто имеется в виду под определением – «ближний». В Евангелии от Луки мы находим притчу о милосердном самарянине [Лк. 10: 25-37], которую Иисус Христос рассказывает в ответ на вопрос законника «кто мой ближний»? По смыслу притчи ближний – это любой человек, который нуждается в нашей помощи, это первый встречный, к тому же по содержанию Евангельской притчи еще и враг-иностранец, так как в качестве примера приведен самарянин, а иудеи с самарянами были в состоянии постоянной религиозно-национальной вражды. Таким образом, одной из «больших» заповедей Христос заповедал своим последователям «любить как самого себя» любого человека, даже врага-иноплеменника.

Церковь Христова не знает дискриминации по этническим, религиозным, половым признакам, так как имеет завет первоверховного апостола Павла: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» [Гал. 3:28].

Непоправимый урон по социальному аспекту экстремизма наносят следующие слова Христа, какие можно смело назвать гимном толерантности: «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» [Лк. 6: 27-35].

Несколько слов, думается, нужно посвятить и политическому экстремизму. Обратимся к голосу Священного Писания и по этому вопросу; у апостола Павла читаем: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести» [Рим. 13:1-5]. Считаю необходимым отметить, что этот текст писался в то время, когда те самые «высшие власти» Римской империи посылали последователей Христа за их религиозные убеждения на прокорм львам и тиграм. Учитывая это последнее обстоятельство слова апостола приобретают огромную нравственную силу, не оставляющую шансов политическому экстремизму.

Итак, в основе учения Христианской Церкви заложено учение о любви: любви к близким, врагам, к людям другого вероисповедания, и, в заключение, хочется процитировать слова апостола Павла, которыми он определяет евангельское понятие «любовь» - «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» [I Кор. 13: 4-8].

Отношение Русской Православной Церкви к экстремизму сегодня.

На данный момент, борьба с экстремизмом является совместной заботой церкви и государства. Представители церкви – постоянные участники семинаров и форумов, посвященных разрешению этой проблемы. Глава Русской Церкви – Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл такими словами выразил обеспокоенность по этому вопросу: «Свойственный молодым максимализм не позволяет мириться с недостатками окружающего мира: равнодушием, корыстью, моральной скудостью. Это ведет к обособлению групп молодежи, и вот само по себе это обособление может содействовать тому, что молодежь становится легкой добычей преступных и экстремистских группировок»[7]. «Предметом взаимных консультаций (церкви и государства – И.К.) и общих усилий все чаще являются не только вопросы, относящиеся к узкоцерковным интересам, но также проблемы общенационального и международного значения, такие как забота о нравственном воспитании юношества, поддержка семьи, противостояние наркомании, алкоголизму и другим общественно опасным порокам, преодоление национальной розни, разрешение международных конфликтов, содействие межрелигиозному и межкультурному диалогу в национальном и мировом масштабе…»[8] Для преодоления болезней и пороков общества Русская Православная Церковь взаимодействует с другими традиционными религиями – «Объединение людей на началах добра и справедливости, противостояние розни мира сего Русская Православная Церковь всегда рассматривала в качестве одной из своих важнейших миссий. И в этом мы очень близки с последователями других традиционных религий. Решить проблемы, с которыми сегодня сталкивается современное общество, можно только сообща. Для этого необходим открытый и честный диалог между представителями различных религий. Однако важно, чтобы этот диалог проводился без релятивизма или синкретизма, чтобы верующие люди могли находить общие ответы на современные вызовы, не изменяя своим представлениям об истине. Диалог религий сегодня стимулируется открытием границ, усилением международного сотрудничества, совместным участием стран и народов в мировых процессах. В то же время для верующих традиционных религий отношение к интеграционным процессам обусловлено нашим долгом сохранять и развивать уникальность личности, семьи, народа, исконные духовные традиции народов. Возможность утраты отеческой веры никогда не станет для верующих допустимой ценой интеграции с кем бы то ни было — это многократно доказано историей. С другой стороны, очень важно, чтобы отстаивание национальной идентичности не приводило к агрессивному национализму и ксенофобии, которые способны разжечь кровопролитные конфликты. Вот почему сегодня межрелигиозный диалог важен не только как средство преодоления возможных недопониманий между религиозными общинами, но и как способ совместного миротворческого служения»[9].

В своих доктринальных документах Русская Православная Церковь свидетельствует об онтологическом неприятии идей экстремизма в своей внутренней жизни, как социального института: «Мужчины, женщины, дети, глубоко разделенные в отношении расы, народа, языка, образа жизни, труда, науки, звания, богатства... - всех их Церковь воссоздает в Духе... Все получают от нее единую природу, недоступную разрушению, природу, на которую не влияют многочисленные и глубокие различия, которыми люди отличаются друг от друга... В ней никто отнюдь не отделен от общего, все как бы растворяются друг в друге простой и нераздельной силой веры»[10].

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» мы видим следующее отношение к национальному вопросу. Имея по своей экклезиологии наднациональный, вселенский характер, Церковь, однако, призывает своих членов, сознавая себя гражданами небесного отечества, не забывать и о своей земной родине. «Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание»[11]. Говоря таким образом, Церковь, в то же время сознает, что национальные чувства могут стать причиной таких явлений, как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. Поэтому Церковь свидетельствует, что «Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания. Противостоя таким греховным явлениям, Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон»[12].

В отношении к государству Церковь, представляя собой «богочеловеческий организм, имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе с государством»[13]. Признавая государство необходимым элементом жизни в испорченном грехом мире, Церковь, призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра и, «не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее, "дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте" [1 Тим. 2. 2]»[14].

Необходимо еще упомянуть об отношении Русской Православной Церкви к представителям не православных христианских обществ. Согласно «Основным принципам отношения Русской Православной Церкви к инославию»: «Отвергая ошибочные с точки зрения православного вероучения взгляды, православные призваны с христианской любовью относиться к людям, их исповедующим. Общаясь с инославными, православные свидетельствуют о Святыне Православия, о единстве Церкви. Свидетельствуя об Истине, православные должны быть достойны своего свидетельства. Недопустимы оскорбления в адрес инославных»[15].
Перед тем как закрыть эту тему, считаю нужным еще раз акцентировать внимание на словах Христа, являющихся руководящим принципом в общественных отношениях – «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» [Лк. 6:31]. В этом принципе важно то, что люди не делятся ни по каким признакам – этот принцип равно распространяется на всех членов общества. Думается, не надо объяснять, что никто не хочет на себе опробовать деятельность расистов, националистов или ксенофобов… И в этом непреходящая истина Божественного Слова. Это слово действенно независимо от того верим мы ему или нет. Отступая от Божественных установлений, являющихся своеобразным кодом мирового равновесия, мы выводим мир из этого равновесия и вызываем социальные катаклизмы.

И в завершение темы о несоответствии экстремистских проявлений учению Православной церкви приведем высказывание Патриарха на совместном заседании Президиума Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ 11 марта 2009 – «Вражда, экстремизм, ненависть к людям другой национальности и другой веры ― совершенно очевидно не имеют никакого религиозного оправдания, сколько бы они ни прикрывались псевдопатриотическими и псевдорелигиозными лозунгами»[16].

Таким образом, мы видим, что учение Церкви Христовой и ее современное сознание не принимают и осуждают любое из проявлений экстремизма будь то покушение на основы государства, агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая или межрелигиозная вражда.

Молодежь и экстремизм – церковное видение путей преодоления проблемы.

За свою двухтысячелетнюю историю Христианская Церковь сформировала механизмы разрешения многих проблем. Говоря о проблеме экстремизма, Церковь неизменно напоминает о важности в процессе образования нравственного воспитания. «Святые отцы подчеркивали важнейшую роль воспитания во всей дальнейшей жизни человека. Цель воспитания ― это раскрытие данного Богом нравственного идеала, достижение человеком совершенства. Образовательный процесс без воспитания ― это то же самое, что тело без души. Бессмысленны усилия педагогов, не радеющих о воспитании молодежи. И даже самые полезные знания невоспитанный, безнравственный человек легко может обратить во вред себе и окружающим»[17]. По словам Святейшего патриарха Кирилла: «Важно также не забывать и об огромном образовательном потенциале, которым обладают традиционные религии. Юношеству, перед которым сейчас стоят очень большие соблазны, необходим нравственный стержень. Религиозно-просветительская работа с подрастающим поколением может внести ощутимую лепту в построение просвещенного и гармоничного общества, способствовать снижению уровня напряженности в межнациональных отношениях, что поможет избежать в будущем многих проблем, с которыми сталкивается современный мир»[18]. Церковь смотрит на воспитание, как на сложный комплекс мер в который должна быть вовлечена и высшая школа: «… нет никакого оправдания перед Высшей школой, если она отказывается от этого величайшего своего предназначения – воспитывать нравственную, высокоинтеллектуальную личность. Воспитание в Высшей школе должно отличаться от воспитания в детском саду и в начальных классах школы. Нельзя менторски никого учить, а нужно создавать систему ценностей. Придя в приличный дом и сев за стол, даже мало воспитанный человек будет пытаться правильно использовать вилку и нож, потому что он понимает, что его поведение может поставить его в неловкое положение по отношению к той атмосфере, которая в этом доме существует. Если мы создадим нравственную атмосферу в наших вузах, если мы высоко поднимем планку культурных, интеллектуальных и духовно-нравственных требований, тогда люди будут бояться выпадать из этой общей системы ценностей. Вот это самый правильный метод воспитания - не учить, а формировать ценности, и обуславливать пребывание человека в системе, если он с этими ценностями согласен. Вуз должен стать местом особой духовно-нравственной интеллектуальной атмосферы, чтобы стены вуза поднимали человека, возвышали его личность. И вот тут, конечно, огромное значение личного примера. Ни профессор, ни педагог не могут снять с себя ответственность быть примером, нравственным и интеллектуальным примером для молодежи. Вообще молодежь учится на примерах больше, чем на лекциях»[19].

Мы живем в информационном обществе, ежедневно огромный поток информации через разные средства ее доставки (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет) обрушивается на человека. Зачастую информация эта имеет деструктивный характер. И тут самое время вспомнить о «нравственном стержне», своеобразной индикационной решетке, состоящей из системы ценностей, которая поможет человеку управлять информационным потоком, отбирая полезную информацию и отсекая деструктивную и ненужную. О формировании этой системы ценностей и ее необходимости позвольте сказать словами Святейшего Патриарха Кирилла: «Сегодня мы должны овладевать базисной культурой, связанной с историей нашего народа. Это то, что является базисным для нас. Это не исключает, конечно, возможности изучать античный базис, но в реальном измерении важно было бы знакомить детей и молодежь с базисной культурой своего народа. Почему? Да потому, что в этой базисной культуре заложена система ценностей. К базисной культуре, конечно, относится язык, литература, та часть литературы, которую мы называем классической русской литературой. К базисной культуре, конечно, относится религиозная культура.

Для меня всегда странно слышать, когда люди говорят, что не надо изучать религиозную культуру. Это все равно, что сказать, что в век электроники не нужно изучать таблицу умножения. Но ведь необходимо уметь делить, складывать, вычитать, умножать и не прибегая к помощи калькулятора. Есть вещи, которые человек обязан знать. Основы религиозной культуры, связанной с национальным культурным базисом — это то, что непременно нужно знать. Вот именно из этой базисной культуры произрастает система ценностей, национальных ценностей, которые формируют личность и общество. Если, владея этими ценностями, мы будем способны к тому, чтобы, накладывая эти ценности на информационный поток, отделять шумы от сигналов, мы будем очень сильными. Сильной будет личность, сильным будет общество и сильным будет государство. Мы не потеряемся тогда на этих развилках и перепутьях глобализации. Мы не будем Иванами не помнящими родства. Мы будем носителями яркого и сильного духовного и культурного самосознания. Такой человек будет способен критически использовать подражание, подражая тому, что соответствует его основе, его становому хребту, и отвергая все, что ему не соответствует»[20]. Церковь пытается донести свои нравственные ценности до сердца человека, и конечно, гораздо проще достучаться до сердца юного, потому что весь строй его ума настроен на получение информации. Нравственные ценности необходимо донести именно до сердца, так как по слову Евангелия «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» [Мф. 15:19]. Имея твердо укорененную систему ценностей, человек, сможет критически, и в то же время творчески подходить к информационному потоку, заимствуя и перенимая только полезный и конструктивный опыт, а именно в таком творческо-критическом мышлении и состоит залог прогрессивного развития цивилизации.

Таким образом, внедрение в систему образования нравственного воспитания дает надежду на формирование сильного в культурном, интеллектуальном и духовном планах общества. Общество, базирующееся на нравственных ценностях, формирует сильную личность, крепкую семью и сильное государство, тогда как цивилизация, утратившая нравственную основу, неизбежно движется к самораспаду.

Подводя черту под всем сказанным, предлагаю вашему вниманию такое размышление. Христианская Церковь, существуя как социальный институт две тысячи лет, имеет в багаже своей традиции, как идеи, так и методы разрешения многих социальных проблем. Не является исключением и проблема экстремизма. В этом вопросе, как (я надеюсь убедительно) было показано в докладе, у Церкви есть идеологический и методологический инструментарий для его разрешения. Еще раз акцентируя ваше внимание на важности нравственной составляющей образовательной системы, хочу сказать еще вот о чем. Сейчас в обществе во главе угла стоят права и свободы человека – это безусловно замечательные идеи, но свобода, не обусловленная нравственным понятием греха, рано или поздно приведет к многочисленным социальным проблемам и конфликтам, в том числе и экстремистским явлениям. Вот почему важно в системе образования иметь и воспитательную составляющую, способную сформировать в сознании систему традиционных нравственных ценностей.
--------------------------------------------------------------------------------

[1] Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке. М.: Республика, 1995. С. 11,12.

[2] http://archive.kremlin.ru/appears/2009/03/11/1802_type63378type82634_213863.shtml

[3]Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 148-ФЗ О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»// «РГ» - Федеральный выпуск № 4131 от 29 июля 2006 г.

[4] Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 148-ФЗ О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

[5] Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). http://www.kursmda.ru/books/cathechism_philaret.htm#_Toc524440110

[6] Пространный христианский катихизис. www.kursmda.ru/books/cathechism_philaret.htm#_Toc524440110

[7] http://www.patriarchia.ru/db/text/581304.html

[8] «Состояние и актуальные вопросы церковно-государственных и церковно-общественных отношений». Экспертный доклад протоиерея Всеволода Чаплина, заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, представленный на рабочей группе «Церковь, государство и общество» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г. http://www.patriarchia.ru/db/text/428423.html

[9] Патриаршее приветствие участникам III Съезда лидеров мировых и традиционных религий. http://www.patriarchia.ru/db/text/682776.html

[10] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. I.1.

[11] Там же. II. 3.

[12] Там же. II. 4.

[13] Там же. III. 1.

[14] Там же. III. 2.

[15] Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. 7.1.

[16] http://www.patriarchia.ru/db/text/581304.html

[17] http://www.patriarchia.ru/db/text/581304.html

[18] http://www.patriarchia.ru/db/text/682776.html

[19] Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на IX съезде Российского Союза ректоров 20 марта 2009 г. http://rsr-online.ru/

[20]http://www.patriarchia.ru/db/text/595733.html

Категория: Общая | Добавил: Колобок (06.10.2009) | Автор: Кожевников Иван Евгеньевич E
Просмотров: 4332 | Рейтинг: 4.8/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Block title
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024