Четверг, 23.11.2017
Вятская Переправа
Меню сайта
Категории раздела
Официоз [6]
Храм Божий [4]
Наш опрос
Как Вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 334
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Благочиние » Официоз

Нужна ли православному человеку йога? Взгляд из Вятки

Вступительное слово

Итак, поднятый вопрос не тривиальный и весьма насущный. Раньше по таким поводам даже Вселенские Соборы созывались. Ведь йога и восточные философии уже плотно входят в сознание современных христиан и бывает очень трудно отличить правду ото лжи, или же разделить явное еретическое воззрение, которое может выдаваться за вполне христианские истины. Есть риск как для христиан, так и представителей других религий (в частности йоги) запутаться в учениях и системах, и как следствие потерять веру.

С одной стороны, йога это религиозная оккультная система, включающая в себя комплекс телесно и духовно ориентированных практик, цель которых это достижение состояния «благости», как тела, так и души. Слово «благость» не стоит заменять термином «здоровье». Хоть это слово и будет понятнее большему количеству людей, однако оно значительно искажает смысл. Ведь взгляды на здоровье (души и тела) в христианстве и религиях востока практически противоположны. Так же восточный термин «благости» (приятное, расслабленное, сладостное состояние тела и души человека), отличен от понятия «благодати» в христианстве (божественное действие, приводящее человека к спасению, т.е. ко Христу).

         С другой стороны, предостерегая (или даже запрещая) православных от занятия йогой, не впадем ли мы в крайность избегания всего «не христианского». Этак можно сказать, что и психологией заниматься не нужно и нанотехнологии развивать и в космос летать, не говоря уж о компьютерных и ТВ технологиях, благодаря которым и возможно наше общение сейчас. Ведь Бог в христианстве призвал к молитве и посту, а так же к спасению, которое «нудится» (через постоянную борьбу со страстями) и смиренное упованием на милость Его. И только Сам Бог по любви (а не заслугам) может причислить грешника «своему стаду», если таковой искренне уверует.  Вот при такой постановке вопроса непременно образ жизни христианина должен стать максимально аскетичным, с вычеркиванием СМИ, ТВ, компьютера и всего, что не ведёт его к Богу. А жизнь должна быть наплоена чтением Св. Писания, Св. Отцов, богослужениями, молитвой, ну и служению ближнему конечно же.

         Мной намеренно взяты крайние стороны воззрений, так как именно эти две основные крайности и рассматриваются при изучении данного вопроса. Но на крайних точках воззрений находится абсолютное меньшинство (чаще всего адепты воззрений). Большинство же людей, исходя из естественного психологического состояния (продиктованного современными тенденциями) ровно относятся как к православию, так и йоге. Так вот данный текст рассчитан именно на это большинство. Где мной сделана попытка сделать краткий разбор и сравнение двух религиозных миров - христианского и «йогического» (простите за такой термин, которого не существует, но по другому назвать не получилось).

         Начнём с истории происхождения христианства.

Суть христианства в том, что данное знание человеку открыл Сам Бог. Т.е. как ветхозаветный период (до Христа), так и новозаветный (начавшийся с прихода Христа в мир), считается откровением Бога человеку. Т.е. не сам человек философским путём и личными духовными исканиями пришёл к христианским истинам, а они были ему открыты Богом. И что очень важно, открыто Богом ЛИЧНО. Т.е. Сам Бог говорил человеку. Так же христианам известны авторы (конкретные люди), которым было дано откровение. Важно отметить, то, что было открыто Богом человеку не изменилось и по сей день. Истины не претерпели изменений, суть учения осталась такой же, как и была тысячи лет назад (не считая сект и еретиков, которые есть и будут всегда).

 

Переодизация и краткая история

Что касается йогических практик и религиозных систем, то они представляют из себя следующую историческую перспективу. Шаг за шагом мы постараемся проследить динамику развития (изменения, и авторские идеи). Так же хотелось бы дать краткую справку о содержании некоторых текстов, на которые ссылаются последователи йоги, как изначальные.

Периоды:

Доведический период (3000-2000 до Р.Х.): текстов нет, есть высечки на камнях, которые демонстрируют основную идею единения человека с животным миром (природой, животными) посредством медитации, созерцания, подражания.

Ведический период (2000-1000 до Р.Х.): гимнографические сборники Самаведа, Ригведа, Яджурведа и Атхарваведа (их авторы не известны).

Древнейшая часть Вед – без сомнения песни Ригведы: в ней более 1,000 гимнов. Некоторые из них принадлежат тому времени, когда предки индийцев жили только на Инде и его притоках, и пребывавшая ещё в детски наивном виде ведическая религия сводилась к примитивному поклонению силам природы и животным.

Собрание гимнов Самаведы – антология из гимнов Ригведы. В ней выбраны те стихи, которые нужно петь при жертвоприношении Сомы (жертвоприношение животным).

Яджурведа отличается от Самаведы тем, что содержит в себе гимны для всех обрядов индийского жертвоприношения, составляет общий служебник этих обрядов, между тем как Самаведа ограничивается жертвоприношением Сомы. Яджурведа состоит наполовину из стихов, находящихся в Ригведе, другую половину её составляют жертвенные формулы, отрывки гимнов, которых нет в других Ведах, и воззвания к богам (стихиям природы и многим духам, отвечающим за разные природные и бытовые нужды, с которыми связан человек).

Атхарваведа – самая новая из индийских Вед. В «Атхарваведе» речь идёт обычно не о богах и мифах, а о человеке, его общественной и личной жизни, его болезнях и страхах и т. п. Это своего рода энциклопедия быта ведийских племён, из которой можно почерпнуть сведения и о помазании царя на царство, и о свадьбе или похоронах, и о постройке хижины, и о лечении больных.

Никакой иерархии между богами поэзия индийских Вед не знает. То божество, к которому взывает гимн, – самый высший бог, и все другие боги забыты на это время. Ознакомившись с содержанием данных текстов, мы можем убедиться, что к современной йоге они не имеют никакого отношения. Веды представляют из себя сборники языческих обрядов и песнопений, в которых человек обожествляет зверей и природные явления (тигра, обезьяну, ветер, деревья, дождь, гром, камни, звезды), наделяя их свойственными людям качествами (дает имена, внешность, придумывает истории), превращая тем самым в личности – несуществующих в реальности богов.

Следующий период Упанишады (с 700 до Р.Х. и 1200 от Р.Х.). К этому периоду индуистская философия и религия претерпела множество изменений и влияний со стороны других культов и народов (в частности аккадской цивилизации). Существует множество Упанишад, раскрывать по отдельности каждую мы не будем.

Именно Упанишады, стали основанием для формирования индуистского религиозного мировоззрения. Многие философские и мистические идеи, обозначенные в Ведах, получили в Упанишадах дальнейшее развитие. Известные всем сегодня концепции перевоплощения (реинкарнации) и учение о карме — во многом заслуга множества авторов упанишад. Достижение абсолюта или Брахмана посредством Атмана – индивидуальной души, которая является его частью, описано в известной Бхагават-гите Гита-упанишада). В Майтраяния-упанишаде (200-300 лет до н.э.) мудрец Шакаяна излагает ставшему отшельником царю Брихадратхе учение о шестеричной йоге (шад-анга-йога). В целом этот текст очерчивает каркас и методологию практик, которые станут фундаментом для развития классической системы йоги Патанджали.

Йога и буддизм (600 до Р.Х. по наши дни).

Данный период в историческом и религиозном контексте обычно не выделяется, но мне посчиталось важным указать его, так как становится видна связь йоги с религиозными течениями и реформациями индийской цивилизации того времени.

Индуизм, как языческая религия зародился ещё за несколько тысяч лет до РХ. В 6 в. до РХ Сидхартху Гаутаму (Будда), будучи приверженцем и практиком индуизма разочаровался в нём и создал свою религиозную систему на его основе, только без богов и с иным вектором философских доктрин (стремясь восстановить истинный путь упанишад). Он взял за основу идеи реинкарнации, кармы, дхармы, сансары и освобождения, но выбросил из упанишад все богослужения вместе с богами, тем самым «очистив» религию от не нужного, поставив в центр мира человека и безличный брахман (силу), которые в итоге должны стать единым целым. Йога же, изначально сформированная на базе индуизма (связи с животным миром и миром духов), обогащается буддистской философией и трансформируется в нечто новое. Она уже и не индуизм и не буддизм в чистом виде, хотя и содержит в себе черты того и другого. Вот и получается, что индуизм (язычество), породило буддизм (религию без бога), а буддизм, соединившись с индуизмом, породили йогу (сенкритическую религию).

Классический период йоги (200 от Р.Х.). Учение, изложенное в Йога-сутрах Патанджали, принято называть классической йогой. Йога Патанджали имеет очень много общих черт с буддизмом, возможно, сам автор всерьез интересовался им. Патанджали удалось систематизировать обширный комплекс физических и духовных практик и представить его как логичную последовательность ступеней, по которым йогину следует подняться, чтобы добиться самореализации (максимальное развитие личностного Я). Эта система популярна и сегодня, она называется аштанга-йогой (восьмиступенчатой йогой).

Далее идёт историческое развитие хатха-йоги, тантра-йоги и других систем, которые дошли до наших дней. Мы же рассмотрим лишь последний период.

Йога в контексте Нью эйдж –  «Новая эра» (наши дни).

Нью эйдж – это общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера. Нью Эйдж отличается от традиционных религиозных движений тем, что он не представлен каким-то одним определённым духовным учением или религиозным воззрением (сектой, общиной, традицией, школой), а включает в себя множество (иногда на практике очень мало совместимых)

различных духовно настроенных оккультных, эзотерических метафизических учений, практик и концепций.

Движение Нью Эйдж получило развитие также и в России, где появились как западные, так и специфически российские организации и объединения. Такого рода группы нередко позиционируют свои учения не как религиозные, а как культурологические, оздоровительные, просвещенческие, образовательные или спортивные. Некоторые исследователи рассматривают группы движения Нью эйдж как разновидность деструктивных культов.

Йога так же стала одной из религиозно-философских концепций, которая вошла в систему Нью Эйдж вместе с «необуддизмом», астрологией, теософией, шаманизмом, неоязычеством (славянского генеза).

Основные постулаты Нью Эйдж:

Безличный бог (сила); вечная вселенная; иллюзорная природа материи; цикличная природа жизни; необходимость реинкарнации для эволюции; эволюция человека в божество; продолжающиеся откровения от неземных существ; тождество человека с богом; необходимость медитации (или других способов изменения сознания); оккультные практики (астрология, медиумизм и т. д.); вегетарианство и холистические (тело = душе) взгляды на здоровье; пацифизм (антивоенная деятельность); всемирный (глобальный) порядок; синкретизм (соединение различных религий).

Как можно увидеть из вышеприведенного списка, 80% доктрин взято именно из упанишад, а так же более поздней философии йоги. Оставшаяся часть из буддизма.

 

Краткое сравнение некоторых постулатов йоги с христианскими взглядами

В историческом контексте христианства, даже в ветхозаветный период всё намного прозрачнее, так как есть конкретные народы и исторические события, которые согласуются с исторической наукой. В йоге на ранних этапах истории таковых нет.

Ключевое отличие в мировоззрении и религиозном сознании христианина и адепта йоги заключается в следующем. Для христиан, только Сам Бог (который есть Личность со своей волей), может соединить человека с Собой. Для практиков йоги, именно человек соединяется с божеством (безличным, у их бога нет личности, значит, нет и воли).

Для адептов йоги верховного божества нет (есть брахман – некая безликая сила), но есть множество иерархичных друг другу богов (солнца, грома, богатства, разрушения, благополучия и т.п.)

Вселенная по учению христиан конечна, так как является творением божьим, а бесконечен и вечен только Бог. Для йогов же вселенная бесконечна по факту бытия.

Для христиан жизнь дана только один раз, и именно её качество и цель определит вечность для определения быть человека с Богом или без Него. Для йогов возможно бесконечное перерождение с последующим развитием от муравья в комара, потом в черепаху, собаку, слона, обезьяну, человека (напоминает теорию Дарвина, не правда ли, кстати, он познакомился с религиями Индии, когда путешествовал). И цель такого перерождение это самому стать «богом».

Для христиан Откровение от Бога уже было получено и новых быть не может, так как в этом нет смысла, потому что главное уже сказано. Для представителей йоги, каждый может получить своё собственное откровение (от безличностной вселенной).

Важность медитации с целью изменения сознания (естественного от природы взгляда на мир) в йоге очень высока. Если взять медитацию в йоге – то это чаще всего сосредоточение либо на себе (на своём теле или энергетическом центре), либо на каком-либо боге (идоле). Медитация может быть как красочно и эмоционально окрашенной, с фантазированием и образностью, так и напротив лишена мыслей вообще (дзен – медитация). Её задача – это «разгон» сознания, или его полная остановка, т.е. искажение психики человека с целью изменения привычного (реального) взгляда на мир. Медитация помогает с помощью образности мышления и эмоционального экстаза, менять психологические установки человека (на любые, по усмотрению гуру, наставника, учителя). Как следствие меняется и психическое состояние. Для христиан же напротив, важно «трезвение» – добродетель, заключающаяся во внимательном отношении к духовной жизни, то есть в хранении себя от греха при непрестанном обращении к Богу.

Ещё одно небольшое наблюдение, если в христианстве самое частое окончание молитв это «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь!», то в гимнах Упанишада «Ом! Покой, покой, покой!».

Для христиан любые оккультные практики запретны и вредны. Для последователей йоги, они могут стать орудиями и помощниками на пути к саморазвитию и реализации. Для них так же нет важного различия между религиями и верованиями. Это происходит от того, что нет критерия истинности, есть мир в котором живут и люди и боги, и всё куражиться, вертаться меняется и развивается в брахмане. Для христиан же истина это Христос, который дал своё откровение через Евангелие. И всё, что противоречит слову, исходящему от Бога, противоречит Его воле и не полезно для православных христиан.

Вегетарианство и вообще наука о питание (аюрведа в частности), для практиков йоги очень значимы, так как благодаря ним они могут стать совершеннее (более здоровыми, сильными, умными и т.п.). Христианский же пост имеет иную задачу. Он средство выявления страстей и стяжания добродетелей, в первую очередь добродетели воздержания. Цель поста: подчинение тела духу (восстановление правильной иерархии власти духа над телом), умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в духовной борьбе. Именно поэтому тело лишь место обитания души, как душа пристанище духа. Пост это смирение себя, а не возвеличивание.

Представители же йоги ставят знак равенства между телом и душой. Для христиан даже утрата рук и ног, не лишает человека части души (она остаётся полной). Тело может быть утрачено полностью, но душу важно сберечь. Именно по душе Господь будет восстанавливать тело при втором пришествии.

Разница в письменных источниках христиан и последователей йоги в том, что для христиан Библия – это дар Самого Бога, Его непосредственное учение и откровение. Для практиков йоги их тексты это просто поучения каких-то мудрых людей (живших давно и практикующих определённые оккультные и религиозные системы). Веды, упанишады и другие тексты по йоге не считаются у последователей священными (т.е. обязательными к исполнению по факту истинности), например как Библия у христиан. Однако практикующий йогу будет со всей верой и искренностью полагаться на то, что в данных текстах отражена именно истина. Христиане хотя бы верят, что исполняют слово Бога Творца вселенной, а адепты йоги чьё слово исполняют?

Цель йоги – самореализация – максимальное раскрытие личного потенциала, с целью стать как Бог. Православная же цель – спасение (соединение с Богом). Быть богом и соединиться с Ним, явно не одно и то же. В христианском учении, сатана ощутил себя равным Богу и пал (отпал от Него в ад – место без Бога). Адам и Ева (первые люди), вкусив с древа познания добра и зла, по научению змея – сатаны (сказавшего им: «будите как боги»), так же потеряли связь с Творцом.

Даже если взять за основу последнюю ступень Аштанга йоги, а именно самадхи (напомню, что в йогу этот термин пришел из буддизма) – означает состояние сверхсознания, наступающее в результате углубленной медитации, когда практикующий сливается с объектом медитации Параматмой (Великой Душой) или Вселенским Духом. Параматма безличностна и содержиться в каждом атоме вселенной, как связующая энергия. Проще говоря, практик йоги стремиться к максимальному растворению (соединению) с материальным миром. Для христиан такой путь означает смерть в чистом виде, когда личность умирает, и нет ни тебя, ни Бога. Всё соединяется в покое и небытии. Христос, напротив призвал людей к жизни вечной! И цель христианина, уподобившись Христу, направить себя на путь спасения, для обретения жизни вечной со всеми жившими и живущими в Боге.

В христианстве есть критерии истинности (Закон Божий), которые являются объективными, т.е. не зависят от каждого конкретного человека. Учение йоги же предполагает, что истина субъективна (зависит от каждой личности). И у каждого может быть свой опыт и путь к его собственной истине, главное только верно (по конкретной формуле, клеше) выполнять чёткие предписания (правильно дышать, ставить асаны, складывать мудры, медитировать). Философия йоги не задаётся вопросами смысла жизни и мира, напротив, она отрицает любые смыслы и цели, принимая мир как данность (таким какой есть). Т.о. теряется идея мира и возможность определения истинности, так как всё не истинно, и ни что не ложно, «важен лишь взгляд смотрящего».

Вся философия йоги и Веданты основана на теории единства, его можно достичь с помощью постепенного усовершенствования посредством перевоплощения и придти к пониманию, что «человек — это Бог», «Я есть Бог», «Я во всем» и «Все во мне». Христианский же взгляд на это другой: человек – это человек и только. Он сотворен Богом для взаимного общения (нахождения вместе), что бы разделить радость вечного бытия. Человек не равен Богу. Так же человек не является всем, а всё не является человеком (считать иначе, с точки зрения здоровой психики, вряд ли получится). Он, прежде всего, является самим собой и только. Но это осознание не лишает людей возможности жить в мире, любить его проявления и стремиться к Богу.

Очень важно рассмотреть подход к загробной жизни (посмертной) в философии йоги и христианства. Если христиане верят в возможность пребывания вместе с Богом в вечности и блаженстве, то у приверженцев йоги иной подход. Важно отметить, что в разных направления (учениях) эти цели различны. Основные две это: 1. выйти из «колеса сансары» (реинкорнации – перерождения из одного тела в другое) и стать «богом»; 2. обрести состояние самадхи и раствориться в бытии мира (стать ни чем, стать чистой энергией, из которой соткан мир). Обе эти цели для христиан не приемлемы, т.к. первая это путь сатаны, посчитавшего себя равным Богу и низвергнутого за это в ад, а второй путь – это гибель и смерть души с утратой бессмертной личности.

 

Современная йога

         Некоторые люди привлекаются антуражем индийской культуры, проявляющейся в одеждах, литературе, музыке, экзотических блюдах и танцах. Есть и те, кто интересуется философией востока и становится её приверженцем.

Современная йога воспринимается многими, как нравственная школа буддизма (миролюбивые люди – гуманисты и вегетарианцы), гимнастика или оздоровительная методика по контролю дыхания и управлению энергиями в теле. Есть стремящиеся обрести психологический комфорт. Бывают и желающие научиться управлению чувствами и эмоциями и контролю над собой. А есть и те, кто искренне стремиться пройти по всем 8 путям совершенств (как в йоге, так и буддизме) и обрести сначала просветление через медитацию, а потом и самадхи. Каждый ищет своего от йоги. Но факт остаётся фактом, йога – это совокупность индуистских и буддистских религиозных практик.

Вот пример ступеней йоги и интересов разных людей в ней:

Яма и Нияма - принципы взаимодействия с внешней и внутренней средой – нравственность буддистского толка;

Асана – объединение ума и тела посредством физической деятельности – гимнастика;

Пранаяма – контроль над праной («жизненной энергией») посредством особых дыхательных практик - упражнения на дыхание и управление энергиями в теле;

Пратьяхара – отвлечение чувств от контакта с их объектами – психологический комфорт;

Дхарана – целенаправленная сосредоточенность ума – контроль над собой;

Дхьяна – медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи) – просветление (отказ от своей воли и личности);

Самадхи – умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы – слияние со всем, небытие.

         Исходя из данного примера, можно определить какой из интересов ставит человека на ту или иную ступень йоги (или стремления к ней). А это значит, что даже занимаясь «гимнастикой» он уже практикует асаны (ритуальные позиции тела) из 3-й ступени йоги.

Мы выяснили, что йога это религиозная система, сформировавшаяся несколько тысяч лет, имеющая глубокие этнический, культурные и философские корни, идущие из язычества и буддизма. Понимая это, христианин должен чётко понимать, с чем имеет дело, когда занимается йогой.

Как отнестись православному человеку к множеству современных курсов: «йога для беременных», «йога для бизнеса», «йога женственности», «йога благополучия», «фитнес – йога», «йога – здоровья», «йога для пожилых», «дога йога» (йога с собаками) и др.? Многие из курсов бывают совершенно нелепы и непонятны даже для самих адептов йоги (всерьез занимающихся данной религиозной практикой). Думаю, что отношения православных к ним должно быть такое же как и к курсам: «Адвентисты седьмого дня для беременных», «Свидетели Йеговы для пожилых», «Ваххабиты и женственность», «фитнес – православие» и т.п. Чаще всего названия для таких курсов – это PR – ходы, для привлечения клиентов. Но привлечение идёт именно на йогу. Все эти курсы в основе своей имеют концепт и составляющее религиозной системы. Не смотря на то, что курсы «йога для беременных» могут помочь подготовится к родам или восстановиться после них, они несут в себе религиозную основу, которая противоречит православному мировоззрению. И это важно понимать. Так же чаще всего любые занятия по йоге сопровождаются музыкой и песнопениями на санскрите. Это не что иное как пение мантр (заклинательных молитв). По тексту чаще всего они из себя представляют выражение почтение тому или иному богу, поклонение ему и воздаяние хвалы или возношение просьбы. Человек, находясь на курсах, слушает музыку и вместе с ней мантры (религиозные песнопения), иногда даже молится (так как многие мантры однообразны, то легко ложатся на память и крутиться в уме автоматически). 

Приведу один краткий пример. Всем известный, мало-мальски знакомым с йогой, комплекс упражнений «Приветствие солнцу» (Сурья намаскар). Название данного комплекс, с санскрита дословно переводиться совсем иначе «Сурья» это индуистский бог солнца, «намас» переводится как «поклон», «кар» означает совершение действия (т.е. поклона). В сути своей название меняет смысл и звучит как «Поклонение богу солнца Сурье». Для православного христианина поклонение языческому богу это явный грех. Так же у каждой асаны есть религиозные названия и предназначения, например, «падмасана» (лотос сидит) – используется для работы с энергией праной, протекающей по каналам – чакрам; «шивасана» (Шива сидит), Шива это индуистский бог смерти и разрушения, человек находящийся в данной позе, стремиться подпасть под его влияние и ощутить себя мертвым, эта поза так же называется «позой трупа» и т.д. Мной приведены только самые простые и поверхностные примеры. Если не разбираться в практиках и терминах то всё это простая гимнастика, если же начать вникать, то увидим 100 % религию с чёткой системой духовных практик и смыслов.

Ещё хотелось бы отметить, что для тех, кто ищет физического совершенства, не обязательно заниматься именно религиозной практикой йоги, а достаточно может быть ЛФК, физкультуры, стрейчинга, гимнастики и некоторых видов спорта. Для дыхательных практик может подойти методы Стрельникова, Бутейко и др. Классическая физическая культура и стрейчинг в нашей стране не рекламируются так активно, как йога (модная из-за саморекламы), поэтому малопопулярны.

Данная работа написана для православных христиан. Для того чтобы ознакомить (быстро и поверхностно) крещеного в православную веру человека с основами йоги в сравнении с православным учением, и дать ему возможность самому выбирать какой религии себя посветить. Эта статья является очень кратким обзором с минимальным сравнительным анализом, лишь некоторых аспектов йоги. Для более полного раскрытия темы нужен иной формат – формат книги. Но пока – это только небольшая статья, со своими недостатками и достоинствами.

         P.S.

Важно, отличать понятия «терпимость к чужой  вере» и «защита своей собственной».

Информация для размышления.

В Египте  муфтием страны доктором Али Джумуа йога и занятия ей переведены для мусульман в разряд «харам», то есть недозволенного для мусульман.

Аргументация следующая: «Йога является индуистской религиозной практикой, индуизм не есть религия Единобожия, а потому ее не следует практиковать мусульманам».

В 2015 году, в связи с провозглашением ООН «Всемирного дня йоги», Священный Синод Элладской православной церкви выступил с заявлением, в котором назвал йогу «фундаментальной частью религии индуизма», несовместимой с православной верой и жизнью христиан.

Мнение Романа К.

Категория: Официоз | Добавил: священник_Андрей (20.02.2017) | Автор: Роман К
Просмотров: 203 | Теги: неоиндуизм, Миссия, против йоги, православие в деталях | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Block title
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017