Пятница, 29.03.2024
Вятская Переправа
Меню сайта
Категории раздела
2009 год [6]
2011 год [8]
Наш опрос
Как Вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 336
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Материалы конференции "Уржум Православный" » 2009 год

Из истории Мироносицкого мужского монастыря: архимандрит Варсонофий (Никитин).
Ерошкин Ю.В.,
научный сотрудник
отдела истории МарНИИЯЛИ


К началу октябрьской революции 1917 года на территории Марийского края действовало 7 монашеских обителей и общин. В Козьмодемьянском уезде Казанской губернии к их числу принадлежали Михаило-Архангельский мужской, Троицкий Козьмодемьянский и Введенский Вершино-Сумский женские, а также Аштавай-Нырская Свято-Никольская мужская монашеская община. На луговой стороне Марийского края располагались Мироносицкий мужской, Царевококшайский Богородице-Сергиев и Куженерский Свято-Никольский женские монастыри.

В первые годы советской власти все монашеские обители были закрыты (последней эта участь постигла Мироносицкую пустынь в 1924 году), а монастырские храмы до начала 1930-х годов действовали в качестве приходских. Именно при них и подвизалась большая часть монашествующих, хотя некоторые священноиноки мужских монастырей совершали богослужения на других приходах Марийского края и сопредельных ему Нижегородской, Чувашской, Кировской областей, Татарской АССР, а также в Башкирии и Оренбургской области. Насельницы марийских монастырей несли послушание певчих, просфорней, сторожей на приходах по месту рождения, окормлялись у известных им священнослужителей других храмов, объединялись для совместного проживания с другими матушками, знакомыми им по жизни в обителях в дореволюционный период.

Среди монашествующих Марийского края к движению непоминающих, образованному в связи с Декларацией митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года, примкнула большая часть насельников Мироносицкой пустыни, насельницы Козьмодемьянского Троицкого, Царевококшайского Богородице-Сергиева, Куженерского Свято-Никольского монастырей. Насельники Аштавай-Нырской общины подчинялись архиереям, поддерживавшим церковную политику митрополита Сергия, а отношение к событиям 1927 года монашествующих Михаило-Архангельского и Введенского Вершино-Сумского монастырей в достаточной мере не выявлено. Одним из самых известных насельников монастырей Марийского края, примкнувших к движению непоминающих, был последний настоятель Мироносицкой пустыни архимандрит Варсонофий (Никитин), о жизни и трудах которого и пойдет речь в данном сообщении.

Иван Прокопьевич Никитин родился 23 июня (6 июля) 1878 года, в день празднования Владимирской иконе Божией Матери, в селе Кузнецово Вараксинской волости Царевококшайского уезда в семье крестьян Прокопия Григорьевича и Матроны Семеновны Никитиных. Родители будущего подвижника были благочестивы, маленький Ваня с малого возраста имел послушание в церкви — пел на клиросе[1]. Так под покровом Пресвятой Богородицы, храм в честь Владимирской иконы Которой находился в селе Кузнецово, протекало его детство.

После окончания Кузнецовского сельского училища Иван Никитин проживал в родном селе, а в 1900-1906 годах служил в армии канониром крепостной артиллерии в городе Николаевске на Амуре. Трудности военной жизни помогала благодушно переносить вера — известно, что во время службы Иван Прокопьевич пел в церковном хоре, много читал Священное Писание[2].

После возвращения из армии, 7 августа 1906 года И.П. Никитин поступил послушником в Мироносицкую пустынь. 21 марта 1909 года он был пострижен в монашество с именем Варсонофий, 20 декабря 1909 года рукоположен во иеродиакона, 6 августа 1912 года — во иеромонаха. «Поведения очень хорошего, способен и прилежен», «трудолюбив» — сообщают о нем клировые ведомости тех лет. Отец Варсонофий нес в обители различные послушания: в 1906 году — трапезного, в 1909-м — эконома, с 8 марта 1917-го — казначея[3], а с мая 1919-го до начала 1924 года — настоятеля монастыря. Батюшка был известен за пределами Казанской епархии, к которой относилась Мироносицкая обитель, еще до революции. К примеру, в 1914 году священник Александр Виноградов, служивший в то время в селе Люперсола Вятской губернии, в письме к настоятелю Мироносицкой пустыни игумену Серафиму (Бакланову) просил отпустить одного их иеромонахов монастыря для совершения пасхальных крестных ходов по деревням люперсольского прихода. К посланию была сделана приписка: «Нельзя ли отпустить отца Варсонофия, его в приходе у нас многие знают»[4].

Труды иеромонаха Варосонофия (Никитина) на ниве Христовой были отмечены епархиальным начальством. В апреле 1918 года ко дню Святой Пасхи он был награжден набедренником[5], затем возведен в сан игумена, а в 1921 году Андроником (Богословским) — епископом Спасским, викарием Казанской епархии – в сан архимандрита[6].

Время настоятельства батюшки в Мироносицком монастыре пришлось на тяжелые для монашествующих времена: советская власть стремилась разорить обитель, как в хозяйственном, так и в духовном отношении. 23 января 1920 года в отчете епархиальному начальству отец Варсонофий сообщал: «Хозяйство монастыря, состоявшее из полевых, луговых, лесных угодий, нарушено, скот реквизирован, пасека с пчелами отобрана и единственным пособием на существование братии за последнее время является жертва православных христиан … и доход от служения молебнов пред чудотворным образом Свв. Жен-мироносиц и Владимирской Божией Матери»[7]. Наряду с экономическим разорением обители начались аресты ее насельников, да и сам отец Варсонофий находился в заключении в октябре 1918 года по обвинению в контрреволюционной деятельности, но за недоказанностью вины был освобожден[8].

Несмотря на гонения, монашествующие Мироносицкого монастыря продолжали свое служение Богу и ближнему. За период с 1917 по 1924 год известно о совершении в обители 6 монашеских постригов, 2 диаконских и 2 священнических хиротоний[9]. Священноиноки монастыря совершали богослужения в церквах, где по тем или иным причинам не было священников. К примеру, в 1921 году на приходах служили иеромонахи Симон (Ефремов) — в селе Шойбулак, Алипий (Иваненко) — в селе Мушерань, Малх (Блохин) — в селе Керебеляк[10]. Отец Варсонофий заботился о духовном состоянии вверенной ему братии, ободрял и поддерживал насельников обители. К примеру, 26 января 1920 года он направил в Петриковский волостной исполнительный комитет прошение следующего содержания: «Покорнейше прошу вас выдать мне пропуск для проезда в город Казань для доставки сухарей в тыловое ополчение для четырех лиц: иеромонаха Варнавы, иеродиаконов Маврикия и Иеремии и послушника Василия Санчирова»[11].

Идеологическое давление властей неуклонно усиливалось. Во время крестного хода с Мироносицкой иконой Божией Матери по храмам Краснококшайска (так называлась тогда Йошкар-Ола) и близлежащим селениям, ежегодно проходившем в августе, в столице МАО проводилась кампания, включавшая наполненные атеистическим содержанием лекции, спектакли и концерты[12]. Но отвлечь немалую часть населения Краснококшайского кантона от веры не удавалось: люди принимали участие в крестных ходах, почитали насельников Мироносицкого монастыря, шли к ним за советом и утешением. Такое положение дел не устраивало советскую власть. 21 июля 1923 года, перед очередным крестным ходом, архимандрит Варсонофий (Никитин) был арестован и приговорен Народным судом 1 участка Сернурского района к 2 годам заключения. Чуть позже были схвачены и некоторые другие насельники монастыря[13], все они находились под арестом в Краснококшайском исправительно-трудовом доме.

Начало 1920-х годов — время гонений на Церковь под надуманным предлогом сокрытия ее служителями церковных ценностей вследствие не желания помочь голодающим. Конечно, это было неправдой — в воззвании Святейшего Патриарха Тихона к православному населению страны от 19 февраля 1922 года разрешалось жертвовать на нужды голодающих церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления. Но властям был нужен повод для того, чтобы развязать гонения на верующих и духовенство. Ленин писал в связи с этим: «Мы должны дать самое решительное и беспощадное сражение духовенству … с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение десятилетий. … Чем больше духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше»[14].

В конце 1923 года было начато новое следствие: архимандрит Варсонофий (Никитин), ряд насельников Мироносицкого монастыря и крестьян села Ежово обвинялись в распространении религиозной литературы, сокрытии церковных ценностей, якобы подлежавших изъятию. В феврале 1924 года дело было рассмотрено Облсудом МАО, заседания проходили в Народном доме Краснококшайска. «За халатное отношение к сбережению церковного имущества» архимандрит Варсонофий (Никитин) был приговорен к 6 годам тюремного заключения, сроки наказания остальных обвиняемых составили от 6 лет до 1 года[15].

В первое время насельники Мироносицкого монастыря отбывали наказание в Краснокшайском ИТД. Своим кротким и беззлобным отношением к гонителям, терпеливым несением скорбей они невольно вызывали уважение у тюремного начальства, пользовались его доверием. Архимандрит Варсонофий (Никитин) и иеромонах Алипий (Иваненко) работали в заключении поварами, иеродиакон Рафаил (Вечкилев) — хлебопеком, иеродиакон Иннокентий (Куледин) — конюхом, другие насельники монастыря также имели ответственные послушания. Проживала братия в одной камере, что позволяло наладить духовную жизнь и быт[16]. Да и верующие Краснококшайска, окрестных сел и деревень старались помочь монашествующим чем могли, искали с ними встречи в надежде на духовную поддержку, укрепление сил в несении жизненного креста, поминали за богослужениями арестованных как мучеников за веру[17]. На собраниях сельских обществ Краснококшайского кантона ставился вопрос о возбуждении перед областными властями ходатайств об открытии Мироносицкого монастыря[18].

Относительно спокойное существование арестованных насельников Мироносицкой обители продолжалось чуть более полугода. Приказом по Краснококшайскому ИТД от 22 сентября 1924 года архимандрит Варсонофий (Никитин) и другие арестованные были сняты с занимаемых ими должностей, 6 октября последовал указ о переводе Никитина, Вечкилева и Куледина для дальнейшего отбытия наказания в Нижегородский ИТД, причем отца Варсонофия, находившегося с конца сентября на лечении, повезли в Нижний Новгород прямо из больничной палаты[19].

После досрочного освобождения из заключения, в 1925-1926 годах архимандрит Варсонофий (Никитин) проживал в Раифской пустыни, а затем перебрался на территорию Кировской области. В 1927 году он был на приеме у епископа Глазовского Виктора (Островидова), который благословил батюшку на приход в село Летяги Арбажского района Кировской области. В последующие годы отец Варсонофий назначался еще на ряд приходов: служил в церкви села Караванное Тужинского района Кировской области, в храме святых мучеников Флора и Лавра села Табашино Марийской автономной области, а 1 ноября 1930 года получил назначение в церковь села Суводь Советского района Кировской области. Проживал отец Варсонофий в то время в деревне Вотьма, откуда его возил на лошадке в храм церковный староста Кузьма Сливницын[20].

Русская Православная Церковь в связи с опубликованием в июле 1927 года Декларации митрополита Сергия (Страгородского) и различным к ней отношением со стороны епископата и духовенства переживала непростое время. В начале 1928 года в село Летяги прибыл благочинный 2 округа Котельничского викариатства Вятской епархии священник Иоанн Мамаев, который собрал церковный совет, зачитал текст Декларации и ответ на нее, составленный епископом Виктором (Островидовым), после чего было принято решение о присоединении к владыке Виктору и отмежевании от тогдашнего архиепископа Вятского Павла (Борисовского) — сторонника митрополита Сергия (Страгородского). В числе не согласных с Декларацией был и архимандрит Варсонофий (Никитин). На принятие батюшкой такого решения повлияли также и воззвания епископа Яранского Нектария (Трезвинского), три из которых отец Варсонофий читал, а также его личная встреча с этим архиереем, состоявшаяся в июле 1929 года в Казани[21].

Таким образом, после ареста епископа Виктора (Островидова), которого батюшка посещал дважды (в 1927 и 1928 годах)[22] отец Варсонофий находился в общении с епископом Нектарием (Трезвинским), а во второй половине 1930-х годов – и с епископом Иоасафом (Удаловым)[23], ныне священномучеником. Батюшка совершал монашеские постриги[24], предлагал на рассмотрение архиереев кандидатуры на рукоположение во священный сан[25], согласно преданию при храме села Табашино действовала пастырская школа, конечно же официально не зарегистрированная по тем временам.

26 марта 1932 года архимандрит Варсонофий (Никитин) был арестован по ложному обвинению в участии в контрреволюционной монархической организации церковников и антисоветской агитации (статьи 58-10,11 УК РСФСР). На многочисленных допросах своей вины батюшка не признал, а 14 августа 1932 года Особым Совещанием при коллегии ОГПУ был приговорен к ссылке в Северный край на 3 года. В марте-июле 1933 года он работал в лесу на станции Сосновка Северной железной дороги, а в июле-декабре 1933 года проживал в деревне Устья, в трех верстах от города Котлас[26].

В конце 1933 года архимандрит Варсонофий был освобожден из ссылки по болезни. Несколько месяцев он жил на родине, в селе Кузнецово, а в последующее время не имел определенного места жительства и до ноября 1941 года странствовал по Тужинскому, Арбанскому, Пижанскому, Советскому, Яранскому, Салобелякскому районам Кировской области, где служил по домам верующих и исполнял требы. Но чаще всего батюшка совершал богослужения в деревне Селиваново в 12 километрах от Йошкар-Олы, где у него была оборудована келия. Отец Варсонофий был известен как опытный в духовной жизни пастырь. У него исповедовались священники Никифор Редькин, Лукоян Васенев, бывший настоятель Мироносицкой пустыни игумен Сергий (Мытиков). Поддерживал батюшка связи и со священником Симеоном Яндулецким — одним из известных иереев Вятской епархии того времени. Впоследствии отец Варсонофий говорил, что «Редькин и Яндулецкий искали моих советов и указаний относительно церковных служб, и я не мог отказать им в этом как более опытный священник»[27].

В 1940-1941 годах батюшка проживал в деревне Федосиха Тужинского района Кировской области. 22 ноября 1941 года он был арестован Тужинским РО НКВД в деревне Лукоянки, куда пришел причастить болящую. По преданию отец Варсонофий провидел свой арест, но отказаться от исполнения своего пастырского долга не мог. 18 февраля 1942 года он был осужден Народным судом Тужинского района на 2 года лишения свободы и отбывал наказание в колонии НКВД. Заключение батюшка переносил очень тяжело, долго болел[28].

17 сентября 1942 года в отношении отца Варсонофия было начато следствие по новому делу, ложное обвинение предъявлялось по уже упоминавшимся выше статьям 58-10,11 УК РСФСР. Допросы, проходившие в сентябре-ноябре 1942 года, были длительными (продолжались они, как правило, от 3 до 5 часов) и престарелому архимандриту было трудно их выдерживать. Это косвенно подтверждает и акт медицинского освидетельствования отца Варсонофия, составленный 5 ноября 1942 года, в котором говорится, что вследствие возрастных изменений организма для него возможен только легкий труд[29]. Если учесть, что органы советской власти к служителям церкви особым снисхождением не отличались, можно сделать вывод, что состояние здоровья батюшки было действительно плохим.

18 августа 1943 года, накануне праздника Преображения Господня, в городе Яранске с 19 до 20 часов 40 мин вечера проходило закрытое судебное заседание Военного трибунала войск НКВД Кировской области, на котором архимандрит Варсонофий (Никитин) был приговорен к 10 годам лишения свободы. После вступления приговора в силу батюшка находился в заключении в тюрьме города Яранска, где и скончался 22 марта 1944 года[30]. Предание гласит, что когда он отошел ко Господу, над тюрьмой воссиял столп света и даже уголовники с уважением говорили, что скончался священник[31]. Стараниями верующих архимандрит Варсонофий был тайно похоронен на Яранском кладбище, могилка его расположена неподалеку от часовни преподобного Матфея Яранского. И с тех пор в надежде на молитвенное предстательство батюшки приходят сюда люди и по вере своей получают благодатную помощь.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] ГАСПИ КО. Ф.6799.Оп.7.Д.СУ-9215.Т.1.Л.7об.

[2] ГАСПИ КО. Ф.6799.Оп.7.Д.СУ-9215.Т.1.Лл.2,3об,7об; Оп.8.Д.СУ-10267.Т.6.Л.18об.

[3] ГА РМЭ. Ф.88.Оп.1.Д.128. Л.6об-7; Д.112.Л.22об-23.

[4] ГА РМЭ. Ф.88.Оп.1.Д.122.Л.25.

[5] «Известия по Казанской епархии». 1918. №7-8.

[6] ГАСПИ КО. Ф.6799.Оп.8.Д.СУ-10267.Т.6.Л.21.

[7] Цит.по: Журавский А.В. Секуляризация монастырских хозяйств в национальных республиках Поволжья в 1917-1919 гг. / Христианское просвещение и русская культура. Материалы III научно-богословской конференции. Йошкар-Ола, 2001. С.51.

[8] ГА РМЭ. Р.35.Оп.5.Д.7.Л.29об.

[9] ГА РМЭ. Р.168.Оп.1.Д.1.Л.107-108об.

[10] Там же.

[11] ГА РМЭ. Р.111.Оп.1.Д.46.Л.133.

[12] См. например: ГА РМЭ. П.6.Оп.1.Д.63.Л.133; Д.85.Л.173об.

[13] ГА РМЭ. Р.180.Оп.1.Д.22.Л.79.

[14] Цит. по: Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Книга 2. Тверь, 2001. С.41.

[15] НАРТ. Р.1172.Оп.3.Д.417.

[16] ГА РМЭ. Р.180.Оп.1.Д.8.Л.124; Д.14.Л.13об.

[17] ГА РМЭ. П.1.Оп.1.Д.165.Л.67.

[18] См. например: ГА РМЭ. П.1.Оп.1.Д.302.Л.10.

[19] ГА РМЭ. Р.180.Оп.1.Д.26.Лл.136,148.

[20] ГАСПИ КО. Ф.6799.Оп.7.Д.СУ-9215.Т.1.Л.3об.; Оп.8.Д.СУ-10267.Т.6.Лл.19об,20,22,24об.

[21] ГАСПИ КО. Ф.6799.Оп.8.Д.СУ 10267. Т.6.Л.20-21,25,25об.

[22] ГАСПИ КО. Ф.6799.Оп.7.Д.СУ-9215.Т.1.Л.5об.

[23] Там же. Л.16.

[24] Архив УФСБ по РМЭ. Дело П-4528.Л.324.

[25] См. например: ГАСПИ КО. Ф.6799.Оп.8.Д.СУ-10267.Т.6.Л.20об.

[26] ГАСПИ КО. Ф.6799.Оп.8.Д.СУ-10267.Т.6.Л.20об,23;Т.3.Лл.339-341; Оп.7.Д.СУ-9215.Т.1.Лл.3,17.

[27] ГАСПИ КО. Ф.6799.Оп.7.Д.СУ-9215.Т.1.Лл.4,14,20об,21.

[28] Там же. Лл.16об,21об,22,237,239,277.

[29] Там же. Л.242.

[30] ГАСПИ КО. Ф.6799.Оп.7.Д.СУ-9215.Т.1.Лл.290,297об.

[31] Ильинская А. Исповедник Православия // «Вятский епархиальный вестник». 1997. № 8.

Категория: 2009 год | Добавил: Колобок (06.09.2009) | Автор: Ерошкин Юрий Витальевич
Просмотров: 1305 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Block title
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024