Неопротестанты, кто они?Итак по плодам их узнаете их (Мф.7:20)
Первые протестанты-лютеране в России появились в
1576 году, когда в Москве была открыта лютеранская часовня. Затем, во
времена Петра Первого последователей протестантизма в России стало
больше. Гонимые на Западе, некоторые из них нашли здесь тихое
пристанище. С тех пор протестанты постоянно проживали в России и, что
примечательно, никогда русское правительство не чинило препятствий для
исполнения их религиозных традиций.
В ХIХ веке, и особенно в конце ХХ-го, Россия
столкнулась с активной миссионерско-вербовочной деятельностью множества
западных сект. Более столетия назад в Россию проникли баптизм,
адвентизм, пятидесятничество и др. Пик их активности приходится на
девяностые годы минувшего столетия. Рассматривая эти события, многие
исследователи названные секты предпочитают именовать протестантскими.
Отсюда у большинства людей складывается впечатление о том, что
названные религиозные объединения тождественны тому протестантскому
течению, которое стало наиболее заметно в России во времена Петра
Первого. Но это не так.
И одним из ярких доказательств тому является
очевидная деструктивная деятельность названных сект в отношении нашего
государства и народа.
Окунувшись немного в историю проникновения
сектантства в Россию, мы можем узнать достаточно подтверждений его
деструктивной сущности.
Сейчас мало кому известно, какую роль сыграло
сектантство в подготовке и осуществлении революции 17-го года.
Сектантство и революция... Казалось бы, что может быть общего между
этими двумя столь разными явлениями? Ведь сектантство, при всех
оговорках, ассоциируется в восприятии людей с чем-то «религиозным», а
революция - явление явно богоборческое, очевидно, несовместимое с
религией. Тем не менее, между этими двумя явлениями на русской почве
существовала связь, которая весьма отчетливо осознавалась и
Православной Церковью, и тогдашним русским правительством, особенно в
последней трети XIX века. Еще в 1881году обер-прокурор Священного
Синода К.П.Победоносцев представил Александру III материалы, в которых
раскрывались связи сектантов с социалистами, незадолго до того
осуществившими злодейское убийство Александра II.
Революционеры делали большую ставку на
сектантов, ибо знали, что те будут помогать им в деле разрушения
Российского государства и Церкви. И не ошиблись. Сектанты охотно читали
и распространяли революционно-социалистическую литературу, вели
антигосударственную пропаганду. Были даже случаи, когда сектанты
печатали в своих типографиях большевистские журналы.
На II съезде РСДРП, положившем начало
большевизму, была даже принята специальная резолюция, написанная
Ульяновым-Лениным, о необходимости социал-демократической работы среди
«вольнолюбивого» сектантства, а вскоре даже стал издаваться особый
«социал-демократический листок для сектантов» - «Рассвет». Расчеты
революционеров-разрушителей в значительной мере оправдались. Массовое
сектантское движение сыграло выдающуюся роль в революции 1917 года, как
в феврале, так и в октябре. Религиозный нигилизм сектантов и большевизм
быстро обнаружили общность интересов, несмотря на кажущуюся
противоположность. Эта общность проявлялась в стремлении к полному
разрушению старого мира. В этом процессе участвовали разного рода
секты, в том числе баптисты, евангельские христиане, адвентисты
седьмого дня.
Представляет большой интерес опубликованное в
1925 году в газете «Безбожник» открытое письмо под названием
«Социально-революционная роль сектантства». Этот документ был адресован
ВЦИК на предмет получения от большевистской власти всяческих льгот для
сектантов. В нем они перечисляли свои заслуги перед большевистским
режимом. Так, подробно повествовалось о том, как сектанты вели во время
первой мировой войны антивоенную пропаганду, призывали к «братанию» с
немцами, рассылали «целыми мешками» воззвания о «прекращении войны» в
действующую армию, печатали в своих типографиях большевистские издания
и т. д. Также там особо подчеркивалась роль сектантов в борьбе с
Православной Церковью. Под этим письмом стояли подписи руководителей
крупнейших сектантских общин (баптистских, адвентистских,
евангелических и др.). В 1924-1925 гг. декларации о лояльности и
сотрудничестве с большевиками были сделаны баптистами, евангелистами и
адвентистами на съездах своих сект. Вот в каких выражениях была
составлена декларация о лояльности адвентистов 7-го дня:
«С момента возникновения Советской власти на
территории бывшей России адвентисты седьмого дня, живущие в СССР, ни на
минуту не сомневались, что лозунги, провозглашаемые Советской властью,
как то: «Переход от капитализма к социализму», «Заменить монархию
республикой», «Вся власть трудящимся. Советам», «Земля - трудящимся,
крестьянам», «Равноправие и самоуправление народов», «Кто не работает,
тот не ест», «Свобода совести, религиозной и антирелигиозной
пропаганды», «Советская республика - для всех религиозно преследуемых»,
«Отделение церкви от государства и школы от церкви» и «Введение нового
стиля и нового правописания», - являются магнитом, объединяющим всех
здравомыслящих людей и народы в один крепкий Союз ССР».
В декларации адвентисты писали:
«Мы убедились в том, что Бог в своем провидении
расположил сердце и дал мудрость нашему незабываемому В. И. Ленину и
его ближайшим сотрудникам в деле мудрой организации единственного в
мире прогрессивного и своевременного аппарата» (Отчет V Всесоюзного
съезда адвентистов 7-го дня (ВСАД) М 1924 С 11).
Сектанты активно занимались прозелитической
деятельностью среди православных. До сих пор эти годы сектанты
вспоминают, называя их «золотым временем». Но, достигнув внушительных
результатов в борьбе с Православной Церковью, в 30-е годы большевики
принялись за сектантов. И некогда восхвалявшие большевиков и
определенным образом участвующие в борьбе с Православной Церковью
сектанты сами стали гонимы. Буквально в два-три года сектантсво было
почти уничтожено, а остатки его были взяты под жесткий контроль.
Очередной пик миссионерской активности сектантов
приходится на конец 80-х годов ХХ столетия. Это время, когда в России
представители западных сект собирали целые стадионы абсолютно
безграмотных в религиозном смысле людей; сектантство активно
развивалось и пускало свои корни. Представители сект понимали, что за
свободой на постсоветском пространстве последовал и свободный поиск
постсоветскими людьми смысла своего существования, и прежде всего Бога,
вместилищем которого в умах многих являлась Православная Церковь.
Отсюда и вытекает стремление сект, прежде всего, оторвать человека от
Православия, ибо, сделав это, из несчастного человека можно лепить все,
что угодно.
В это время Россия сталкивается с новым явлением
– тоталитарным сектантством. Тысячи заокеанских проповедников трудились
над созданием представительсв своих сект в России, используя приемы
психотехник, иногда гипноза, для наполнения созданных ими общин. Сейчас
достаточно много сказано и написано о тоталитарном или деструктивном
сектантстве. Но, кроме тоталитарных сект, в России действует множество
сект, не являющихся тоталитарными, и отсюда у многих может возникнуть
суждение, что данные религиозные организации, будучи нетоталитарными,
не деструктивны по своей сути и вполне безобидны. Это не так, но об
этом ниже. Теперь же нужно определиться в терминах.
Желание многих сект именовать себя
протестантскими вполне понятно. Имея статус протестантской религиозной
организации, секта может претендовать на традиционность для России. Но
секты адвентистов, пятидесятников, евангельских христиан, баптистов и
др. не являются протестантскими. И чтобы окончательно развеять сомнения
относительно данного утверждения, обратимся к заявлению «Российского
лютеранского центра по мониторингу СМИ и общественного мнения» от 28
мая 2004 года, в котором идет речь о неправомерности именования
протестантскими целого ряда религиозных объединений. В заявлении
говорилось: «Центр обращает внимание российской общественности, прессы,
властей и представителей других российских религиозных конфессий, что
термин «протестант» в его историческом контексте возможно применять
лишь к лютеранам, а также реформатам. Обозначение иных конфессий
возможно словами «неопротестант» или прямо по названию конфессии
(баптист, пятидесятник, адвентист седьмого дня и т.д.)».
Лютеране в заявлении писали: «В последнее время
наметилась тенденция выделения некоторыми "российскими протестантами"
своей историчности пребывания в России и тем самым оправданности
существования в ней. В первую очередь к поиску этих доказательств
стремятся молодые протестантские конфессии, как, например,
пятидесятники или некоторые квазипротестанские христианские общины.
Представители российского "неопротестантизма" обычно приводят
исторические даты и вычисляют с какого времени на Руси появился
"отечественный протестантизм", когда он был занесен в страну и проч...
Само слово "протестант" по своему историческому происхождению имело
отношение именно к последователям немецкого реформатора, доктора
папской теологии, против нее и восставшего, профессора Мартина Лютера.
Название "протестанты" впервые прозвучало на сейме немецкого народа в
г. Шпейер в 1529 г., когда Императором Священной Римской империи Карлом
V было отменено большинство гарантий веротерпимости, которые были
обещаны им самим ранее последователям лютеровской Реформации. При
внимательном рассмотрении вопроса, очевидным начинает представляться
то, что большинство современных российских так называемых
"протестантов", в строгом смысле, никакого прямого отношения ни к
Лютеру (ни к другим отцам протестантизма, таким как Кальвин, например),
ни к их Реформации не имеют...
Центр также призывает глав и членов
"неопротестантских" образований пересмотреть свои взгляды на
необходимость "Нового крещения Руси" и занять позицию не конкуренции,
но консолидации с Русской Православной Церковью. России сегодня нужен
патриотичный протестантизм, думающий о России и о спасении душ ее
подданных, поддерживающий государство и его политику, имеющий своей
миссией способствование духовному возрождению народа, что невозможно
без поддержки миссионерских инициатив традиционной для России Церкви.
Не конкуренция, а добровольное и тесное взаимодействие с доминирующей
церковью на правах меньшинства, признающего действительное духовное
лидерство нациообразующей конфессии. Прозелитизм (в смысле
переманивания духовно заблудших прихожан в свои конфессии) по отношению
к РПЦ недопустим и может вызывать лишь сомнение в истинных
миссионерских целях любящего Россию протестанта. Русские протестанты
должны отказаться от "неопротестантской" доктрины и отложить в сторону
спесь мнимого "духовного превосходства" над Православием (в виду особых
откровений и особых духовных практик), которая есть ни что иное как
гордыня...
Надо ли говорить, что при всем многообразии
этнокультурной и религиозной палитры, именно Православие в России было,
есть и будет нациообразующей, созидающей силой и духовно доминирующей
конфессией»
Но сектантство, именующее себя протестантским,
не вняло этому призыву тогда и не внимает, как показывает практика, и
теперь. Тем самым показывая свою колоссальную отдаленность от
«классического» протестантизма.
Позиция лютеран по отношению к неопротестантам
вполне понятна, т.к. множество такого рода сект своим поведением
бросают тень на протестантизм. Часто деятельность неопротестантов
сопряжена с нарушениями действующего Российского законодательства.
Совсем недавно на территории РФ целым рядом
неопротестантских сект (адвентистов 7-го дня, пятидесятников,
евангельских христиан и баптистов) вкупе с сектами неопятидесятников –
откровенно псевдохристианских сект, осуществлялась медиапрограмма
«Надежда есть». На телевидении прокручивали ролик с названием «Надежда
есть», его кадры возвещали телезрителям о некоем Федеральном проекте по
духовному возрождению. На улицах городов раздавали листовки,
приглашающие на эту программу всех желающих. В роликах
демонстрировалась череда известных актеров, спортсменов и политиков.
Красочные листовки также содержали изображения знаменитостей.
Популярные артисты, спортсмены и политики не подозревали о том, что их
имена служат для пропаганды нетрадиционной религиозной идеологии.
Актеры Сергей Безруков и Амалия Гольданская, гимнастка Алина Кабаева,
историк и деятель искусств Эдвард Радзинский, депутат Госдумы Владимир
Рыжков, космонавт Георгий Гречко, музыкант Константин Кинчев,
соглашаясь сняться в фильме «Надежда есть!», не знали, как будут
использованы их рассказы о вере и духовной жизни. Однако монтажеры
искусно вплели слова и лица звезд в пропаганду и использовали в своих
целях. Многие из названный лиц впоследствии заявляли об обмане
сектантов.
Таким образом, мы столкнулись просто с
откровенным мошенничеством со стороны неопротестантских сект в
масштабах РФ. Сектанты ради достижения определенных целей пошли на
обман!
И это не единичный случай. Во всех регионах
страны неопротестантские секты, действуя вкупе с тоталитарными,
прибегают к конфессиональной анонимности. Устраиваются бесплатные
кинопоказы, семинары, др. мероприятия миссионерского характера, и при
этом сектанты предпочитают скрывать свою религиозную принадлежность. А
это противоречит требованиям п.8 ст.8 Федерального закона «О свободе
совести и о религиозных объединениях», запрещающего деятельность
религиозных объединений в условиях конфессиональной анонимности.
Зачем они так поступают? Ответ на этот вопрос кроется в следующем.
По данным социологических опросов в настоящее
время 80-85% населения нашей страны негативно относится к любым сектам.
Сектанты это хорошо знают. Автор данной статьи как-то беседовал с одним
из активистов-миссионеров секты адвентистов 7-го дня, который выражал
возмущение тем, что, дескать, православным легче вести миссионерскую
работу, чем адвентистам; православных пускают в больницы, детские дома
и прочие социальные учреждения, а адвентистов – нет. Закрывают двери,
лишь только узнают, что к ним пришли не православные, а адвентисты.
И это, по их мнению, дает право сектантам идти
на обман: прикрываться социальными организациями и прибегать к
конфессиональной анонимности?
Неопротестантские секты, действующие в России, в
основном пришли к нам с Запада, большинство из них родом из США. Масса
низкопробной религиозной литературы западных авторов печатается в
России. Эта литература несет в себе элементы западной контркультуры,
западные ценности чуждые нам. Русские сектанты подражают западным
авторам при написании своих религиозных книжиц. Иностранные
проповедники, навещающие своих «русских братьев», являют собой некие
образцы в духовном смысле, на которые сектанты желают быть похожими.
Т.е. постепенно шаг за шагом происходит культурное обезличивание нашего
народа. Человек, вступивший в секту западного происхождения, по мере
впитывания в себя учения данной религиозной организации, отчуждается от
своей национальной культуры, от веры отцов.
Немаловажен тот факт, что после вступления в
религиозные организации западного происхождения, многие наши
соотечественники вскоре покидали Россию. По данным статистики
адвентистской секты, как только появилась возможность свободно уезжать
за границу, т.н. неопротестанты стали массово покидать Россию. С 1990г.
по 2000г. из России уехало около 300000 неопротестантов, из них 3000
пасторов. Например, руководитель адвентистской секты в 80-90-х г.г.
М.П.Кулаков, сейчас с семьей живет в США.
Автор этих строк однажды разговаривал со
студентом адвентистской семинарии. И в этом разговоре адвентист
признался, что намерен после окончания учебы уехать в США. Без
сомнения, такие планы на будущее имеют многие учащиеся подобных
заведений.
Помимо того, что наши соотечественники, всецело
меняясь в сектах, изменяют России, деятельность неопротестантских сект
сопровождается оскорбительными для традиционных религий и, прежде
всего, Православной Церкви выпадами.
Уже не первый год в стенах «Заокской духовной
академии» адвентистов седьмого дня проходят т.н. «Заокские чтения». Из
года в год там звучат доклады, оскорбляющие, прежде всего,
православных. На чтениях «Протестантизм в России. Прошлое, настоящее и
будущее», состоявшихся в 2004 году, как ни странно, большая часть
докладов была посвящена не «протестантизму» а направлена против
Православной Церкви. Сектанты и их гости рассуждали о том, как им
мешает культурообразующая Церковь России. Докладчики договорились до
того, что, «гражданин Санин» потопил в крови и огне нарождавшуюся
реформацию в России. Под гражданином Саниным адвентисты имели в виду
Великого русского святого преподобного Иосифа Волоцкого.
В 2005 году на конференции «Протестантизм в
Евразии: гражданское согласие, толерантность и патриотизм (к 60-летию
победы над фашизмом)» докладчиками снова была подвергнута оскорблениям
Русская Православная Церковь, как известно сыгравшая огромную роль в
победе над фашистской Германией. Так, доцент Донецкого университета
Михаил Черенков заявил, что Великая Отечественная война была выгодна
Православной Церкви, стала для нее «спасением», что Церковь занималась
«восхвалением Сталина» и «поддержала геноцид» Советской властью
российских немцев. А доцент российской академии государственной службы
Юрий Зуев обвинил Русскую Православную Церковь в тоталитаризме, в том,
что она насильно «удерживает» паству в своем лоне, оказывает на нее
давление.
В довершение к написанному о деятельности
адвентистов следует привести еще один немаловажный факт. Периодически в
Туле, как и в других российских городах, появляются официальные
материалы «Церкви адвентистов седьмого дня» содержащие откровенные
оскорбления традиционных христианских конфессий. Достаточно обратиться
к листовке «Пророчество и мировая история». В данной листовке, в
частности, Святая евхаристия (одно из главнейших таинств Православной
Церкви, в котором хлеб и вино пресуществляются в истинное тело и кровь
Христовы) названа «вином блудодеяния». Многие православные учения
названы антихристианскими. Все Церкви, кроме адвентистской, названы
частью блудного Вавилона. Мировое зло проиллюстрировано в листовке,
помимо известных политических лидеров, изображением Патриарха
Московского и Всея Руси Алексия II с террористом Бен Ладеном.
Два года назад в Туле в одном из молельных домов
секты баптистов прогремел взрыв. Правоохранительными органами была
названа причина взрыва – утечка природного газа. Но это, видимо, не
удовлетворило определенных лиц. На слушаниях в «Хельсинской комиссии»
Конгресса США представитель Объединения независимых российских
баптистов Андрей Охотин настаивал на версии террористического акта
против баптистов. Он утверждал, что взрыв был совершен преднамеренно, с
целью уничтожения представителей руководства ивановских баптистов,
бывших в те дни в Туле.
После такого рода выступлений незамедлительно
следует реакция Конгресса США, нацеленная на ухудшение репутации
России. В 2006 году Палата представителей Конгресса США выступила с
очередной антироссийской резолюцией. Конгрессмены выразили недовольство
«нарушением прав верующих и ограничением свободы вероисповедания в
России». Суть проекта, подготовленного Хельсинской комиссией Конгресса,
сводилась к тому, что нетрадиционные религии в России ущемлены в плане
регистрации и возможности осуществлять свою деятельность.
Сами лидеры российских неопротестантских сект
довольно часто с нескрываемой ненавистью отзываются о Православной
Церкви. Их высказывания порой граничат с бредом. «Православная церковь
более, чем светская власть подвержена греху подавления волеизъявления
человека в выборе религии!» - это мнение определенного числа
неопротестантских пасторов. Кроме того, часто звучат из уст сектантов
разного рода обвинения Церкви в иных формах тоталитаризма и проч.
Проблема в том, что их послушная паства это все впитывает и несет в
мир.
Еще одним ярким примером деструктивной
деятельности неопротестантских сект, о котором следует упомянуть,
является недавняя кампания против Православной Церкви, развязанная
более чем 30 неопротестантскими сектами Тульской области. Тульские
сектанты, называвшие себя «протестантами» и выступившие от имени
«Объединения протестантских церквей Тульской области», прибегли ко лжи
в российских электронных СМИ, заявляя о погромах их молельных домов. По
их мнению, это произошло в результате информационно-просветительской
деятельности Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ, нацеленной
против сект.
Но никаких погромов, поджогов молельных домов и
битья стекол на самом деле не было. Это официально было подтверждено и
пресс-службой УВД Тульской области.
Неопротестантские секты хотели привлечь к себе
внимание общественности, выставить себя мучениками и, тем самым,
дискредитировать своих оппонентов в лице православных миссионеров. Но
получилось так, что своими действиями сектанты дискредитировали себя.
Они обвиняли сотрудников миссионерского отдела в разжигании религиозной
розни и организации гонений на «протестантские церкви». В своих
Интернет-публикациях прибегали к оскорбительным высказываниям в адрес
сотрудников Тульской епархии.
Ни один из публикуемых сектантами материалов о
разжигании межрелигиозной розни, погромах их молельных домов и пр.,
документально не подтверждался. Все ограничивалось предположениями и
умозаключениями представителей сект, заинтересованных в истерии по
поводу «притеснений протестантов».
Неопротестантские секты как реальную угрозу,
рассматривают и на государственном уровне. Один из разделов Концепции
национальной безопасности Российской Федерации гласит:
«Обеспечение национальной безопасности
Российской Федерации включает в себя также защиту культурного,
духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм
общественной жизни, ... формирование государственной политики в области
духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на
использование эфирного времени в электронных средствах массовой
информации для проката программ, пропагандирующих насилие,
эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя
противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций
и миссионеров» (выделение - А.Я.).
Концепция национальной безопасности Российской
Федерации 2000 года делает акцент на активной силовой роли государства
в противодействии «экономической, демографической и
культурно-религиозной экспансии (выделение - А.Я.) на территории России
со стороны других государств».
Руководящие органы нашего государства признают
необходимость ограничения миссионерской активности зарубежных
религиозных организаций на территории России с целью сохранения
целостности нашей нации, нашего государства. Насколько эффективно эти
предписания выполняются на деле - это вопрос другой.
При кажущейся безобидности неопротестантских
сект на протяжении всей истории их деятельности в России мы находим
неопровержимые факты их деструктивности. Каждому из нас пора осознать,
что названные секты (и это самое опасное!) несут в себе, помимо
прочего, прямую угрозу духовно-нравственному состоянию нашего народа,
что чревато катастрофическими для нас последствиями. Все это делает
необходимым для российского общества определиться в своем отношении к
неопротестантскому сектантству.
Алексей Ярасов
Источник: http://www.sektoved.ru/enciclopedia.php?art_id=51 |