Какой крест правильный?
автор: Екатерина Степанова
Mon, 23 Mar 2009, 10:05
|
«Крест всякой формы есть истинный крест», -- учил преподобный Феодор Студит еще в IX веке.
А в наше время бывает так, что в храмах отказываются принимать записки
с четырехконечными «греческими» крестами, заставляя исправлять их на
восьмиконечные «православные». Существует ли какой-то один,
«правильный» крест? Помочь разобраться в этом мы попросили заведующего
иконописной школой МДА, доцента, игумена ЛУКУ (Головкова) и ведущего
специалиста по ставрографии, кандидата искусствоведения Светлану
ГНУТОВУ.
Каким был крест, на котором распяли Христа?
«Крест -- это символ Страданий Христовых, и не только символ, а орудие, через которое Господь нас спас, -- говорит игумен Лука (Головков). -- Поэтому Крест -- величайшая святыня, через которую совершается Божия помощь».
История этого христианского символа началась с
того, что святая царица Елена в 326 году нашла Крест, на котором был
распят Христос. Однако как точно он выглядел, сейчас неизвестно. Были
найдены лишь две отдельные перекладины, а рядом табличка и подножие.
Пазов или отверстий на перекладинах не было, поэтому возможности
определить, каким образом они крепились друг к другу, нет. «Есть такое
мнение, что этот крест мог быть и в виде буквы “Т”, то есть
трехконечным, -- рассказывает ведущий специалист по ставрографии, кандидат искусствоведения Светлана Гнутова.
-- У римлян была в то время практика распинать на таких крестах, но это
не значит, что Христов Крест был именно таким. Он мог быть и
четырехконечным, и восьмиконечным».
Дискуссия о «правильном» кресте возникла не
сегодня. Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или
четырехконечный, вели православные и старообрядцы, причем последние
называли простой четырехконечный крест «печатью антихриста». В защиту
четырехконечного креста выступил святой Иоанн Кронштадтский,
посвятивший этой теме кандидатскую диссертацию (он защитил ее в 1855
году в СПбДА) «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев»:
«Кто не знает и не чтит Святого Креста о четырех концах от старца и до
отрока? И эту-то общеизвестную форму креста, эту древнейшую святыню
веры, печать всех таинств, как что-то новое, неизвестное нашим предкам,
появившееся вчера, наши мнимые старообрядцы заподозрили, уничижили,
попрали среди белого дня, изрыгая хулы на то, что с самого начала
христианства и доселе служило и служит источником освящения и спасения
для всех. Почитая только крест восьмиконечный, или трисоставный, то
есть прямое древко и на нем три поперечника, расположенные известным
способом, они называют печатью антихриста и мерзостью запустения крест
так называемый четвероконечный, представляющий собою истинную и
употребительнейшую форму креста!»
Св. Иоанн Кронштадтский объясняет: «”Византийский” четырехконечный
крест на самом деле есть крест “русский”, так как, согласно церковному
Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где
крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в
Киеве. Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском
соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава Мудрого,
сына святого Владимира». Но, защищая четырехконечный крест, св. Иоанн
делает вывод, что почитать надо равно и тот и другой, так как
принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет. Игумен
Лука: «В Православной Церкви от формы креста его святость никак не
зависит, при условии, что крест сделан и освящен именно как
христианский символ, а не изначально выполнен как знак, например,
солнца или часть бытового орнамента или украшения. Чин освящения
крестов для того и стал обязательным в Русской Церкви, так же как и
икон. Интересно, что, например, в Греции освящение икон и крестов
необязательно, потому что христианские традиции в обществе более
устойчивы».
Почему мы не носим знак рыбы?
До IV века, пока продолжались гонения на
христиан, открыто делать изображения креста было нельзя (в том числе и
для того, чтобы гонители над ним не надругались), поэтому первые
христиане придумывали способы зашифровать крест. Именно поэтому самым
первым христианским символом стала рыба. По-гречески «рыба» -- Ίχθύς --
акроним греческой фразы «Iησοvς Χριστoς Θεov Υιoς Σωτήρ» -- «Иисус
Христос Божий Сын Спаситель». Изображение двух рыб по сторонам от
вертикального якоря с верхушкой в виде креста использовалось как
секретный «пропуск-пароль» на христианские встречи. «Но рыба не стала
таким же символом христианства, как крест, -- объясняет игумен Лука, --
потому что рыба -- это аллегория, иносказание. Святые отцы на
Пято-Шестом Трулльском Вселенском соборе 691-692 года прямо осудили и
запретили аллегории, поскольку это некое “детоводительное” изображение,
которое только ведет ко Христу, в отличие от прямого изображения самого
Христа -- нашего Спасителя и Креста Христова -- символа Его Страданий.
Аллегории надолго ушли из практики Православной Церкви и лишь через
десять столетий начали вновь проникать на Восток под влиянием
католического Запада».
Первые зашифрованные изображения самого креста
были найдены в римских катакомбах II и III веков. Исследователи
обнаружили, что на гробницах христиан, пострадавших за веру, часто
рисовали пальмовую ветвь как символ вечности, жаровню -- как символ
мученичества (именно такой способ казни был распространен в первые
века) и христограмму -- буквенное сокращение имени Христос -- или
монограмму, состоящую из первой и последней букв греческого алфавита Α
и Ω -- по слову Господа в Откровении Иоанну Богослову: «Аз, есмь Альфа
и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8). Иногда эти символы рисовали
вместе и располагали таким образом, что в них угадывалось изображение
креста.
Когда появился первый «легальный» крест
Святому равноапостольному царю Константину (
IV ) «во сне явился Христос, Сын Божий, с виденным на небе знамением и
повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять
его для защиты от нападения врагов, -- пишет церковный историк Евсевий
Памфил. -- Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно
имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная
рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени
Христос, совмещенные вместе».
|
Голгофский
Крест с Орудиями Страстей. XIX в. Надписи и символы являются кратким
комментарием обстоятельств распятия Господа, объясняющим смысл Его
крестной смерти |
Эти буквы,
названные впоследствии монограммой Константина, царь носил на своем
шлеме. После чудесного явления св. Константин распорядился сделать
изображения креста на щитах своих воинов и установил в Константинополе
три памятных креста с золотой надписью по-гречески «IC.XP.NIKA», что
означает «Иисус Христос -- Победитель». Первый крест с надписью «Иисус»
он установил на триумфальных воротах городской площади, второй с
надписью «Христос» -- на римской колонне, а третий с надписью
«Победитель» -- на высоком мраморном столбе на хлебной площади города.
С этого началось всеобщее почитание Креста Христова.
«Святые образы были везде для того, чтобы,
чаще видимые, они побуждали нас любить Первообраз, -- объясняет игумен
Лука. -- Ведь все, что нас окружает, так или иначе воздействует на нас,
злое и доброе. Святое напоминание о Господе помогает душе устремляться
мыслью и сердцем к Богу».
В от как писал об этих временах свт. Иоанн
Златоуст: «Крест находится везде в славе: на домах, на площади, в
уединении, на дорогах, на горах, на холмах, на равнинах, на море, на
корабельных мачтах, на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, на
пиршествах, на сосудах серебряных и золотых, на драгоценных камнях, на
стенной живописи... так наперерыв все восхищают этот удивительный дар».
|
Распятие
с разбойниками. Фрагмент наперсного креста XIX в. Москва. Данилов
монастырь. В этом иконографическом варианте Распятия по обеим сторонам
от Христа изображены два разбойника, один с опущенной головой, другой –
с повернутой ко Христу – это благоразумный, покаявшийся разбойник,
которому Господь обещал Царствие Небесное |
Интересно, что с тех пор, как в христианском мире появилась возможность
легально делать изображения креста, зашифрованные надписи и
христограммы не исчезли, а перекочевали, как дополнение, на сами
кресты. Эта традиция пришла и в Россию. С XI века под нижней косой
перекладиной восьмиконечного креста-распятия, который устанавливался в
храмах, появляется символическое изображение головы Адама,
погребенного, по преданию, на Голгофе. Надписи являются кратким
комментарием обстоятельств распятия Господа, смысла Его крестной смерти
и расшифровываются так: «М.Л.Р.Б.» -- «место лобное распят бысть»,
«Г.Г.» -- «гора Голгофа», Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость
с губкой, изображаемые вдоль креста. Над средней перекладиной
помещаются надписи: «IС» «ХС», а под ней: «НИКА» -- «Победитель»; на
табличке или около надпись: «СНЪ БЖIЙ» -- «Сын Божий», «I.Н.Ц.И» --
«Иисус Назорей Царь Иудейский»; над табличкой надпись: «ЦРЪ СЛВЫ» --
«Царь Славы». «Г.А.» -- «глава Адамова»; причем кости рук, лежащие
перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или
причащении.
Католическое или православное Распятие?
|
Католическое
Распятие часто пишут более натуралистично. Спаситель изображается
провисшим на руках, делаетс акцент на мученических страданиях и смерти
Христа. На илл.: Матиас Грюневальд. XVI в. |
«Католическое Распятие часто пишут более натуралистично, --
рассказывает Светлана Гнутова. -- Спаситель изображается провисшим на
руках, образ передает мученические страдания и смерть Христа. В
древнерусских же образах Христос изображается Воскресшим и Царствующим.
Христос изображен в силе -- как победитель, держащий и призывающий в
Свои объятия всю Вселенную».
В XVI веке московский дьяк Иван Михайлович
Висковатый даже выступал против крестов, где Христос изображен на
кресте со сжатыми в кулак, а не раскрытыми ладонями. «Христос на кресте
распростер руки, чтобы нас собрать, -- объясняет игумен Лука, -- чтобы
мы устремились к небу, чтобы наше устремление всегда было к горнему.
Поэтому крест -- это и символ собирания нас воедино, чтобы мы были
едины с Господом!»
|
Православная
традиция изображает Христа как Победителя, держащего и призывающего в
Свои объятия всю Вселенную. На илл.: Распятие Христа. Дионисий,
Третьяковская галерея |
Еще одно
отличие католического Распятия -- Христос Распят тремя гвоздями, то
есть гвозди вбиты в обе руки, а ступни ног сложены вместе и прибиты
одним гвоздем. В православном же Распятии каждая нога Спасителя
пригвождена отдельно своим гвоздем. Игумен Лука: « Это достаточно
древняя традиция. В XIII веке на Синае писались заказные иконы для
латинян, где Христос уже был пригвожден тремя гвоздями, а в XV веке
такие Распятия становятся общепринятой латинской нормой. Однако это
только дань традиции, которую мы должны уважать и сохранять, но не
выискивать здесь никакой богословской нагрузки . В Синайском монастыре
иконы Распятого тремя гвоздями Господа находятся в храме и почитаются
наравне с православными распятиями».
Крест -- Любовь распятая
«Иконография креста развивается, как любая
другая иконография. Крест может быть украшен орнаментом или камнями, но
он ни в коей мере не может стать 12-конечным или 16-конечным», --
говорит Светлана Гнутова. «Многообразие форм креста в христианской
традиции -- это многообразие прославления Креста, а не изменения его
смысла, -- объясняет игумен Лука. -- Гимнографы прославили Крест
многими молитвами, так же и иконописцы по-разному прославляют Крест
Господень. Например, в иконописи появилось изображение цаты --
царственной или княжеской подвески в форме полумесяца, у нас она обычно
употребляется на иконах Богородицы и Христа, -- скоро она появилась и
на кресте, чтобы подчеркнуть его царственное значение.
Безусловно, нам нужно использовать кресты,
которые написаны в православной традиции. Ведь крест на груди не только
помощь, к которой мы прибегаем в молитвах, но и свидетельство нашей
веры. Хотя, я думаю, мы можем принимать изображения крестов
древнехристианских конфессий (например, коптов или армян). Католические
кресты, которые после эпохи Возрождения стали слишком натуралистичны по
формам, не совпадают с православным пониманием Христа Распятого как
Победителя, но поскольку это изображение именно Христа -- мы должны с
благоговением к ним относиться».
Как писал св. Иоанн Кронштадтский: «Главное,
что должно оставаться в Кресте, -- это Любовь: «Крест без любви нельзя
мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и на
всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы во храме
Любви, распятой за нас».
Источник: http://www.pravmir.ru/article_3937.html |