Воскрешение Лазаря празднуется Русской
Православной Церковью в шестую субботу Великого поста, накануне
Вербного воскресенья, когда Христос въехал в Иерусалим. Это последнее
великое чудо, сотворенное Иисусом перед началом Страстей, и
рассказывает о нем один только евангелист Иоанн. Многие поверили тогда
в Христа. Услышав о чуде, люди приходили в дом Лазаря, и, увидев
воскресшего, готовы были на руках внести Спасителя в Иерусалим. А
спустя пару дней с такой же фанатичной верой в Его вину перед ними
лично понаблюдать за распятием.
Весть о чуде мгновенно разнеслась по Иудее, так что именно после
воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное
решение убить Иисуса, обнародовав повеление взять Его, как только Он
будет замечен. Причем, это событие так озлобило книжников и
первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и
воскрешенного. Лазарь был вынужден бежать и поселился на острове Кипр,
где, впоследствии, поставлен был апостолами первым епископом Китона, а
Богоматерь подарила ему собственноручно вытканный омофор. Благодаря
Иисусу Лазарь прожил еще 30 лет.
Вход Господень в Иерусалим
Когда были обретены мощи епископа, они лежали в мраморном ковчеге, на
котором было написано: "Лазарь Четверодневный, друг Христов". В 898
году византийский император Лев Мудрый (886 – 911) приказал перенести
мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного
Лазаря, откуда их впоследствии похитили франкские крестоносцы и вывезли
в Марсель. Но в 1970 году под церковью Святого Лазаря в Ларнаке (где и
был первоначально похоронен святой) обнаружили саркофаг, а в нем
человеческий череп. Киприоты позолотили его и выставили в одной из
установленных в храме рак, твердо веря, что это – череп святого Лазаря.
Правы ли они, никто сейчас сказать не может.
Воскрешение Лазаря Иисусом стало прообразом всеобщего воскрешения
человечества, поэтому Лазарева суббота – единственный день в году,
когда воскресное богослужение совершается в субботу. Евангелист Иоанн
изображает это событие как очевидец, с поразительной, почти осязаемой
достоверностью. Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через смерть на
кресте, в этот день предстает ее победителем. А вечером следующего дня
Христос спускается с Елеонской горы, направляясь к стенам Иерусалима.
Под Ним белый осел – символ мира. Христос едет как Царь, несущий
примирение, а галилейские паломники подтверждают это криками: "Осанна
Сыну Давидову! Слава в вышних!" Они машут пальмовыми ветвями – так
принято приветствовать победителя. Они надеются, что Пророк-Мессия даст
им освобождение от власти язычников-римлян.
С болью в сердце обращается Иисус к Иерусалиму: "О, если бы и ты хотя в
сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от
глаз твоих…" Он впервые не отклоняет восторгов толпы. Он ждет,
испытывая сердца человеческие, поскольку знает, что поверить в Него не
поздно до последнего мгновения. Но Он несет Благую Весть, а люди
мечтают о сигнале к революции. Даже Его ученики заражены общей истерией
– они спорят между собой, деля будущие места у трона. Между ними и
Христом образуется пропасть.
Ветка вербы. Шубаров Олег foto.ru
Праздники бывают разные. По словам митрополита Антония (Блюма),
праздник Входа Господня в Иерусалим – это "один из самых трагических
праздников церковного года". Он состоится накануне "страстных дней
Господних, во время, когда сгустилась тьма и когда поднимается заря
нового света, заря вечности, постижимая только тем, кто вместе со
Христом вступает в эту тьму. Это – тьма и полумрак, сумерки, где
перемешалась правда и неправда, где перемешалось все, что только может
быть перемешано: Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный,
исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном
недоразумении".
Казалось бы, вот оно, торжество христианства – Христу покоряется Святой
Город, где Его встречают ликующие толпы народа. Только спустя несколько
мгновений становится понятно, что Тот, Кого они ждали, им не нужен,
потому что Он – не тот. Народ ждет прихода политического вождя,
готового повести к победе над врагом. Земным врагом. Оккупантом их
земли. Римлянином. О победе над гораздо более страшным врагом –
дьяволом – они, возможно, и подумают. Но позже, а совсем не в тот
момент, когда Христос предлагает задуматься о неизбежности духовной
смерти. Поэтому торжество и ликование толп вызывают ощущение потери,
горечи недоразумения. Потому что нам, к сожалению, уже известно, что та
толпа, которая сегодня кричит "Осанна Сыну Давидову!" – через несколько
дней повернется к Нему ненавидящим лицом и будет требовать Его
распятия, а его ученики предадут Его не единожды, пройдут мимо Него, не
узнав, не последовав за Ним.
По словам митрополита Антония, "сегодня, вспоминая вход Господень в
Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога,
пришедшего только с вестью о любви до конца – и отвернулся от Него,
потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что
страшно было так любить, как заповедал Христос, – до готовности жить
для любви и умереть от любви". Это день страшнейшего недоразумения,
день торжества массовой истерии, трожества неверия и нелюбви.
Символическая концентрация тех качеств, которые превалируют в момент,
когда толпе предлагается халява – "хлеб и хрелища". Это тот момент,
откуда каждый начинает выбирать свое место в толпе, через несколько
дней кричащей "Распни, распни Его" с тем же восторгом, что сегодня
"Слава, Осанна!"
И так было, увы, не только во времена Христа. "Под Вербное воскресенье
шли по дороге с гармониями и ругали Бога и Богородицу и веру – все! Я
спросил: "Кто эти люди? – Свои же люди, самые православные, сейчас они
ругают Бога, а родится дитя, идут к попу и кланяются: окрести!" – писал
с горечью в своем дневнике писатель Михаил Михайлович Пришвин.
Между тем, Вербное воскресенье, или праздник "входа Господня в
Иерусалим" – это отнюдь не еще один день Великого поста, когда можно
есть рыбу и пить вино, как принято думать. Это тот самый момент, когда
стоит задать себе вопросы: "Во что, в кого я верю? За кем готов
поледовать? Что для меня является моментом истины?"