МИССИОНЕРСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.Н.КАШМЕНСКОГО В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ
Слотнин В. Е.,
преподаватель Кировской ГМА,
кафедра социальных
наук,
Слотина Н. Н.аспирант
Вятского
социально-экономического института,
ст. лаборант кафедра
социальных наук Кировской ГМА
Вторая половина XIX
в. считается по праву «золотым веком» Вятского комитета Православного
миссионерского общества. Общество возникло в 1865 г. по инициативе одного
из известнейших русских миссионеров – свт. Иннокентия, Митрополита Московского,
для поддержки японской и американской миссий русской православной церкви. Затем общество расширило свою деятельность, направив ее на борьбу с
расколом и христианизацию иноверцев
России. Цель общества определялась как содействие «православным миссиям в деле обращения в
православную веру и утверждения обращенных как в истинах святой веры, так и
правилах христианской жизни»[1,c.57].
Вятский комитет Православного миссионерского общества был основан в мае 1870 г. по благословлению
еп. Аполлоса и при поддержке губернатора В. И. Чарыкова.
Одним из самых значительных представителей миссионерского движения на
Вятской земле был Стефан Никифорович
Кашменский (1817-1886). Он окончил
Киевскую Духовную Академию, после чего поступил преподавателем логики и
психологии в Вятскую духовную семинарию. В 1846 г. принял священный сан
с назначением в одну из городских церквей. Пастырское служение он продолжал
совмещать с преподаванием в семинарии до 1853 г., когда был переведен на место законоучителя
Вятской мужской гимназии. В 1866
г. он был определен кафедральным протоиреем, а в августе 1867 г. оставил должность
законоучителя и полностью посвятил себя миссионерско-противораскольнической
деятельности.
Именно С. Кашменский обратил внимание на то, что миссионеры не имеют
достаточного образования, чтобы вести убедительную дискуссию с хорошо
подготовленными начетчиками из старообрядцев. Поэтому часто они были
«опозорены» в таких спорах расколоучителями, а староверы только упрочивались в
своем учении. Напротив, как показал опыт Кашменского, начетчики под любым
предлогом избегают встречи с хорошо подготовленным миссионером, боясь потерпеть
поражение в споре и потерять авторитет в глазах своей общины.
С. Кашменский разработал программу обучения молодежи из крестьян для помощи священникам в борьбе с расколом.
Расчет был прост: крестьянина начетчики-староверы не воспринимают так
враждебно, как православных священников, значит, избегать дискуссии не будут. Для этого Кашменский предлагал открыть в Вятке
противораскольническое училище, с чем и обратился в 1875 г. к еп. Апполосу. К
концу 1875 г.
в первой миссионерской школе обучалось 18 юношей из тех уездов губернии,
которые были «наиболее заражены расколом». Обучение велось ежегодно с 12 ноября
по 24 апреля. Учащиеся изучали отрывки из старопечатных книг, заучивали их с
верным (православным) толкованием, так как «справедливость требует, чтобы в
собеседованиях со старообрядцами мы ссылались на книги старинные,
дониконовские…» [2,c.58].
Для нужд училища о. Стефан издавал книги: «Жизнь патриарха Никона», «Краткое
руководство к беседе с мнимыми старообрядцами» и др.[3]. Талантливо написанные
они многократно переиздавались и получили общероссийскую известность[4, c.269-274].
Помимо педагогической, Кашменский
вел активную личную миссионерскую деятельность. В качестве епархиального
миссионера он изъездил все губернию, ведя беседы с раскольниками. По итогам
своих поездок Кашменский регулярно писал дневники и публиковал их в «Вятских
епархиальных ведомостях»[5]. В работе со староверами о. Стефан призывал
миссионеров к терпению: «В беседе надо особенно воздерживать себя от
раздражительности и укоризн. Раздражительность наша делает нас менее способными
вникать спокойно и обстоятельно в речи собеседника и затрудняет нас давать ему
ответы надлежащие. А укоризны с нашей стороны отнимают у нашего собеседника
доверие к нам и желание слушать нас»[6, c.57].
Особое внимание, по мнению о. Стефана, необходимо уделять молодежи из
старообрядческой среды, которая не присоединяется к церкви из послушания своим
родителям. При беседе с ними Кашменский прибегал к такому убеждению: «Но
слушать родителей, отвергающих неодолимость церкви и учащих, будто и без
причащения можно наследовать жизнь вечную, значит призираться Богу, то есть противиться
Богу, восстать на Бога…Поэтому дети сделают лучше для своих родителей, а для
умерших родителей лучше и угоднее, если последуют слову Божию,
обратятся к святой церкви и в ней будут молиться о заблуждавших родителях
своих»[7, c.60-61]. В
этом вопросе его поддерживали и другие миссионеры, например еп. Сарапульский
Палладий [8],
преподаватель семинарии Ст. Немерцаев. Последний, в частности, писал о
приверженности к староверчеству молодежи, что «старые обряды вполне подобны
виноградному вину; они употребляются единоверцами, находящимися в единении с
православной церковью для спасения души, а старообрядцам, которые настаивают на
исключительном их употреблении, они служат во вред, делают их врагами церкви и
производят церковный раздор, подобно тому как не в меру употребленное вино
вредит человеку и служит причиной
семейных несогласий…» [9,c.
40].
31 октября 1882 г.
по инициативе Кашменского в Вятке было
создано Братство Святителя и Чудотворца Николая. Цель Братства: «Распространять
между крестьянами Вятской губернии извлеченные из старинных книг сведения об
обрядах и догматах православной веры, нужные для мирных бесед со
старообрядцами, отпадшими от Святой Церкви»[10, c.409-410], однако деятельность Братства
этой целью не ограничивалась; особое внимание уделялось духовно-нравственному
просвещению молодежи, открытию миссионерских школ в уездах.
Братство состояло под непосредственным покровительством епархиального
архиерея и вятского губернатора, а с 1885 г. под покровительством великого князя
Сергея Александровича.
Главным достижением Братства стало создание по епархии разветвленной
системы братских школ для детей.
Программа обучения в них примерно соответствовала церковно-приходским школам.
Отличие состояло в углубленном изучении вопросов, связанных с расколом. К 1894 г. в школах Братства училось около 1
тысячи человек, из них 142 человека (около 14%) молодежи из старообрядцев [11].
Братство стремилось вести широкую просветительскую деятельность и за
пределами своих школ. В частности, большое внимание уделялось изданию и
приобретению недорогих книг и брошюр в большом количестве с бесплатной их
раздачей [12,c.149].
Многие миссионеры, члены братства, для борьбы со староверием активно
использовали такую меру, как организация религиозно-нравственных собеседований,
– как публичных, так и индивидуальных. Активную работу в данном направлении
вели священники Стефан Попов, Павел Тронин, Ефрем Александров, Федор Тихвинский
и др. Религиозно-нравственные собеседования проводились на разнообразные темы:
о страданиях и мученической смерти Иисуса Христа, силе крестного знамения, необходимости
принятия и почитания четырехконечного
креста и т.д. После бесед устраивались хоровые религиозные песнопения [13].
По образцу Братства Святителя и Чудотворца Николая в 1893 г. в Сарапуле было
создано Вознесенское братство, которое также заботилось о поддержании и
усилении противораскольничьей деятельности духовенства.
Об успехах деятельности Миссионерских обществ могут служить следующие
данные: если в 1865 г.
из 47 338 старообрядцев к
православию присоединилось 53 человека [14], то в 1895 г. из 82 433
человек уже 409, преимущественно молодежь,
перешли в православие [15, c.54].
Список литературы:
|