Четверг, 28.03.2024
Вятская Переправа
Меню сайта
Категории раздела
2009 год [6]
2011 год [8]
Наш опрос
Как Вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 336
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Материалы конференции "Уржум Православный" » 2011 год

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.Н.КАШМЕНСКОГО В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ - Слотин В.Е. и Слотина Н.Н.

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.Н.КАШМЕНСКОГО В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ

Слотнин В. Е., преподаватель Кировской ГМА, 

кафедра социальных наук,

Слотина Н. Н.аспирант

Вятского социально-экономического института,

ст. лаборант кафедра социальных наук Кировской ГМА

Вторая половина XIX в. считается по праву «золотым веком» Вятского комитета Православного миссионерского общества. Общество возникло в 1865 г. по инициативе одного из известнейших русских миссионеров – свт. Иннокентия, Митрополита Московского, для поддержки японской и американской миссий русской православной церкви.   Затем общество расширило  свою деятельность, направив ее на борьбу с расколом и христианизацию  иноверцев России. Цель общества определялась как содействие  «православным миссиям в деле обращения в православную веру и утверждения обращенных как в истинах святой веры, так и правилах христианской жизни»[1,c.57]. Вятский комитет Православного миссионерского общества был основан в мае 1870 г. по благословлению еп. Аполлоса и при поддержке губернатора В. И. Чарыкова.

Одним из самых значительных представителей миссионерского движения на Вятской земле был  Стефан Никифорович Кашменский (1817-1886). Он  окончил Киевскую Духовную Академию, после чего поступил преподавателем логики и психологии в Вятскую духовную семинарию. В 1846 г. принял священный сан с назначением в одну из городских церквей. Пастырское служение он продолжал совмещать с преподаванием в семинарии до 1853 г., когда был переведен на место законоучителя Вятской мужской гимназии. В 1866 г. он был определен кафедральным протоиреем,  а в августе 1867 г. оставил должность законоучителя и полностью посвятил себя миссионерско-противораскольнической деятельности.

Именно С. Кашменский обратил внимание на то, что миссионеры не имеют достаточного образования, чтобы вести убедительную дискуссию с хорошо подготовленными начетчиками из старообрядцев. Поэтому часто они были «опозорены» в таких спорах расколоучителями, а староверы только упрочивались в своем учении. Напротив, как показал опыт Кашменского, начетчики под любым предлогом избегают встречи с хорошо подготовленным миссионером, боясь потерпеть поражение в споре и потерять авторитет в глазах своей общины.

С. Кашменский разработал программу обучения молодежи из крестьян  для помощи священникам в борьбе с расколом. Расчет был прост: крестьянина начетчики-староверы не воспринимают так враждебно, как православных священников, значит, избегать дискуссии не будут.  Для этого Кашменский предлагал открыть в Вятке противораскольническое училище, с чем и обратился в 1875 г. к еп. Апполосу. К концу 1875 г. в первой миссионерской школе обучалось 18 юношей из тех уездов губернии, которые были «наиболее заражены расколом». Обучение велось ежегодно с 12 ноября по 24 апреля. Учащиеся изучали отрывки из старопечатных книг, заучивали их с верным (православным) толкованием, так как «справедливость требует, чтобы в собеседованиях со старообрядцами мы ссылались на книги старинные, дониконовские…» [2,c.58]. Для нужд училища о. Стефан издавал книги: «Жизнь патриарха Никона», «Краткое руководство к беседе с мнимыми старообрядцами» и др.[3]. Талантливо написанные они многократно переиздавались и получили общероссийскую известность[4, c.269-274].

 Помимо педагогической, Кашменский вел активную личную миссионерскую деятельность. В качестве епархиального миссионера он изъездил все губернию, ведя беседы с раскольниками. По итогам своих поездок Кашменский регулярно писал дневники и публиковал их в «Вятских епархиальных ведомостях»[5]. В работе со староверами о. Стефан призывал миссионеров к терпению: «В беседе надо особенно воздерживать себя от раздражительности и укоризн. Раздражительность наша делает нас менее способными вникать спокойно и обстоятельно в речи собеседника и затрудняет нас давать ему ответы надлежащие. А укоризны с нашей стороны отнимают у нашего собеседника доверие к нам и желание слушать нас»[6, c.57].

Особое внимание, по мнению о. Стефана, необходимо уделять молодежи из старообрядческой среды, которая не присоединяется к церкви из послушания своим родителям. При беседе с ними Кашменский прибегал к такому убеждению: «Но слушать родителей, отвергающих неодолимость церкви и учащих, будто и без причащения можно наследовать жизнь вечную, значит призираться Богу, то есть противиться Богу, восстать на Бога…Поэтому дети сделают лучше для своих родителей, а для умерших родителей  лучше  и угоднее, если последуют слову Божию, обратятся к святой церкви и в ней будут молиться о заблуждавших родителях своих»[7, c.60-61]. В этом вопросе его поддерживали и другие миссионеры, например еп. Сарапульский Палладий [8], преподаватель семинарии Ст. Немерцаев. Последний, в частности, писал о приверженности к староверчеству молодежи, что «старые обряды вполне подобны виноградному вину; они употребляются единоверцами, находящимися в единении с православной церковью для спасения души, а старообрядцам, которые настаивают на исключительном их употреблении, они служат во вред, делают их врагами церкви и производят церковный раздор, подобно тому как не в меру употребленное вино вредит человеку и служит  причиной семейных несогласий…» [9,c. 40].

31 октября 1882 г. по инициативе Кашменского  в Вятке было создано Братство Святителя и Чудотворца Николая. Цель Братства: «Распространять между крестьянами Вятской губернии извлеченные из старинных книг сведения об обрядах и догматах православной веры, нужные для мирных бесед со старообрядцами, отпадшими от Святой Церкви»[10, c.409-410], однако деятельность Братства этой целью не ограничивалась; особое внимание уделялось духовно-нравственному просвещению молодежи, открытию миссионерских школ в уездах.

Братство состояло под непосредственным покровительством епархиального архиерея и вятского губернатора, а с 1885 г. под покровительством великого князя Сергея Александровича.

Главным достижением Братства стало создание по епархии разветвленной системы братских  школ для детей. Программа обучения в них примерно соответствовала церковно-приходским школам. Отличие состояло в углубленном изучении вопросов, связанных с расколом.  К 1894 г. в школах Братства училось около 1 тысячи человек, из них 142 человека (около 14%) молодежи из старообрядцев [11].

Братство стремилось вести широкую просветительскую деятельность и за пределами своих школ. В частности, большое внимание уделялось изданию и приобретению недорогих книг и брошюр в большом количестве с бесплатной их раздачей [12,c.149][1]. Многие миссионеры, члены братства, для борьбы со староверием активно использовали такую меру, как организация религиозно-нравственных собеседований, – как публичных, так и индивидуальных. Активную работу в данном направлении вели священники Стефан Попов, Павел Тронин, Ефрем Александров, Федор Тихвинский и др. Религиозно-нравственные собеседования проводились на разнообразные темы: о страданиях и мученической смерти Иисуса Христа,   силе крестного знамения, необходимости принятия и почитания  четырехконечного креста и т.д. После бесед устраивались хоровые религиозные песнопения [13].

По образцу Братства Святителя и Чудотворца Николая в 1893 г. в Сарапуле было создано Вознесенское братство, которое также заботилось о поддержании и усилении противораскольничьей деятельности духовенства.

Об успехах деятельности Миссионерских обществ могут служить следующие данные: если в 1865 г. из 47 338 старообрядцев  к православию присоединилось 53 человека [14], то в 1895 г. из 82 433 человек уже 409, преимущественно молодежь,  перешли в православие [15, c.54].

Список литературы:

1.       Вятские епархиальные ведомости (ВЕВ). – 1870.- № 3 (отд.неоф).

2.       Краткое руководство к собеседованию с мнимыми старообрядцами, отпадшими от святой Церкви./ Составленное Главным миссионером Вятской епархии, изданным кафедральным протоиреем Стефаном Кашменским. Изд. 3-е., перераб. и доп..-Вятка: Тапография Куклина, 1882.

3.       Кашменский С. «Жизнь патриарха Никона», «Краткое руководство к беседе с мнимыми старообрядцами», «Обращение к мнимым старообрядцам отложимшимися от святой церкви», «Систематичесуий свод учения святых отцов церкви о душе человеческой» и др.

4.       Миссионерская деятельность в Вятской епархии в 1876 г.// Вятские епархиальные ведомости.- 1876.- № 10 (отд. духовн.-лит.).

5.       ВЕВ.- 1873. - №18 (отд. дух.лит).-с. 605-656; ВЕВ.-1876. - №16-21; ВЕВ. – 1878. - №10. – с. 255-256; ВЕВ- 1876 - № 13-15; ВЕВ- 1872. - №4. – с. 78-103; ВЕВ.- 1873. - № 21. – с. 676-716. и др.

6.       Краткое руководство к собеседованию с мнимыми старообрядцами, отпадшими от святой Церкви./ Составленное Главным миссионером Вятской епархии, изданным кафедральным протоирее Стефаном Кашменским. Изд. 3-е., перераб. и доп..-Вятка: Типография Куклина, 1882.

7.       Краткое руководство к собеседованию с мнимыми старообрядцами, отпадшими от святой Церкви./ Составленное Главным миссионером Вятской епархии, изданным кафедральным протоирее Стефаном Кашменским. Изд. 3-е., перераб. и доп..- Вятка: Типография Куклина, 1882.

8.       Палладий. Толкование на книгу святого пророка Амоса. Вып. 2.- Вятка: печатня Красовского, 1873. – 27 с.

9.       Немерцаев Ст. О жестокословных порицаниях на некоторые именуемые старые обряды, содержащиеся в полемических сочинениях прежнего времени. – Вятка: Типография Куклина (бывшая Красовского), 1887.

10.    Ратьков-Рожнов В. Наброски о десятилетней деятельности юного по учреждению Братства Святителя и Чудотворца Николая в г. Вятке // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1894 г.

11.    Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 574. Оп.2. Д.94.Л.59.

12.    Машковцева В.В. Миссионерская деятельность Вятского Братства Святителя и Чудотворца Николая среди старообрядцев// Вест. ВятГГУ.- Киров, 2003.- № 8.

13.    ГАКО. Ф. 237. Оп. 203. Д. 424. Лл.125-126.

14.    ГАКО. Ф. 574. Оп.1. Д. 271.Л 64.

15.    Приложение к всеподданнейшему отчету Вятского губернатора за 1895 г. – Вятка,1896 г.

 



[1] Машковцева В.В. Миссионерская деятельность Вятского Братства Святителя и Чудотворца Николая среди старообрядцев// Вест. ВятГГУ.- Киров, 2003.- № 8. – с. 149.

Категория: 2011 год | Добавил: священник_Андрей (31.08.2011)
Просмотров: 1544 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Block title
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024