Четверг, 28.03.2024
Вятская Переправа
Меню сайта
Категории раздела
Официоз [6]
Храм Божий [4]
Наш опрос
Как Вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 336
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Благочиние » Храм Божий

Вопрос Архиерею. Новые ответы

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин

 

В Пензенской области есть батюшка Кронид. Знаю о том, что он проводит отчитки по нескольку раз в неделю, дает советы в важных делах. Моя судьба зависела от него: мой будущий муж решил получить у него благословение на брак со мной. Три года назад мы ездили в Пензу и были у отца Кронида, который дал благословение на брак. Хорошо, что дал, ведь мой муж был настроен полностью послушаться его совета и расстаться со мной в случае, если он не благословит. Сейчас мы уже два года, как венчанные, у нас растет сын. Но все-таки меня мучает вопрос: стоит ли туда ездить? Моя свекровь периодически туда ездит на отчитки! Зачем это нужно? Мы были на отчитке, больше я туда не хочу! Расскажите, пожалуйста, что это такое —«отчитка», когда она необходима? Правильно ли, что на отчитки приезжают автобусами? Ирина

— Уважаемая Ирина! Ваши опасения совсем не беспочвенны. Прежде всего, скажу, что такое «отчитка». «Отчитка» — это простонародное название чинопоследования, проводимого по благословению Правящего Архиерея, тем или иным священником, над людьми, страдающими беснованием, то есть одержимыми бесом. Распознать таких людей довольно просто: они бросаются на окружающих, лают, разговаривают «чужими» голосами, особенно часто это происходит при приближении к святыне: в храме, во время чтения Евангелия и т.д. Беснование попускается Господом по разным причинам, но даже такое тяжкое состояние может вести ко благу самого человека. Вот как пишет об этом старец Паисий Святогорец: «…Человек, в котором есть нечистый дух, не только мучится, искупая свои грехи (или приобретает венец, если он сам не был причиной своего состояния), но по необходимости и смиряется перед людьми. Бог в конце концов освобождает его, так что его душа получает сугубую пользу».

Случаи беснования достаточно редки, по крайней мере, количество действительно одержимых неизмеримо меньше, чем количество тех людей, которые по каким-то причинам стремятся попасть на отчитку. Эта «мода» на отчитки, по-видимому, раздувается теми, кто превратил эти автобусные поездки в доходный бизнес. Мне, мягко говоря, непонятны и действия некоторых священнослужителей, проводящих массовые отчитки над людьми, по-настоящему нуждающимися не в том, чтобы из них «изгнали бесов», а в элементарном просвещении, в знаниях о Церкви и о том, что же такое подлинная духовная жизнь.

В нашей стране выросло уже несколько поколений людей, насильно оторванных от своих христианских корней, от Церкви. А поскольку потребность в религиозном освящении жизни изначально присуща человеку, эту «пустоту» заполнили всевозможные околорелигиозные, полуоккультные представления и мифы, в которых перемешаны правда и ложь.

Поэтому ситуацию, когда люди регулярно ездят на отчитку, чтобы «поправить здоровье» или «избавиться от дурных привычек», как они говорят, нельзя считать нормальной. Я знаю примеры, когда здоровые люди отправлялись на отчитку и на самом деле становились бесноватыми. В любом случае, отчитка — это не то, что может заменить полноценную духовную жизнь, участие в церковных Таинствах, работу над своим сердцем, которой учит нас святая Церковь.

 

С мужем прожили 31 год, венчанные, верующие, трое детей. В семью приехала жить свекровь, и начались скандалы. Мужу словно завязали глаза, он перестал верить семье, то есть мне, детям. Когда в семье ругань и скандал, ей становится хорошо, она ходит веселая и радостная. Муж начал поднимать руки на меня и взрослых дочерей, обзывать, мы чуть не развелись. Свекрови 76 лет, она в полном здравии и уме. Помогите, подскажите, что делать?

Ответ, который я могу дать — только терпеть свекровь. Очень часто матери слишком «по-хозяйски» относятся к своим детям (неважно при этом, сколько им лет), даже испытывают ревность, зависть к тому порядку, к тому ладу, который есть в их семьях. Но, тем не менее, надо как-то терпеть ее, потому что другого выхода нет: если возможно, в чем-то уступить, сделать все возможное, чтобы расположить свекровь к себе, молиться о ней.

В каком-то смысле эта ситуация — испытание Вашей веры, ведь заповеди Божии (Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле (Исх. 20, 12); любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас (Мф. 5, 44)) даны нам без всяких оговорок и поправок на то, насколько хороши наши родители.

 

Я очень почитаю святую блаженную матушку Матрону. И когда была у нее, попросила о хорошем муже, верующем и с финансовым достатком. Но по прошествии времени услышала, что с такими просьбами к ней не обращаются. Скажите, пожалуйста, так ли это?

Не стоит «конкретизировать» свои молитвы подобным образом. Святые являются только посредниками, ходатаями за нас; не святые, а Бог подает что-то человеку по их молитвам. И нужно всегда просить у Бога помощи в несении своего жизненного креста, просить, чтобы происходило в нашей жизни то, что нам полезно, то, что мы сможем понести. Даже если мы молимся, по немощи своей, все же желая чего-то конкретного, нужно предавать себя в руки Божии и завершать молитву словами: «Но не чего я хочу, но Ты, Господи. Да будет святая воля Твоя». Вот это — правильная молитва. Не стоит относиться к святым, как к продавцам в супермаркете, которые дадут нам тот товар, который нам хочется. Просьбы о слишком конкретных и, тем более, материальных вещах оскорбляют величие Божие.

 

Я поругалась со своим молодым человеком, он меня оставил. Есть ли молитва, благодаря которой мой парень мог бы вернуться? Татьяна

Уважаемая Татьяна! К сожалению, Вы неправильно относитесь к Богу и к самому понятию «молитва». Молитва — это разговор человеческой души с Богом, который включает в себя не только просьбы. И уж тем более это — не словесная комбинация, благодаря которой можно получить тот или иной заранее известный результат.

В Вашем случае надо просто постараться примириться с происшедшим, осознав свой грех, неправоту. Только после этого можно попытаться попросить прощения у человека, которого Вы обидели. Еще более необходимо — принести покаяние, примириться с Богом в таинстве исповеди. И далее надо просто положиться на волю Божию. Может быть, Вам не стоило связывать свою жизнь с этим человеком и Господь, устраивающий все к нашему благу, избавил Вас таким образом от каких-то более тяжелых обстоятельств.

 

Как я могу помочь самой себе избавиться от страха смерти? Периодически меня охватывают сомнения: а вдруг после смерти ничего нет? И тогда на меня накатывает какой-то совершенно черный ужас. Пожалуйста, дайте совет, как мне справиться с этими страхами? Как мне справиться с собой?

Страх смерти в таком его неправильном, нехристианском варианте, о котором Вы пишете, присутствует в той или иной мере у каждого человека. Благодаря житиям святых мы знаем, что даже великие угодники Божии по временам испытывали подобные чувства. Их появление — лишнее доказательство того, что наше человеческое естество — падшее: разного рода страхи, чаще всего, являются следствием нашей греховности. Такой животный страх смерти обычно бывает у человека, который грешит и не хочет расстаться со своими грехами.

Конечно же, с этим страхом необходимо бороться, потому что мы — верующие люди, мы верим в будущую жизнь, которую дарует нам Господь, и ожидаем ее, как поется в Символе веры. Это предмет нашей веры, наше упование. Здесь и проверяется, насколько наша вера сильна. А бороться со страхом следует так же, как и с любой другой нашей немощью: молиться Богу об избавлении от нее, приступая к Таинствам покаяния и Причащения.

 

Управляющий городом высказался за строительство крематория. Не пора ли Церкви возвысить свой голос против этого кощунственного предложения? Почему в России, самой большой по площади стране, не хватает места для могил?

Общаясь с управляющим городом, я категорически возражал против строительства крематория. Позиция Церкви в этом вопросе — абсолютно четкая. Я тоже считаю, что усопших следует хоронить достойно, по-христиански, и в такой громадной стране, как Россия, места для погребения умерших вполне достаточно. К сожалению, похоронное дело превратилось в нашей стране в доходный бизнес, и строительство крематория, как и любая другая стройка, тоже дело прибыльное. Поэтому вопрос о том, насколько нас — и Церковь, и общество — готовы слышать те, кто ратует за этот бизнес — очень сложный. Но, думаю, что вместе мы сможем что-то сделать. Спасибо Вам за поддержку.

 

Правда, что Православная Церковь, которая говорит о духовном возрождении России, настояла на том, что бы 30-ю школу закрыли, а здание передали Православной гимназии? Почему это было сделано после того, как школу отремонтировали руками учеников за счет родителей? Куда теперь деваться учителям, которые там работают? А детям? Разве это справедливо?

Дело обстоит не совсем так. Действительно, в Саратове и области закрыта уже не одна школа, а сам процесс закрытия так называемых «малокомплектных» (или не соответствующих каким-то другим нормам) школ в нашей стране инициирован государством и является следствием так называемой реформы образования. В городе за последние годы закрыты несколько школ, и приготовлено к закрытию еще не менее десятка.

Другое дело, что мы, как я считаю, совершенно правомочно настаиваем на том, чтобы здания, построенные Церковью, по возможности были ей возвращены государством. Здание сегодняшней 30-я школы — это здание церковно-приходской школы Покровского храма. И если школу закроют, мы настаиваем, чтобы его вернули, тем более, что наша православная Покровская гимназия скитается по городу, не имея собственного помещения. Ее размещение в этом здании будет просто актом восстановления исторической справедливости.

А что касается других Ваших вопросов — ни детей, ни учителей, конечно же, никто не будет выгонять на улицу. По закону детям обязаны предоставить новое помещение для занятий, а педагогам — работу по специальности, тем более, что несколько школ в районе будут укрупнять. Этот процесс от нас не зависит.

 

Можно ли развенчать моего гражданского мужа с первой женой, если он не живет с ней более 10 лет? Он уже был женат второй раз и тоже развелся. Мы у него третьи (у нас общий сын 4 года). Когда он собирался жениться второй раз, ему в развенчивании отказали. Возможно ли это сейчас, так как мы живем вместе уже более 5 лет и собираемся узаконить наши отношения? После того как мужа не развенчали, он перешел в католичество. И я, и ребенок православные. Хотела бы, чтобы семья была едина в вероисповедании. Что для этого нужно?

Прежде всего Вам следует разобраться для себя в том, что такое венчание. Это не замена регистрации в ЗАГСе, не дополнение к ней и не просто красивая церемония, которую можно повторять сколько угодно раз. В Таинстве брака (венчания) Церковь благословляет жениха и невесту на совместную жизнь, на рождение и воспитание детей, при этом супруги обещают Богу, что они будут верны друг другу всю жизнь. С этого момента они уже не два разных человека, но «единая плоть», которую не может и не должен пытаться разлучить никто из людей. Сам Господь сказал в Евангелии: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Церковные Таинства не имеют обратной силы, поэтому по канонам Церкви никаких развечаний не предусматривается. Церковь может только со скорбью констатировать тот факт, что брак распался, например, ввиду неверности одного из супругов. В случае, если одна из сторон не виновата, ей разрешается повторный церковный брак.

Для Вашего, как Вы пишете, «гражданского мужа», это уже третья попытка создания семьи. И поскольку Вы пишете, что «ему в развенчании отказали», я полагаю, что он и был той стороной, которая виновна в разрушении брака, и теперь уже не одного. Для того, чтобы семья была едина в вере, я могу Вам посоветовать только одно: прочитать Евангелие, познакомиться с жизнью Церкви (основные сведения о Таинствах есть и на нашем сайте), принести покаяние в грехах, одним из которых является так называемый «гражданский брак» — сожительство, которое не является браком ни с точки зрения Церкви, ни с точки зрения государственного гражданского законодательства. Предупреждая людей об этом, Церковь поступает при этом не как «враг простого человеческого счастья», а скорее, как опытный врач, который знает, что люди, которые ведут греховный образ жизни, наносят тем самым себе и друг другу тяжелые и опасные раны.

Обратитесь с прошением в каноническую комиссию той епархии, на территории которой проживаете. В исключительных случаях Церковь может благословить третий брак. Если же, по рассмотрении всех обстоятельств, каноническая комиссия и правящий архиерей епархии придут к выводу, что это невозможно, смиритесь с этим и ограничьтесь заключением реального гражданского брака (в ЗАГСе), который также признается Церковью. Находясь в браке, Вы сможете вести церковную жизнь, участвуя в Таинствах покаяния и причащения, воспитывая в вере своих детей. Что же касается «перехода» Вашего будущего супруга в католичество, насколько можно понять из Вашего письма, из какого-то чувства протеста, мне вообще непонятен этот его шаг (непонятно, и в чем заключался этот «переход»). Для Католической Церкви без всяких оговорок возможен только один-единственный брак, повторное венчание исключено в принципе. Православная Церковь, допуская второбрачие, снисходит к человеческой немощи, поэтому в чине венчания второбрачных читаются особые покаянные молитвы.

 

Ваше Преосвященство! Хотелось бы узнать о ситуации вокруг строительства храма в Комсомольском поселке г. Саратова. Здесь проживает порядка 40 тысяч человек, рядом пригородные поселки. До ближайших храмов на транспорте добираться примерно час, что пожилым и больным людям очень трудно. В конце концов, раз пока нет возможности построить большой храм в этом месте, можно же организовать что-то поскромнее. Михаил

Уважаемый Михаил, ситуация со строительством храма в Комсомольском поселке — и моя боль. Мы более двух лет занимаемся оформлением документов на землю и до сегодняшнего дня еще не смогли добиться разрешения на строительство. Несмотря на это, мы обязательно поставим там, как в некоторых других районах, временный храм, в котором будет совершаться богослужение. Я вам это обещаю.

 

1. Я прихожанин Покровского храма Саратова с 1993 года. Мне очень нравилась икона Богородицы, которую Вы сейчас передали в г. Петровск. Она была такая необычная, как говорили «рафаэлевская». Зачем Вы это сделали?
2. Мне кажется, слово Божие должно звучать в храме. Но когда на воскресной литургии молодые диаконы, стоя спиной к верующим, тихими голосами на церковнославянском читают Евангелие, то почти ничего не слышно. Почему не работает акустическая система, хотя бы на воскресной службе? Почему нельзя поставить телевизионный экран, на котором высвечивались бы читаемые тексты Евангелия?
3. Почему такие слабые проповеди на воскресной службе? Молодые священники не очень красноречивы (мягко говоря), и, по-моему, плохо готовятся к проповеди. Может быть, пусть лучше читают что-нибудь из творений святых отцов? Анатолий Борисович.

Уважаемый Анатолий Борисович! Отвечаю на Ваши вопросы по порядку.

1. Я знаю, что икона, которую Вы называете «рафаэлевской», нравилась многим прихожанам, но все-таки такое письмо не характерно для православного храма. Новый образ Божией Матери, который был написан специально для Покровского храма, является полностью каноническим, и я надеюсь, что прихожане тоже со временем его полюбят. Передача же иконы из храма в храм — нормальное, традиционное явление.

2. Действительно, слово Божие должно звучать в храме, и я постараюсь сделать так, чтобы акустическая система в Покровском храме, самом большом в нашей области, работала. Что касается церковнославянского языка — такова традиция Русской Православной Церкви. Если мы начнем читать Евангелие и служить на русском, боюсь, в Церкви мало кто останется: люди подумают, что Церковь захвачена обновленцами. Это же относится и к телевизионному экрану, на котором бы высвечивались читаемые тексты. Вряд ли такое нововведение будет принято: это все-таки храм, а не зал ожидания. Мы нарушили бы тем самым святость места и вызвали бы массу вопросов у людей.

3. Я не согласен с тем, что все священники Покровского храма не очень красноречивы. Есть те, кто лучше проповедует, есть и те, кто, может быть, должен еще учиться. Что касается творений святых отцов — благодарю за совет.

 

Что такое «молитва по соглашению»? В каких случаях она читается?

Молитва по соглашению печатается сегодня во многих молитвословах. Обычно несколько человек договариваются читать ее в одно и то же время в случае трудной ситуации, например, когда тяжело болен кто-то из близких.

Это некий аналог общественной молитвы: так люди, которые не могут физически собраться вместе, все же делают попытку преодолеть расстояние, вознести совместную молитву Богу, основываясь на словах Спасителя: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).

По сути молитва по соглашению — это благочестивый обычай, который стал распространяться в последнее время. Она не является особым церковным правилом, необходимым для исполнения, но в то же время в этом обычае нет ничего противного благочестию и вере.

 

В 2002-ом году на праздновании дня рождения одной международной компании выступал секретарь отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества отец Антоний. Он от имени священноначалия Русской Православной Церкви пожелал помощи Божией во всех трудах нашей компании. Мне часто приходится слышать от моих знакомых, очень набожных верующих людей, что бизнес это грешное дело, а деньги зло. А тут благословляют бизнес от имени Церкви! Что Вы по этому поводу думаете?

Я думаю, что «набожные верующие люди», которые говорят, что бизнес — грех, а деньги — зло, несколько превышают свои полномочия, говоря это от имени Церкви. Бизнес на самом деле — это человеческий труд. И ни Церковь никогда не говорила, что труд является грехом, ни в Слове Божием нет на это никаких указаний. А деньги — это эквивалент человеческого труда. Проблема не в том, что деньги существуют на свете, а в том, как люди относятся к этим деньгам. Если они готовы идти на преступление вплоть до убийства других людей для того, чтобы деньги заработать, исповедуют принцип «деньги не пахнут», если в бизнесе для них нет моральных норм — это одно. А если люди получают за свой труд адекватную зарплату — совершенно другое. И я думаю, что Церковь может благословлять людей работающих, желая им успеха и помощи Божией в их деятельности.

 

Вот уже более полутора лет я читаю Иисусову молитву без благословления. Заметил на практике, что если повторение молитвы превышает 300 в день, то обостряются искушения и душа начинает метаться, как в клетке. Это из-за того, что я повторяю без благословления? Или я не готов ещё к этому? Но почему меня тянет к этой молитве, и я непроизвольно, в быту, повторяю и повторяю. С уважением, Владимир

Иисусову молитву без благословения читать нехорошо, как вообще опасно пытаться проводить углубленную духовную жизнь без духовного руководства. При чтении Иисусовой молитвы необходимы советы духовника, причем это должен быть не просто батюшка, который «разрешит» Вам приступить к молитве: «Ну хорошо, Бог с тобой, читай». А это должен быть опытный человек, который знает Вашу жизнь, все ее обстоятельства, знает, что Вам помогает, а что, наоборот, приводит к каким-то падениям, и который, исходя из этого, может подавать Вам помощь и врачевание в Таинстве покаяния. И тогда, я думаю, разумное чтение молитвенного правила, которое может включать в себя и молитву Иисусову, будет совершенно безопасно и полезно. Если же такого духовного руководства нет, и человек ищет для себя подвига самовольно, он может прийти в неправильное состояние, вплоть до повреждения рассудка. История знает тому много примеров. Приступая к Иисусовой молитве, нужно читать святых отцов, близких нам по времени — лучше всего святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова). Святитель Феофан очень хорошо раскрывает цель Иисусовой молитвы — это память о Боге.

 

Я в 13 лет подумал: "Продал бы душу дьяволу...". Сейчас мне 17, и не знаю, заключил ли я эту сделку? И если заключил, то возможно ли спасение для моей души?

Если Вы не делали в дальнейшем никаких шагов в этом направлении, если это было просто одной мыслью, помыслом, то никакой «сделки» не было. Но впредь берегитесь и старайтесь таких помыслов не допускать. А если они все же приходят, обратитесь к Богу с молитвой и просите у Него прощения за то, что в какой-то момент Вы поддались искушению и думаете об этом.

 

Мною был совершен тяжкий грех, я принесла покаяние в Таинстве исповеди. Но покоя в душе нет, все равно всегда об этом вспоминаю. Может, так и должно быть, каяться и помнить надо всю жизнь?

Однажды оптинскому старцу Амвросию задали подобный вопрос. В ответ он показал свой палец, на котором был шрам, и сказал: «Посмотри, я порезал палец несколько месяцев назад. Все зажило, но шрам остался. Так и в душе человека: грех, сделанный однажды, даже если он заглажен покаянием, даже если человек к нему не возвращался, все равно след в душе оставляет и какое-то время будет болеть». Тяжесть на душе — последствие греха, это, если угодно, епитимия, которую Сам Господь накладывает на человека. Но не надо от этого ни в коем случае впадать в отчаяние, в уныние, а нужно просто чаще, когда приходит воспоминание о грехе, как-то стараться смириться. Видимо, Господь дает это для смирения.

 

Почему нельзя получить благословение у батюшки, когда в храме служит Владыка? Есть ли какое-то апостольское правило насчет этого? Ведь Спаситель сказал: «Пусть тот, кто хочет стать главным среди вас, будет вам слугой»

В Церкви есть иерархия, и в присутствии архиерея священник не благословляет вот по какой причине: священник исполняет служение, которое ему поручено, не в силу своего сана, а в силу того, что это право как бы делегирует ему архиерей. Говоря современным языком, когда источник полномочий священника находится рядом с ним, его полномочия упраздняются. Поэтому если архиерей служит в храме, то именно он совершает Таинство Евхаристии и прочие священнодействия. Это происходит в полном соответствии с каноническими правилами, которые определяют обязанности и полномочия епископов и клира. Каноны же Церкви выработаны соборно и установлены во исполнение слов Спасителя, а не для противоречия им.

 

Уважаемый Владыка! Разрешите, пожалуйста, мои недоумения по очень непростому вопросу, на которые разные священники отвечают диаметрально противоположно. Мама моей маленькой крестницы (моя подруга) живёт с мужчиной, который официально не разведён с первой женой, а моя крестница — их общий ребёнок. Отец ребёнка разводиться с первой женой не хочет по разным причинам (он атеист), в первом браке остался сын-подросток. Мама крестницы только-только начала воцерковляться, но поскольку полностью зависит от отца ребёнка, то в храме бывает очень редко. Священники этого храма знают о семейном положении моей кумы, и после исповеди её допускают причащаться, ссылаясь на то, что древние каноны и правила сейчас не действуют. А вот в церковной литературе я часто читаю, что причащаться при таком положении — опасно, это может быть в осуждение. Вот я и думаю: не грешу ли я, приглашая маму на литургию, зная заранее, что к Чаше в этом храме допускают всех? Она ведь тоже читает церковную литературу и отцов, но, будучи новоначальной, тоже смущается — почему практика церковной жизни так расходится с теорией? Уважаемый Владыка, что Вы посоветуете?

Если женщина, о которой идет речь, живет с мужчиной так называемым «гражданским браком», то есть таким, который не венчан в Церкви и не зарегистрирован в органах ЗАГСа, а тем более, если этот мужчина не разведен со своей первой женой, то ни он, ни она не имеют права приступать к Таинству причастия. Такой вид отношений характеризуется как греховное блудное сожительство, и по канонам Церкви виновные в этом подлежат отлучению на срок от 3 до 9 лет. В каком смысле сегодня «не действуют древние каноны»? Просто к людям, которые сознают свой грех, каются в нем и стараются изо всех сил исправить свою жизнь, по снисхождению, по любви к человеку правила не применяются по всей строгости. Но совсем отменить их, конечно же, невозможно, это неправильно, и если священники так говорят и делают, значит, они просто нарушают присягу, данную ими при хиротонии. И они, и человек, приступающий к Причастию недостойно, будут отвечать за это пред Богом.

Вашей подруге надо постараться, прежде всего, осмыслить свою жизнь, попытаться исправить ее. Грех не перестает быть грехом оттого, что современное общество не признает его таковым, а отсутствие единомыслия у будущих супругов делает очень сомнительным благополучие их совместной жизни. Но только сам человек, помня о Боге, может сделать свой выбор.



Источник: http://eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6101&Itemid=4
Категория: Храм Божий | Добавил: Илья (05.02.2009)
Просмотров: 1857 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Block title
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024