Пятница, 26.04.2024
Вятская Переправа
Меню сайта
Категории раздела
Мифы о Кирове [3]
Календарь [1]
История Уржумских церквей в XX веке [8]
Исторические справки [13]
Наш опрос
Как Вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 336
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » Статьи » История » История Уржумских церквей в XX веке

Крестные хода

История крестных ходов 20 века Крестные хода земли Уржумской.

 

Знаете ли вы, что когда-то в г. Уржуме бытовало до пяти крестных ходов? По прошествии многих лет они начисто оказались забытыми к дням сегодняшним и лишь пожелтевшие страницы архивных документов могут свидетельствовать о том, что они действительно существовали раньше на Уржумской земле.

Четыре крестных хода совершалось из Свято-Троицкого собора и один из Казанско-Богородицкой церкви, и это не считая Рождественского, Пасхального и Крещенского («на Иордань») крестных ходов, которые совершались из каждого городского храма. 17 мая 1857 года священнослужители Троицкого собора в особом рапорте сообщали благочинному о. Павлу Гонорскому (который в свою очередь отправил его в Вятский статистический комитет) о следующих крестных ходах в г. Уржуме:

а)   «в день преполовения святой пятидесятницы, к освящению речной воды и для окропления всех жителей града, с верою приемлющих оную, как от купели…»;

б)   в неделю всех святых к часовне на Белой речке с иконою всеми чтимой Божией матери Живоносный источник, которая хранилась в сей часовне;

в)   в день св. пророка Илии «в круг града по случаю бывшей смертности».

Кроме этих крестных ходов, в конце лета из Свято-Трицкого собора совершался еще один крестный ход, который не упоминается в вышеприведенном рапорте, но упоминание о нем я нашел в делах Уржумского архива. Этот крестный ход ежегодно выходил из собора на соборную торговую площадь для всенародного моления о дожде.

После 1923 года вместе с самим Свято-Троицким собором, все четыре крестных хода перешли в введение группы «обновленцев» - нового направления в Православной церкви по протестантскому образцу, а затем, после 1930 года, и вовсе прекратили свое существование. Сведения об этих «обновленческих» крестных ходах сохранились в Уржумском архиве.

В руки обновленцев перешли не только крестные хода, но и одна из святынь Уржумской земли – икона Живоносный источник. Уразумев, какую ценность она представляет собой для верующих, обновленцы придумали устраивать крестный ход с ней по всему Уржумскому уезду, включая даже Лебяжские приходы, о чем я писал в заметке «Белорецкая часовня» («Кировская искра» от 11 июля 2006 года). Однако впоследствии верующим, сохранившим верность Патриаршей Церкви, удалось каким-то образом вернуть себе эту святыню. В 1938 году один партийный деятель сообщал о ней: « … в Уржумском районе монашки Дунаева и Печенкина летом 1937 года пытались устроить явление чудотворной иконы «Живониской источницы», фактически ими выкраденной из закрытой часовни». К сожалению, это последнее упоминание об иконе, и дальнейшая ее судьба неизвестна.

Первое время пытались совершать обновленцы и другие крестные хода, зная, какой популярностью они пользуются у верующих. К примеру, в делах Уржумского архива сохранилось заявление церковно-приходского правления Свято-Троицкого собора в Уржумскую милицию за 1927 год с просьбой совершить крестный ход на соборную площадь: «по примеру прежних лет и древнему обычаю молиться всенародно о дожде церковно-приходское правление Свято-Троицкого собора просит разрешить устройство крестного хода на соборную торговую площадь 28 сего августа».

В другом прошении от 1 августа того же 1927 года приходской совет просил ему 14 августа разрешить для освящения речной воды ежегодный «крестный ход с иконами на реку Уржумку и обратно».

В делах Уржумского архива нет упоминаний об Ильинском крестном ходе, который совершался ежегодно вокруг города, но любопытное сообщение о нем мне удалось найти на страницах Уржумской уездной газеты «Красный пахарь» за 1920 год. Вот что она писала: « 2 августа, в так называемый «Ильин день», в г. Уржуме состоялась своеобразная манифестация – «крестный ход». Насколько, говорят, он бывал величественным и грандиозным в «доброе старое время», настолько печальное зрелище представляет он ныне. Участвующих в нем едва набралось до 100-150 человек по преимуществу стариков и женщин-крестьянок из подгорных деревень, горожан было очень мало. Это при выходе из собора. Обратно возвратились лишь те, кто нес иконы, да духовенство, а хвост процессии весь испарился …».

Из других градских церквей еще один крестный ход совершался из Казанско-Богородицкой церкви, тоже уходящий в глубь веков. 18 мая 1857 года священник и благочинный Александр Рязанцов сообщал о нем в рапорте в Статистический комитет: «… При нашей церкви издревле бывает ежегодный один крестный ход в день христианского праздника Воздвижения Господня, к часовне отстоящей от города Уржума в полуверсте. Когда, кем и по какому случаю учрежден, неизвестно». В начале XX века современники сообщали об этом крестном ходе, что двигался он к каменной, 1887 года постройки, часовне, крытой железом с небольшим иконостасом внутри, украшенным живописными иконами.

Существовали свои крестные хода и в нескольких сельских приходах Уржумского благочиния, например, в селах Буйское и Буйско-Архангельское.

17 мая 1857 года настоятель церкви с. Буйско-Архангельского сообщал в рапорте в ВДК: «… Имею честь донести, что в селе нашем Буйско-Архангельском крестных ходов не бывает, кроме как за полверсты однажды в год, а именно 20 июня на источник ключа кладбищенского, где устроен в виде гордача четырехугольный ларь, покрытый на 4 столбах крышею деревянною, но когда учрежден – ходить на это место со святыми иконами, никто из нас не помнит, а как рассказывают прихожане нашего села, что оный крестный ход учрежден с давних времен по случаю крещеных черемис прихожан и из других ближайших приходов обмывают своих детей».

9 мая 1857 года священник церкви Буйского завода сообщал в аналогичном рапорте: «Первый крестный ход бывает 1 октября в часовню, находящуюся от завода в полуверсте, для освящения воды. Сей ход учрежден издавна до существования самой церкви в заводе по случаю празднования Покрова Божией матери и второй – 8 июля заводские жители приносят в домы Казанскую Божию матерь для исправления молебствий, и на всех проулках по просьбе их исправляется молебствие с водоосвящением. Сей ход существует с 1848 года по случаю Божьего посещения жителей завода холерой, и продолжается он в память прекращения в тот год оной болезни».

Эти крестные хода, как и городские, прекратили свое существование в советское время.

Категория: История Уржумских церквей в XX веке | Добавил: Илья (03.01.2009)
Просмотров: 974 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Block title
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024