История крестных ходов 20 века Крестные
хода земли Уржумской.
Знаете ли вы,
что когда-то в г. Уржуме бытовало до пяти крестных ходов? По прошествии многих
лет они начисто оказались забытыми к дням сегодняшним и лишь пожелтевшие
страницы архивных документов могут свидетельствовать о том, что они
действительно существовали раньше на Уржумской земле.
Четыре
крестных хода совершалось из Свято-Троицкого собора и один из
Казанско-Богородицкой церкви, и это не считая Рождественского, Пасхального и
Крещенского («на Иордань») крестных ходов, которые совершались из каждого городского
храма. 17 мая 1857 года священнослужители Троицкого собора в особом рапорте
сообщали благочинному о. Павлу Гонорскому (который в свою очередь отправил его
в Вятский статистический комитет) о следующих крестных ходах в г. Уржуме:
а)«в день
преполовения святой пятидесятницы, к освящению речной воды и для окропления
всех жителей града, с верою приемлющих оную, как от купели…»;
б)в неделю
всех святых к часовне на Белой речке с иконою всеми чтимой Божией матери
Живоносный источник, которая хранилась в сей часовне;
в)в день св.
пророка Илии «в круг града по случаю бывшей смертности».
Кроме этих
крестных ходов, в конце лета из Свято-Трицкого собора совершался еще один
крестный ход, который не упоминается в вышеприведенном рапорте, но упоминание о
нем я нашел в делах Уржумского архива. Этот крестный ход ежегодно выходил из
собора на соборную торговую площадь для всенародного моления о дожде.
После 1923
года вместе с самим Свято-Троицким собором, все четыре крестных хода перешли в
введение группы «обновленцев» - нового направления в Православной церкви по
протестантскому образцу, а затем, после 1930 года, и вовсе прекратили свое
существование. Сведения об этих «обновленческих» крестных ходах сохранились в
Уржумском архиве.
В руки
обновленцев перешли не только крестные хода, но и одна из святынь Уржумской
земли – икона Живоносный источник. Уразумев, какую ценность она представляет
собой для верующих, обновленцы придумали устраивать крестный ход с ней по всему
Уржумскому уезду, включая даже Лебяжские приходы, о чем я писал в заметке
«Белорецкая часовня» («Кировская искра» от 11 июля 2006 года). Однако
впоследствии верующим, сохранившим верность Патриаршей Церкви, удалось каким-то
образом вернуть себе эту святыню. В 1938 году один партийный деятель сообщал о
ней: « … в Уржумском районе монашки Дунаева и Печенкина летом 1937 года
пытались устроить явление чудотворной иконы «Живониской источницы», фактически
ими выкраденной из закрытой часовни». К сожалению, это последнее упоминание об
иконе, и дальнейшая ее судьба неизвестна.
Первое время
пытались совершать обновленцы и другие крестные хода, зная, какой популярностью
они пользуются у верующих. К примеру, в делах Уржумского архива сохранилось
заявление церковно-приходского правления Свято-Троицкого собора в Уржумскую
милицию за 1927 год с просьбой совершить крестный ход на соборную площадь: «по
примеру прежних лет и древнему обычаю молиться всенародно о дожде
церковно-приходское правление Свято-Троицкого собора просит разрешить
устройство крестного хода на соборную торговую площадь 28 сего августа».
В другом
прошении от 1 августа того же 1927 года приходской совет просил ему 14 августа
разрешить для освящения речной воды ежегодный «крестный ход с иконами на реку
Уржумку и обратно».
В делах
Уржумского архива нет упоминаний об Ильинском крестном ходе, который совершался
ежегодно вокруг города, но любопытное сообщение о нем мне удалось найти на
страницах Уржумской уездной газеты «Красный пахарь» за 1920 год. Вот что она
писала: « 2 августа, в так называемый «Ильин день», в г. Уржуме состоялась
своеобразная манифестация – «крестный ход». Насколько, говорят, он бывал
величественным и грандиозным в «доброе старое время», настолько печальное
зрелище представляет он ныне. Участвующих в нем едва набралось до 100-150
человек по преимуществу стариков и женщин-крестьянок из подгорных деревень,
горожан было очень мало. Это при выходе из собора. Обратно возвратились лишь
те, кто нес иконы, да духовенство, а хвост процессии весь испарился …».
Из других
градских церквей еще один крестный ход совершался из Казанско-Богородицкой
церкви, тоже уходящий в глубь веков. 18 мая 1857 года священник и благочинный
Александр Рязанцов сообщал о нем в рапорте в Статистический комитет: «… При
нашей церкви издревле бывает ежегодный один крестный ход в день христианского
праздника Воздвижения Господня, к часовне отстоящей от города Уржума в
полуверсте. Когда, кем и по какому случаю учрежден, неизвестно». В начале XX
века современники сообщали об этом крестном ходе, что двигался он к каменной,
1887 года постройки, часовне, крытой железом с небольшим иконостасом внутри,
украшенным живописными иконами.
Существовали
свои крестные хода и в нескольких сельских приходах Уржумского благочиния,
например, в селах Буйское и Буйско-Архангельское.
17 мая 1857
года настоятель церкви с. Буйско-Архангельского сообщал в рапорте в ВДК: «…
Имею честь донести, что в селе нашем Буйско-Архангельском крестных ходов не
бывает, кроме как за полверсты однажды в год, а именно 20 июня на источник
ключа кладбищенского, где устроен в виде гордача четырехугольный ларь, покрытый
на 4 столбах крышею деревянною, но когда учрежден – ходить на это место со
святыми иконами, никто из нас не помнит, а как рассказывают прихожане нашего
села, что оный крестный ход учрежден с давних времен по случаю крещеных черемис
прихожан и из других ближайших приходов обмывают своих детей».
9 мая 1857
года священник церкви Буйского завода сообщал в аналогичном рапорте: «Первый
крестный ход бывает 1 октября в часовню, находящуюся от завода в полуверсте,
для освящения воды. Сей ход учрежден издавна до существования самой церкви в
заводе по случаю празднования Покрова Божией матери и второй – 8 июля заводские
жители приносят в домы Казанскую Божию матерь для исправления молебствий, и на
всех проулках по просьбе их исправляется молебствие с водоосвящением. Сей ход
существует с 1848 года по случаю Божьего посещения жителей завода холерой, и
продолжается он в память прекращения в тот год оной болезни».
Эти крестные
хода, как и городские, прекратили свое существование в советское время.