В доме-музее Хохрякова открылась выставка рисунков Татьяны Дедовой. Все работы художницы посвящены храмам старой Вятки XIX века, воспроизведенным ею по фотографиям и документам
Дом-музей Хохрякова для проведения выставки Татьяны Дедовой был выбран не случайно. Дело в том, что ее работы, как и этюды Николая Николаевича Хохрякова, рассказывают в основном о старой Вятке, ее людях, природе и архитектуре, в частности храмах. По словам заведующей домом-музеем Татьяны Малышевой, несмотря на то что знаменитый художник долгое время жил в Москве, Санкт-Петербурге и Ялте, он часто возвращался на Вятку и именно здесь черпал основные сюжеты для своих иллюстраций в «Московском листке» (например «Ночь на Рождество», «Светлая Пасхальная ночь» и др).
Мотивы русского православия нашли свое отражение и в работах Татьяны Дедовой. Уже более 50 лет она занимается изучением родного края, зачастую путешествуя дорогами Хохрякова - Слободской, Истобенское, Орлов, Макарье и др. При этом художница на своих рисунках изображает отнюдь не современные улицы поселков, городов и деревень - она воссоздает их старый образ, переносится на столетия назад.
На ее новой выставке - 60 работ. Яркими красками акварели художница изображает народные гулянья, православные праздники, храмы, глядя на которые стороннему наблюдателю будет трудно догадаться, что от многих из них остались только старые развалины и потертые снимки. Дедова же своим творчеством пытается возродить архитектурные памятники, возведенные несколько веков назад, оставить в наследие потомкам настоящую русскую сказку, от красоты которой уже очень мало что сохранилось.
Художественное спасение
«У меня остается уже не так много времени, поэтому стараюсь сделать что-то нужное. Душа болит за то, что села и деревни разрушаются, а храмы остаются никому не нужными, у многих уже и приходов-то нет, - говорит Татьяна Павловна. - Есть, конечно, такие, которые возрождаются, восстанавливаются, но их не так много».
Большую часть своей жизни художница провела в путешествиях не только по Кировской области, но и за ее пределами. Она не понаслышке знает, как исчезают старые церкви и в каком плачевном состоянии находятся многие. Особенно те, что испытали на себе влияние советской власти, стремящейся превратить их то в клубы, то в ангары для тракторов. Один из таких примеров - церковь в городе Шестаково. По словам Татьяны Дедовой, когда-то там была настоящая крепость, но со временем остались только развалины, а из местной церкви большевики сделали баню. За ненадобностью снесли верхние этажи, оставили только первый, с несколькими окошками.
Точно так же из нескольких фотографий и доработок архитекторов был воссоздан в рисунке и Троицкий храм Александро-Невского монастыря, расположенный когда-то в районе Филейки.
Работа художницы строится не только на творческих фантазиях. При воссоздании каждого храма она советуется с краеведами и архитекторами, изучает старые фотографии и документы, стремится реконструировать в рисунках церкви с наибольшей точностью. По ее словам, ни один элемент в рисунках не домыслен.