Суббота, 27.04.2024
Вятская Переправа
Меню сайта
Категории раздела
Анонсы [74]
Православные новости Уржума [900]
Православные новости России [256]
Православные новости Мира [24]
Новости сайта [15]
Новости Вятской Епархии [1049]
Мировые новости [8]
Общая [62]
Эта категория присваивается материалу, который по своему содержанию не подходит не под одну из имеющихся.
Наш опрос
Как Вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 336
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Январь » 7 » Статьи памяти Митрополита Хрисанфа: МОЛИТВЕННИК ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ
12:23
Статьи памяти Митрополита Хрисанфа: МОЛИТВЕННИК ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ
Увы, дорогой наш владыка не дожил до того славного дня, когда советская промзона по кличке «Киров» станет русским городом Вяткой. Но мы знаем, что на небесах у нас теперь появился ревностный молитвенник за всю Землю Русскую: от Ровно до Вятки, и от этого теплее становится на душе.


4 января 2011 года в 22.40 в после долгой и тяжелой болезни представился ко Господу управляющий Вятской епархией митрополит Вятский и Слободской Хрисанф. Остановилось сердце любимого пастыря, благословившего проект «Возвращение».


Митрополит Хрисанф (в миру Чепиль Яков Антонович) родился 24 июня 1937 года в селе Березовка Корецкого района Ровенской области. Его отец - Чепиль Антон Дмитриевич, выходец из крестьянской семьи, погиб в 1941 году, защищая Родину на фронте Великой Отечественной войны. Мама владыки - Дарья Петровна в течение всей своей жизни была, как никто другой, близка своему сыну, помогая ему делом, словом и советом.

Детство митрополита Хрисанфа прошло в стенах Корецкого женского монастыря, где подвизалась его родная тетя монахиня Манефа, основавшая там небезызвестную золотошвейную школу. На долгие годы владыка сохранил добрые впечатления своего детства о торжественности и благолепии монастырских богослужений, красоте церковного пения, убранстве храмов. "Я навсегда сохранил в своем сердце доброе и искреннее отношение ко мне насельниц монастыря, их заботу, молитву о моем здравии" - с душевной теплотой вспоминает владыка.

В 1955 году, на следующий год по окончании сельской школы, юный Яков, с детства мечтавший о церковном служении, поступил в первый класс Киевской Духовной семинарии. В 1957 году начались хрущевские гонения на церковь и духовенство, закрывались семинарии, разорялись обители, на грани закрытия был Флоровский монастырь в Киеве, где подвизалась тетя владыки монахиня Ангелина.

В 1957 году, по окончании 3-го класса Киевской Духовной семинарии, Яков был призван на действительную воинскую службу и направлен в строительный батальон. Здесь будущему архипастырю довелось претерпеть немало трудностей и поношений от богоборческой власти - его заставляли выполнять самые тяжелые работы.

"Нередко приходилось за ночь разгрузить по вагону цемента и щебня", - рассказывал владыка о службе в армии. Эти испытания подрывали здоровье, но искренние человеческие качества, привитые еще в детстве родителями, не могли остаться незамеченными и многие солдаты и офицеры относились к нему с пониманием и уважением. В надежде "перевоспитать" семинариста, политработники добились отправки его на учебу в Ставропольский техникум по специальности - геодезист, наивно предполагая, что естественные науки угасят искру веры в сердце юноши. Узнав, что он посещает богослужения в храме, его перевели из Ставрополя в Астрахань. Окончив службу в рядах советской армии, Яков не мог получить паспорт - начальство опасалось поступления его в семинарию. Но документ, свидетельствующий, что он геодезист, и обещание продолжить работать по специальности помогли вернуть паспорт, без которого невозможно было продолжить обучение в духовных школах.

Киевскую семинарию к этому времени уже закрыли, а документы перевели в Одессу. Направившись туда в 1961 году, Яков пришел на прием к митрополиту Херсонскому и Одесскому Борису (Вику), испрашивая благословения на поступление в Одесскую семинарию. Но уполномоченный по делам религии, имевший в то время огромное влияние на Церковь, не дал разрешения, мотивируя такое решение тем, что семинария находится на грани закрытия. Ехать было некуда и пришлось возвратиться в Ставрополь где правящим архиереем был митрополит Антоний (Романовский), с которым Яков познакомился еще в годы воинской службы.

Владыка направил его в село Новоселицы Александровского района, где он успешно проходил послушание псаломщика и регента приходской церкви на протяжении восьми месяцев. В этом же 1961 году Яков прибыл в Загорск (ныне – Сергиев Посад) и поступил в Московскую Духовную Семинарию. Но его и еще нескольких ребят, отслуживших в армии, не прописывали - семинария находилась под угрозой закрытия. И только по прошествии некоторого времени, когда на посту сменили Хрущева и в отношении государства к церкви появились перемены, удалось получить прописку.

В годы обучения в Московской Духовной Семинарии Яков нес послушание регента студенческого церковного хора, а обучаясь в Московской Духовной Академии - регентское послушание в храмах г.Москвы. Вскоре сбылась его мечта о служении Церкви в священном сане - 18 июля 1967 года, в день преп. Сергия игумена Радонежского, епископом Филаретом (Вахромеевым), ныне митрополитом Минским и Слуцким, он был рукоположен в сан диакона и продолжил обучение в аспирантуре при Московской Духовной Академии, неся послушание и.о. референта Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

В 1970 году диакон Яков окончил аспирантуру при Московской Духовной Академии. Этот год стал во многом решающим в судьбе будущего архипастыря. Сначала, 15 марта 1970 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) он был рукоположен в сан священника, а 12 сентября 1970 года назначен настоятелем Кафедрального собора города Петрозаводска и благочинным церквей Олонецкой епархии. А уже 30 марта 1971 года молодой священник Яков Чепиль был пострижен митрополитом Никодимом в монашеский чин с именем Хрисанф и 28 апреля того же года возведен в священный сан архимандрита.

Именно здесь, на Карельской земле, архимандриту Хрисанфу было определено Промыслом Божиим, в течение без малого восьми лет, приготовлять себя к будущему архипастырскому служению. В эти годы власти уже не нападали открыто на Церковь, но с обеспокоенностью наблюдали, как трудами настоятеля Крестовоздвиженского собора г.Петрозаводска приумножается паства и возрастает авторитет Церкви в этом северном крае. Как благочинный, архимандрит Хрисанф уделял особое внимание тому, что бы богослужения в церквях Олонецкой епархии совершались достойно и благолепно, а служащее в них духовенство всегда, даже в самых стесненных условиях, находило возможность свидетельствовать об истине Святого Православия.

В Петрозаводске в полной мере раскрылся еще один дар будущего архипастыря - дар проповеди. Проповеди живой, искренней, сердечной. Взирая на отца настоятеля, духовенство и причт собора поддержали его в трудах по оживлению церковной жизни. И вскоре эти труды принесли заслуженный плод. "Свершилось чудо!" - говорили пожилые прихожане, отмечая, как умножилось число молящихся за годы служения в соборе архимандрита Хрисанфа. Местные власти усилили давление на будущего владыку, угрожая выслать его из Карелии, но не смогли ни сломить его, ни лишить любви прихожан.

Когда же в апреле 1978 года он уезжал из Петрозаводска в далекий и неизвестный Киров, то, казалось, весь город с благодарностью пришел на вокзал проводить своего пастыря к месту нового служения.

Архимандрит Хрисанф был возведен в сан епископа и назначен на Вятскую кафедру с титулом "Кировский и Слободской". В истории Вятской епархии, созданной в 1657 году, он был 40-м архипастырем, но мало кому из них приходилось принимать епархию в столь расстроенном состоянии. Из 866 соборных и приходских церквей Вятской епархии действующими к началу Великой Отечественной войны оставалось всего девять. Страшная война заставила советскую власть открыть ряд церквей, число которых достигло к концу 1950-х годов восьмидесяти.

Но в результате "хрущовских" гонений число действующих в епархии храмов сократилось более чем на половину - до 32. Советским правительством Кировская область была превращена в регион для эксперимента по полному уничтожению Православия. И от этого намерения местные власти не собирались отказываться даже в конце 1970-х годов, когда здесь начинал свое архипастырское служение владыка Хрисанф. В течение многих лет в областном центре оставалась действующей только одна небольшая Серафимовская церковь, в которой верующие падали в обморок от духоты и тесноты. Но никакие гонения не смогли убить в народе веры. И когда в апреле 1978 года епископ Хрисанф прибыл на Вятскую кафедру, его приветствовало великое множество верующего народа. Чтобы увидеть своего владыку, некоторые даже забирались на деревья - так было многолюдно. И тысячи свечей горели в этот день в небольшом храме во время первого Богослужения епископа Хрисанфа на Вятской земле.

Сразу и навсегда владыка Хрисанф принял Вятскую землю в свое сердце и полюбил ее православный народ, вынесший на своих плечах и ужас коллективизации, и страшную войну, и горечь репрессий. Уже с первых лет служения на Вятской земле владыка Хрисанф стремился приумножить ее драгоценное духовное достояние. В течение десятилетий верующие города Кирова добивались от городских властей открытия в полумиллионном городе второй церкви. Но все их попытки были безуспешны. Новому епископу даже не позволили войти в древний Успенский собор Трифонова монастыря, в те годы - занятый под партийный архив.

Тогда, трудами владыки Хрисанфа, единственная действующая в городе Кирове Серафимовская церковь была перестроена в двухэтажную - устроен "нижний" храм в подвальном, бывшем складском помещении, и значительно расширены площади основного "верхнего" храма. Со временем вокруг этой церкви вырос целый городок со зданиями для воскресной школы, трапезной, швейной мастерской, гаражами и подсобными помещениями. Чего все это стоило тогда, в начале 1980-х, знает один владыка.

Мечта прихожан о втором городском храме исполнилась в 1987 году, когда, не имея сил сдерживать церковное возрождение, накануне великого юбилея Тысячелетия Крещения Руси власти передали епархии здание Троицкой церкви в заречной части города Кирова. Трудами прихожан храм был восстановлен и освящен уже в следующем 1988 году. Это столь удивительное событие не осталось незамеченным даже Конгрессом США, делегация которого специально приезжала в Киров удостовериться в его действительности.

Теперь Троицкая церковь - главный храм женского монастыря, а на территории областного центра - 15 действующих и 4 строящихся храма, 3 домовые церкви и несколько часовен.

Великая радость пришла в сердца православных вятчан, когда в 1989 году было принято решение о возвращении Церкви древнего Вятского Трифонова монастыря с Успенским собором - местом упокоения святых мощей преп. Трифона, архимандрита Вятского. Огромное значение для положительного решения этого вопроса имел высокий авторитет владыки Хрисанфа, удостоенного в юбилейном 1988 году высокого сана архиепископа. Уже 25 августа 1991 года Успенский собор был освящен, и в нем возобновились ежедневные Богослужения. Ныне Вятский Трифонов монастырь - не только архитектурная жемчужина, но и духовный центр вятского Православия. Здесь находятся келии наместника с братией монастыря, епархиальное управление, возрожденное в 1991 году Вятское Духовное училище, епархиальный архив и библиотека, воскресная школа и молодежный центр, редакция епархиальной газеты.

В октябре 1994 года возрожденный Успенский кафедральный собор посетил и служил в нем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Патриарх посетил храмы и монастыри областного центра, в том числе церковь во имя Новомучеников и исповедников Российских, строительство которой было завершено накануне визита. Посетил старинную Троицкую церковь села Кстинино и строящийся в г. Кирово-Чепецке новый Всехсвятский собор.

Сегодня в Вятской епархии 7 монастырей, 164 храма и 200 священнослужителей, 95 % из которых - ставленники владыки. Посещая ежегодно более 40 приходов епархии, владыка Хрисанф призывал духовенство трудиться над благоукрашением приходских церквей, возрождением православных традиций, гармонично строить отношения с местными властями и интеллигенцией, помня о высоком призвании и сугубой ответственности пастыря перед Богом и вверенным ему приходом.

Архиерейское служение владыки Хрисанфа на Вятской земле ознаменовалось возрождением в 1990 году ее древнейшей православной традиции - Крестного хода на реку Великую на место явления в 1383 году чудотворного образа Святителя Николая. В годы "хрущовских" гонений власти стремились искоренить саму память об этом паломничестве, а сегодня в нем ежегодно принимают участие более семи тысяч паломников. В юбилейном 2000 году Великорецкий Крестный ход торжественно отметил 600-летие и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II получил статус всероссийского праздника.

Возрожден древний Борисоглебский крестный ход в село Никульчино - первое православное поселение на Вятской земле, украшенное ныне дивным деревянным храмом. Положено начало традиции совершения в областном центре крестного хода памяти святых Царственных страстотерпцев, имя которых носит вятское общество православной молодежи. Возрождаются местные крестные ходы и на других приходах епархии.

Владыка все эти годы неустанно боролся за возвращение городу имени Вятка, а улицам некогда богатого историческими памятниками города их исконных названий. Митрополит постоянно интересовался деятельностью Движения Возвращение, преподал личное благословение Юрию Бондаренко и Владимиру Лаврову и пожелал всяческих успехов.

Владыка был нелицемерным пастырем, он никогда не скрывал своего истинного отношения к коммунистам, как губителям России. Он не был теплохладным требоисполнителем, по случаю произносящим дежурные слова о патриотизме. Он хотел изменить и облагородить окружающий мир, и он его во многом сделал чище, уютнее и красивее.

Увы, дорогой наш владыка не дожил до того славного дня, когда советская промзона по кличке «Киров» станет русским городом Вяткой. Но мы знаем, что на небесах у нас теперь появился ревностный молитвенник за всю Землю Русскую: от Ровно до Вятки, и от этого теплее становится на душе.

Вечная память митрополиту Хрисанфу!

http://www.vozvr.ru/Публикации/Публикацияподробно/tabid/248/ArticleId/689/.aspx

Категория: Новости Вятской Епархии | Просмотров: 525 | Добавил: священник_Андрей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Block title
Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024