Понедельник, 06.05.2024
Вятская Переправа
Меню сайта
Категории раздела
Анонсы [74]
Православные новости Уржума [900]
Православные новости России [256]
Православные новости Мира [24]
Новости сайта [15]
Новости Вятской Епархии [1049]
Мировые новости [8]
Общая [62]
Эта категория присваивается материалу, который по своему содержанию не подходит не под одну из имеющихся.
Наш опрос
Как Вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 336
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Январь » 26 » Открытие Года Учителя, доклад Церковь и Государство сотрудничество
18:27
Открытие Года Учителя, доклад Церковь и Государство сотрудничество

Это мероприятие откроет Год учителя в нашей области. Участники встречи обсудят несколько проблем. В частности, роль учителя в современном обществе. В рамках форума пройдёт выставка «Лидеры образования области», показ фильма «Вятский учитель: вчера, сегодня, завтра», а также концерт талантливой молодёжи. Участников форума поприветствует губернатор Никита Белых. 

Отметим, что звание «Заслуженный учитель России» было установлено 70 лет назад. Оно присваивается высокопрофессиональным педагогам. В настоящее время в нашей области работают более 450 заслуженных учителей России.

Доклад 

«церковно-государственное сотрудничество в области образования 
на вятской земле». 27 января 2010 года, Вятка.

Уважаемые члены президиума, руководители органов управления образования, дорогие братья и сестры!
Сердечно рад приветствовать всех вас — друзей, коллег и соработников на ниве образования - духовного просвещения.
 Начавшийся 2010 год – год Учителя. О высочайшем духовно-нравственном достоинстве звания «учитель» говорит то, что Учителем именуют Господа нашего Иисуса Христа. Очень верное и точное определение учительского призвания дал и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он сказал: «само понятие «учитель» предполагает: это человек, передающий мудрость, знания, опыт предыдущих поколений… А без формирования нравственного начала в современном человеке не может существовать никакого образовательного процесса… Сегодня, как, может быть, никогда, нравственное измерение подвига учителя, служения учителя, является очевидным и категорически необходимым». 
Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, открывая в Санкт-Петербурге 21 января этот год, отметил, что главное сейчас – это не растерять тот опыт, который уже накоплен российской системой образования. Наступивший год станет не только Годом Учителя, но и годом начала проведения в жизнь инициативы "Наша новая школа". Задачи в сфере образования, поставленные нашим Президентом, полностью перекликаются с направлениями и тематикой обсуждения 18 Рождественских образовательных чтений на тему: «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования» проходящих в сейчас в Москве, также нашими совместными усилиями на Вятской земле в рамках ежегодных Трифоновских чтений.

Настоятельная потребность граждан в изучении истоков своей традиционной религиозной культуры, непрестанная обеспокоенность Русской Православной Церкви и других традиционных религий негативными явлениями в нашем обществе, во многом инициировали принятое в июле прошлого года решение руководства страны и лично Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева о введении преподавания в школах шести учебных предметов духовно-нравственного содержания, которые вошли в экспериментальный комплексный курс под названием «Основы религиозных культур и светской этики». Одним из компонентов этого курса стал и учебный предмет «Основы православной культуры», который в настоящее время преподается в качестве курса регионального компонента в ряде субъектов Федерации или в качестве курса школьного компонента учебной программы во многих общеобразовательных школах по всей России, в том числе в ряде школ области, набольшее количество которых расположено в Юго-Восточном образовательном округе. 

Это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. В рамках школы процесс целенаправленного и ответственного формирования из сегодняшних школьников достойных граждан России приобретает качественно новый импульс.
С этого года, пока в качестве эксперимента, учебный предмет по основам православной культуры должен выйти и на федеральный уровень. Осуществление данного проекта будет проходить в несколько этапов: первый этап охватывает группу из 19-ти регионов, второй – уже всю территорию России. Однако осуществление этой сложной задачи, невозможно без деятельного участия в ней Русской Православной Церкви и ее образовательных структур, - как Синодального Отдела, так и епархиального миссионерско – образовательного отдела, без тесного взаимодействия с научным, педагогическим, родительским сообществами в регионе. При этом нам еще предстоит преодолеть сохраняющиеся элементы отчужденности в отношениях между церковными и государственными образовательными структурами, особенно на региональном уровне, наладить открытый доверительный диалог и сотрудничество, отработать механизмы конкретных взаимодействий по удовлетворению образовательного запроса граждан нашей страны на изучение их детьми православной культуры, приобщение к православным христианским духовно-нравственным ценностям и традициям в процессе получения общего среднего образования, обучения в российской общеобразовательной школе.

В последние годы и общество, и государство выражают потребность и в качественном обновлении воспитания учащихся в российской школе. Соответственно в состав проекта стандарта общего образования второго поколения включены ряд программных материалов по теме содержания воспитания школьников, в частности Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В октябре прошлого года утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, где была включена предметная область, получившая название «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко, говоря о взаимодействии министерства и религиозных организаций, в освоении новой образовательной области – духовно-нравственной культуры отметил: «Мы считаем, что сможем этот путь пройти». «Ученики собираясь на общие уроки получат представление о том, что «нравственные основы едины для всех религий и достигнутое понимание будет– не компромисс, а взаимное обогащение», - подчеркнул министр.

Между тем, введение с 2012 года на федеральном уровне комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» подразумевает развитие системы научно-методического обеспечения преподавания знаний о религиях, в том числе о Православии. Сейчас начато обучение так называемых тьюторов, преподавателей-тренеров по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для первого потока, первых семи регионов на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в Москве. Нам предстоит также совместная работа по расширению практики организации подготовки и повышения квалификации учителей православной культуры, здесь радостно отметить, что такие курсы уже проводятся на базе ВятГГУ, но необходимо расширение их проведения и на базе ВятГУ, институтов: КИПКиПРО и ЦПКРО г. Кирова. 
Говоря об укреплении сотрудничества с учёными, методистами, специалистами в области педагогики и образования, следует также отметить, что и при Синодальном Отделе начинает работать Научно-методический Экспертный Совет по православному образованию. Основной задачей Совета является проведение экспертизы: учебно-методическим изданиям, духовно-нравственной и культурно-просветительской литературе православной направленности, предназначенной для использования во всех типах образовательных учреждений. В декабре прошлого года прошло заседание Экспертного Совета при Отделе, который рекомендовал учебник по Основам православной культуры, разработанный группой педагогов под общим руководством профессора МДА протодиакона Андрея Кураева, для преподавания этого предмета в рамках федерального экспериментального проекта 2010-2012 гг. Сейчас в рамках эксперимента его апробируют в гимназии г. Уржума, что поддержано Губернатором Кировской области Н.Ю. Белых на Пленарном заседании Свято-Трифоновских чтениях. Подобная методическая работа проводится и у нас, в методических кабинетах: миссионерско-образовательного отдела и ДПЦ г. Уржума, но необходимо и появление подобного органа и при институте КИПКиПРО для объединения на их базе всех инициатив области. В частности уже ряд учебных программ методкабинетов получили положительные отзывы института.  

Для реализации церковно-государственных соглашений в регионах и контроля за их исполнением, необходимо опираться на положения согласованного ранее на федеральном уровне Примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и Епархии РПЦ. Подобное соглашение уже заключено между Вятской Епархией и Департаментом образования Кировской области. Которое закрепило проведение Свято-Трифоновских образовательных чтений, проведение Олимпиады по ОПК, конкурс «За нравственный подвиг учителя», поддержка объединений учителей православной культуры (действуют в Кирове и Уржуме) и ряд других важных совместных инициатив. Данное соглашение реализует поддержку системе православного образования, которая в основных своих чертах была создана ранее, ныне она претерпевая изменения и выходит на новый качественный уровень. Во-первых, как уже было сказано, преодолевается ее изоляцию и обособленность в образовательном пространстве. Во-вторых, исключительный опыт, накопленный системой православного образования в области духовно-нравственного воспитания, передается государственной и муниципальной системе образования. Педагоги лучших православных учебных заведений готовы поделиться своими достижениями с другими учителями. Важно подписание подобных соглашений и на уровне, районов и отдельных образовательных учреждений.

В своем послании Федеральному собранию 12 ноября прошлого года Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев изложил свое видение продолжение реформы образования. Он, в частности, предложил законодательно закрепить равенство государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений. При его решении появится возможность включить православные учебные заведения как полноправные субъекты в единое образовательное пространство страны. 
Государственная поддержка оказывается инициативам православных приходов по духовно-нраавственному воспитанию, например, Духовно-Просветительский Центр г. Уржума и Военно-патриотический клубы п. Аркуль и Свеча, которые получили гранты Управления по делам молодежи Правительства Кировской области.

В свете развития церковно-государственных взаимоотношений важна перспектива включения наших Воскресных школ в единое образовательное пространство России. Нам видится возможным, чтобы лучшие воскресные школы получили статус учреждений дополнительного образования, так как в большинстве из них детей учат пению, изобразительному искусству, словесности, краеведению, туризму, организуют для них паломнические поездки, приобщая к великой русской культуре, одним словом, дают им полноценное культурное развитие и образование, дополнительное к общему, школьному. Уже сейчас школа п. Аркуль является экспериментальной площадкой КИПКиПРО по военно-патриотическому воспитанию.

 Важнейшие задачи церковно-государственного взаимодействия в области образования не могут решаться без соработничества только между епархиальными и региональными властями, необходимо тесное взаимодействие с педагогическим сообществом на местах. В нашей области подобное соработничество реализуется в рамках работы Общественного Совета Юго-Восточного образовательного округа, где создана комиссия по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. Общественный Совет поддерживает проведение в рамках всего округа: семинаров, круглых столов, фестивалей детского творчества: «Рождественская елка», «Пасха Красная», «Наш святой край» и ряда других мероприятий. В свою очередь православные приходы участвуют в деятельности Общественного Совета округа: в окружных конкурсах, Общественных приемных, выработке документов Общественного совета.. Особенно важным представляется отметить, в совместных усилиях деятельности в рамках округа за 3 прошедших года, принципиально отсутствует какая бы то ни было полемика с представителями других конфессий или безрелигиозного мировоззрения. Сегодня для всех нас главной задачей является созидание в нашем обществе атмосферы мира и взаимоуважения, которое невозможно без осознания нашими согражданами и особенно молодым поколением идеи гражданской солидарности во имя общего блага
В этом направлении, по духовно-нравственному воспитанию и образованию, с терпением и любовью должны совместно трудиться представители и государственного образования, и Церкви. Мы призваны рука об руку идти вперед, полагая в основу взаимодействия и сотрудничества то, что нас объединяет: заботу о подрастающем поколении, заботу о нашем будущем, заботу о «нашей новой школе». И радует, что на Вятской земле данное сотрудничество идет в ногу со временем, и все наши инициативы, правильность выбранного пути - подтверждаются решениями на уровне области и России.

В заключение своего выступления я хотел бы выразить глубокую признательность всем организаторам и участникам этого форума –государственным и общественным деятелям, ученым, педагогам, воспитателям, наставникам подрастающего поколения, совершающим свой каждодневный, великий и благородный нравственный подвиг, и, молитвенно желая всем нам добрых и полезных результатов от трудов на ниве просвещения и духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.


Категория: Новости Вятской Епархии | Просмотров: 962 | Добавил: священник_Андрей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Block title
Календарь
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024