Среда, 08.05.2024
Вятская Переправа
Меню сайта
Категории раздела
Анонсы [74]
Православные новости Уржума [900]
Православные новости России [256]
Православные новости Мира [24]
Новости сайта [15]
Новости Вятской Епархии [1049]
Мировые новости [8]
Общая [62]
Эта категория присваивается материалу, который по своему содержанию не подходит не под одну из имеющихся.
Наш опрос
Как Вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 336
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Июнь » 7 » Как раньше ходили в Великорецкий крестный ход
22:28
Как раньше ходили в Великорецкий крестный ход
Заведующий Вятским епархиальным архивом протоиерей Андрей Дудин нынче уже в 20-й раз отправился крестным ходом на реку Великую, к месту обретения чудотворного образа святителя Николая

А накануне отец Андрей рассказал «Вести. Вятка» о том, как до революции вятчане встречали и провожали крестный ход и как наши земляки совершали паломничество в советские годы.

Торжество на вятке и великой

– Первое документальное упоминание о паломничестве – грамота, адресованная жителям села Шестаково Слободского района в 1546 году царём Иваном Грозным. В этом историческом источнике говорится, что «шестаковцы ездят на Великую реку и в Хлынов помолиться Николе Чудотворче», – рассказывает Андрей Дудин. – Однако нет сомнения, что ходили и раньше, начиная с XV века. Повесть о явлении иконы Николая Чудотворца рассказывает, что каждый год неотложно совершали путешествие на реку Великую со времени перенесения иконы.

Правда, ход тогда был несколько иной, чем сейчас. Икону святителя Николая провожали и встречали с хоругвями, крестами, церковными песнопениями в двух местах: на Вятке и на Великой. От Троицкого кафедрального собора (находился на месте Вечного огня, разрушен в 30-е годы) до пристани провожали, что называется, «всем миром», а затем икона отправлялась на специально приготовленной ладье или (позже) на пароходе в село Макарье. Интересно, что пароход в XIX веке по пойме реки подходил почти к самому селу. Отслужив у храма молебен, далее крестоходцы пешком направлялись в село Бобино, а икону везли на подводах. Священник во время пути читал молитвы. Икону даже заносили в дома окрестных деревень, и люди прикладывались к святыне. И так путешествовали до самого Великорецкого. А там икону встречали уже с крестным ходом. В селе совершали Божественную литургию, на источнике – молебен водосвятия. И так же торжественно образ святого угодника Божия провожали обратно в Вятку. В городе же снова торжественным крестным ходом икону встречали на Филейке. Затем проходили через Богословское кладбище и возвращались обратно в Кафедральный собор. Кстати, с открытием нового моста на Филейке современный маршрут крестного хода практически повторяет тот, которым люди ходили в древности.

Вместо крестного хода – паломничество

В советские годы крестного хода как такового не было. Паломники ходили самостоятельно, небольшими группами – примерно по пять человек, потому что групповые выходы сразу вычисляли. Икону не носили. Но каждый паломник, пробираясь через лесные чащи, нёс с собой маленький образ святителя Николая на груди. Именно тогда появилась традиция носить иконки на груди. Территория у источника и поляна на берегу Великой были огорожены, часовня разрушена. Паломники молились где придется: на полях близ села, в сосенках. В честь них и поставили крест, который сейчас стоит в Великорецком. Священники также ходили тайно и в мирской одежде, дабы не вызывать никаких подозрений.

Ходили тайком, по задворкам

Что касается воспоминаний тех людей, которые ходили в послевоенное время, их уже можно найти разве что в архивах, в литературе. Например, в книгах нашего земляка писателя Владимира Крупина «Великорецкая купель» и «Крестный ход». Те, кто ходил на Великую в 50-е и 60-е годы, уже на тот момент были людьми преклонного возраста, все они родились до революции… Возрождать крестный ход в 90-е стали те, кто ходил самостоятельно в 70-х годах двадцатого столетия. В то время гонения на паломников уже ослабили, но по-прежнему действовали кордоны, контроль и милиция. Дружины и воинствующие атеисты целенаправленно выезжали и старались не подпускать паломников к святым местам. Последних ловили, принудительно заставляли выслушивать курс атеизма. Не исключались всяческие взыскания на предприятиях.
Но вот что запомнилось из рассказов очевидцев: руководители цехов и даже заводов относились к путешествию сотрудников снисходительно и даже тайком на ушко говорили, мол, пойдешь на Великую, помолись за меня и за моих родных.

В ИТОГЕ

…В 1989 году впервые власти разрешили богослужение на реке Великой. В начале 90-х началось возрождение крестного хода, у истоков которого вместе со священником Геннадием Кочуровым стоял и отец Андрей Дудин.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Список также чудотворный!

Икона, обретенная в 1383 году, исчезла в 30-е годы прошлого столетия. И сейчас на реку Великую переносят уже список той чудотворной иконы.

Этот список с XVII века замещал обретенную икону, когда та путешествовала по России. За это время «копия» обрела благодать молитв тех людей, которые стояли перед ней, а это десятки поколений. Поэтому неправильно говорить, что этот образ недостаточно свят.

http://vyatka.ru/news/article/detail.php?ELEMENT_ID=5460

Лада Баева
Категория: Новости Вятской Епархии | Просмотров: 686 | Добавил: священник_Андрей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Block title
Календарь
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024