21 августа культурно-православный Уржум, совсем незаметно для подавляющего большинства прочих его обитателей, жил интенсивной духовной жизнью: по инициативе благочинного уржумского округа отца Андрея Лебедева в краеведческом музее вятские и местные краеведы устроили научно-практическую конференцию.
Она была приурочена к ежегодно проводимым здесь "Свято-Алексиевским дням" в честь священника Алексея Воробьева, недавно канонизированного в качестве святого новомученика. Научная конференция пока еще редкость за пределами областного центра, тем более что ее почтили своим присутствием профессиональные историки из Кирова, этнограф из Санкт-Петербурга и глубоко укорененный на Вятке представитель американской профессуры Лэрри Холмс.
Об актуальных древностях и гордыне
Неожиданно для самих участников, привычно нудноватый жанр зачитывания докладов сразу же перешел в довольно страстное обсуждение предложенных проблем; по каждому из вопросов немедленно вспыхивали дискуссии.
Каждый из участников (числом чуть более десятка) в той или иной мере владел предметом. Будь то загадки языческой древности (или "народного православия"?) в сохранившемся обряде посещения русскими и марийцами местных почитаемых водяных мельниц, именуемых "шумихами", - или же подлинные причины возведения на уржумской земле столь большого количества часовен (интересно, что одна из них, уже в наше время, была построена по инициативе верующих некоего села в честь иконы Богоматери "Умягчение злых сердец" - оттого что жители оного были зело раздражены и настроены друг против друга).
Рассказ о постепенной трансформации православного праздника "Девятой пятницы" в деревне Тюм-Тюм в уникальный "языческий" праздник марийского народа во имя укрепления рода - или же о стихийных народных выступлениях в селе Петровском Уржумского уезда против экспроприации церковных ценностей в 1923 году, после чего бунтовщикам вчинили уже настоящий красный террор. Или выступление Лэрри Холмса об усилиях местных властей по оказанию помощи эвакуированным в годы войны.
По части оппонирования особенно старался отец Сергий Шуклин, за которым, по праву его большой учености, закрепилось реноме "критической совести" Уржумского благочиния. Он, в частности, резко высказался против поспешной и необдуманной канонизации новомучеников по политическим мотивам, напомнив о требованиях Патриархии и Синода соблюдать критерии прославления в лике святых: принять смерть именно за Христа, плюс недоносительство. И что канонизация по сути есть дело не человеческое, но Божие.
В частной беседе он сетовал по этому поводу, что его прихожане, например, не хотят молиться за отца Виктора (Островидова, репрессированного НКВД, бывшего в 20-е годы епископом Уржумским). Также отец Сергий учил священничество в этом и других вопросах остерегаться гордыни, призвав больше слушать простых православных мирян. Удивительно, сколь терпеливо и кротко благочинный внимал дерзким речам своего подчиненного.
Творцы мифологии
Радует, как много энтузистов и подлинных знатоков своего дела работает в области уржумского краеведения - светского и православного. Которое, похоже, обещает стать краеугольным камнем формирующейся вятской "национальной идеи": как Россия в мире позиционирует себя суверенной демократией на свой аршин, так и Вятка закукливается внутри страны в своей особой самобытности и "духовности".
Институт краеведения, который вскоре откроется при библиотеке Герцена, тому подтверждение. При том что даже на областном уровне это знание практически не выходит за пределы узкого круга пассионариев, "внутрикорпоративные" собрания краеведов не прирастают интересующейся публикой и практически не находят понимания у молодых, космополитически настроенных образованцев.
Теперь, правда, местные краеведы всерьез вдохновились идеей Никиты Белых сделать Вятку одной из четырех мекк российского "внутреннего туризма". И как бы появляется надежда, что их кропотливо собираемое знание в перспективе может стать менее эзотеричным, а вятские были, мифы и легенды послужат благородному делу привлечения праздных туристов на здешнюю землю.