ишь два русских монарха удостоились в западной историографии (благосклонно воспринятой и в России) титулов "Великих": Петр I и Екатерина II. Оставляя сейчас в стороне их сходства и различия в действительных достоинствах, послуживших такому величанию, обратимся к одному общему признаку, которых, несомненно, доставил им величия в глазах "прогрессивных историков": гонения на Церковь.
В этом деле Екатерина II была вполне "великой" последовательницей того, кто отменил патриаршество и укорял монахов в безделии («А что говорят молятся, то и все молятся... Какая прибыль обществу от сего?.. бегут от податей да от лености дабы даром хлеб есть»). Так оба наших "великих" самодержца, с одной стороны, расширяли пределы могущественной Империи, с другой, – духовно ослабляли ее, перенимая западные апостасийные идеи. Екатерина как "прогрессивная правительница не только вела переписку с Вольтером и другими французскими "просвещенцами", но и устроила настоящее гонение на Церковь: указом "О штатных и заштатных монастырях" в 1764 г. было закрыто более половины монастырей.
Последствия этого гонения на Церковь при Екатерине II отметил Пушкин в "Заметках по русской истории ХVIII века": «Екатерина явно гнала духовенство, жертвуя тем своему неограниченному властолюбию и угождая духу времени… Лишив его [духовенство] независимого состояния и ограничив монастырские доходы, она нанесла сильный удар по просвещению народному», поскольку семинарии (которые зависели от монастырей, а не от епископов) «пришли в совершенный упадок… Многие деревни нуждаются в священниках. Бедность и невежество этих людей, необходимых в государстве, их унижает и отнимает у них самую возможность заниматься важною своею должностию». Церковь попадает в унизительную зависимость от государственной власти.
Вследствие этого в русском богословии усилилось католическое и протестантское влияние, возникает разрыв между богословскими науками и церковной святоотеческой традицией, духовенство становится малообразованным и униженным сословием. Значительная часть дворянства и ученых-гуманитариев отходит от церковной традиции в сторону гуманизма, деизма, масонства.
Масонство, впущенное в Россию Петром, расцвело при Екатерине пышным цветом, принадлежность к ложам становилась показателем образованности в среде российской знати. В своем подражательстве Западу дворянство даже вскоре перешло на французский язык, оставив русский "простонародью". В то же время оно, освобожденное в 1762 г. от обязательной государственной службы, потеряло свое единственное оправдание господствовать над крепостным крестьянством. Это внесло раскол в общество и незаживающую рану в русское самосознание, часто побуждая даже совестливых дворян (таких, как А.Н. Радищев) доходить до просвещенческого антимонархического бунтарства.
http://uni-vyatka.prihod.ru/obyavleniya/guid/4874 |