Воскресенье, 28.04.2024
Вятская Переправа
Меню сайта
Категории раздела
Летопись православия в Уржуме [23]
Общая [128]
Сюда выкладываем материал в названии которого указываем необходимую категорию.
Паломничество [5]
Наш опрос
Как Вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 336
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Декабрь » 29 » святитель Филарет против язычества у чимбулата
22:43
святитель Филарет против язычества у чимбулата
Марийцы хотя и признали за собой власть русского государства, но христианской религии не принимали, а поклонялись, как и прежде, одухотворяемым ими силам природы: солнцу, ветру, воде, лесу, камню.

Особым поклонением, наравне с силами природы, у них пользовался легендарный герой марийского народа Чимбулат, могила которого указывалась на берегу реки Немды в Колянурской волости. Свои моления и жертвоприношения богам марийцы периодически устраивали в лесах, а раз в год, весной — на могиле Чимбулата. Миссионеры доносили в 1830 году (а по данным марийских историков, в 1828 году) митрополиту, что местные жители упорно не хотят принимать христианство, так как верят в своего легендарного богатыря Чимбулата и ждут, что он встанет из могилы и защитит их от назойливости попов, притеснений царских чиновников.

По жалобе этих миссионеров московский митрополит Филарет и министр внутренних дел царского правительства дали секретное указание вятскому губернатору — «распорядиться немедленным разрушением камня, находящегося в Колянурской волости и боготворимого марийцами под именем могилы Чимбулата» (1964 г. «Знамя Ильича» Пижанский район, статья краеведа-любителя П. Головина).

В библиотеке МарНИИ есть книга С. К. Кузнецова «Поездка к древней черемисской святыне, известной со времен Олеария», изданная в 1905 году. Автор очень подробно излагает о верованиях марийцев к Лемде Курык Кугуза (Чимбулат). Далее ученый-краевед С. К. Кузнецов рассказывает о встрече со стариком, 73-летним Никитой Афанасьевым, очевидцем и участником взрыва Чимбулат-камня. Вот что поведал ученому старожил:
«Собрали нас, здоровых мужиков, около сотни. Кто с топором, кто с ломом. Вокруг нас — вооруженные
исправники на лошадях. К вечеру у подножья каменной горы еле-еле выкопали 3 ямы шириной в
сажень и глубиной в 2 сажени. В каждую вложили бочку с порохом весом в пуд. Зажгли свечи, вход
закрыли камнями, через некоторое время так громыхнуло, что земля под нами зашаталась.
Кругом — дым, пыль. А когда все затихло, увидели: тот самый камень — утес, где марийцы молились,
раскололся на несколько глыб величиной с деревенскую избу. Зачем надо было взрывать такую
красоту природы? Ведь марийцы вреда не делали своим молением, верой».

А виновниками уничтожения этого народного памятника были миссионер Покровский, Котельничский и Уржумский исправник Поздняков и Давлет-Кильдеев. Действовали по указанию митрополита Филарета. Сначала уничтожили мост через Немду, а потом в 1828 году взорвали святилище Чимбулата. Этим они хотели показать, что ни мост (говорили, по нему Чимбулат проезжает, поэтому мост святой), ни камень не таят в себе сверхъестественной святой силы.

Такова эта история. Теперь уж никто не увидит тот камень — площадку жертвоприношения высотой 7 саженей и шириной 11 саженей (сажень — 2,13 метра), аккуратную каменную лестницу, ведущую к нему. Но люди ходят и, напорное, просят, чтоб богатырь и заступник Чимбулат проснулся и помог своему народу возродиться и окрепнуть, сохранить величие родной земли.

Существует два варианта легенды о Чимбулате.
Один записан Н. Телешовым в 1919 году со слов марийских старожилов («Избранные сочинения» т. II, Москва, 1956 год). Согласно этой легенде Чимбулата напрасно вызывали из могилы и прогневали ребятишки.
Второй вариант легенды описан в книге Кима Васина («Сабля Атамана» в рассказе «Чимбулат могучий», М., 1964 г.). Согласно второму варианту, нашелся предатель среди марийского народа и за деньги зря вызвал богатыря из могилы, лишив тем самым марийцев покровительства своего защитника.

На берегу реки Немды до начала 80-х годов стояла деревня с одноименным названием Чимбулат. Каждый житель знал лесную тропу к чудо-камню, учащиеся Колянурской школы ходили в походы на могилу Чимбулата, посещали ее и многочисленные туристы. Сейчас деревни уже нет, тропа едва заметна, камни затянуло зеленым мхом. Но марийцы, как могут, сохраняют святое для них место, ставят вешки, огораживают жердочками. Верили и верят, что поможет Чимбулат, даст людям силы пережить лихую годину, обрести былое величие России.
http://letopisi.ru/index.php/Живой_камень%2C_легенда_(Советский_район%2C_Кировская_область)

Категория: Общая | Просмотров: 1266 | Добавил: священник_Андрей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Block title
Календарь
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024