ряшены - проживающий в основном в Татарстане и исповедующий православие тюркоязычный народ. Последнее обстоятельство позволяет большинству татарских исследователей причислять кряшен к татарам, однако кряшенские общественные деятели настаивают, что кряшены являются самостоятельным этносом. Об особенностях самосознания кряшен и роли, которую играет в этом православие, в интервью корреспонденту портала "Интерфакс-Религия" Яне Амелиной рассказывает их духовный лидер протоиерей Павел Павлов. - Сколько храмов, служба в которых проходит на церковнокряшенском, действуют в Татарстане сейчас, и сколько их было до революции? - По данным на 1925 год, у кряшен было более пятидесяти храмов и два монастыря - женский и мужской. Женский находился в селе Нырты Мамадышского района, и от его здания практически ничего не осталось. Мужской располагался в селе Некратово Лаишевского района, которое не сохранилось до сегодняшнего дня. Богослужения в них велись на церковнокряшенском, братия состояла из кряшен. Сегодня у нас с этим поскромнее - монастырей пока вообще нет, хотя необходимость в них присутствует, ну а храмы - это смотря как подходить к этому вопросу. Они могут быть в кряшенском населенном пункте, но служба при этом отправляться на церковнославянском. Взять, например, село Кушай Нижнекамского района - храм есть, но батюшка не знает кряшенского языка. Или Федотовка Лениногорского района... По моим подсчетам, на весь Татарстан у нас пять храмов, в которых служба идет на кряшенском: помимо казанской Тихвинской церкви, в Кряш-Серде Пестречинского района, в Большой Чуре Кукморского района, в селе Большие Аты Нижнекамского района и в Мелекесе Челнинского района. В Башкортостане, говорят, тоже действует кряшенский храм, есть он и в Челябинской области, где живут нагайбаки. подробнее http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=286 |