Пятница, 17.05.2024
Вятская Переправа
Меню сайта
Категории раздела
Летопись православия в Уржуме [23]
Общая [128]
Сюда выкладываем материал в названии которого указываем необходимую категорию.
Паломничество [5]
Наш опрос
Как Вы узнали об этом сайте?
Всего ответов: 336
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Сентябрь » 23 » Б.Кнорре, Е.Константинова. Марийская народная вера и борьба за национальные интересы в последнее 10-летие.
20:57
Б.Кнорре, Е.Константинова. Марийская народная вера и борьба за национальные интересы в последнее 10-летие.
http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2793

Краткая предыстория: общественные инициативы 90-х годов прошлого столетия

История возрождения религиозных национальных традиций народа мари неразрывно связана с возрождением национального самосознания, национальной культуры в целом. Поэтому, говоря о марийской народной вере, нельзя не сказать и о марийской культуре, невозможно проигнорировать основные вехи непростой истории общественно-политических отношений в Марий-Эл, что и определило название настоящей статьи.

В 90-е годы отношения с властями строились более-менее бесконфликтно. Первый, избранный в 1991 г., президент республики Владислав Зотин, несмотря на то, что был православным горномарийцем, из патриотических побуждений поддерживал как православие, так и марийское язычество, как в целом давал ход общественным инициативам культурно-национального возрождения. Он способствовал развитию национального театра им. М. Шкетана и национальной библиотеки С. Чавайна. Следующий президент Вячеслав Кислицын позволил придать марийской народной вере официальный статус "традиционной религии", и оказывал языческим мероприятиям организационную и материальную поддержку. Более того, при инаугурации взял "благословение" у православного священника и у языческого жреца [1].

В целом в 90-е годы лидерам национального возрождения мари удалось достичь успехов на общественно-политическом поле. Общественное движение получило организованные формы.Была создана Межрегиональная общественная организация "Марий ушем" (Союз мари), ориентированная на культурно-этническую консолидацию народа мари, и молодежная организация "У вий", образовалась отдельная общественная группа "Кугезе мланде" и даже была воссоздана "Кугу сорта" (большая свеча) в качестве ответвления в рамках марийской народной религии. В 1992 году возобновилось проведение Всемарийских съездов (или "Съездов марийского народа" - "Марий калык погын", первые два прошли в 1917 и 1918 гг.). На III Всемарийском съезде, проведшем в 1992 году в Йошкар-Оле был учрежден "Марий Мер Каҥаш" (Всемарийский совет), исполнительный орган для реализации решений Всемарийских съездов[2]. Также в рамках национального возрождения начали создаваться локальные культурные центры, в частности, в 1998 г. начал действоватьЦентр-музей им. Валентина Колумба (марийского национального поэта), созданный литератором, переводчиком Владимиром Козловым (Лайдом Шемйэром).

Деятельность этих организаций оказалась изначально направлена на развитие марийской национальной культуры, развитие этнического искусства. Основной акцент был сделан на актуализацию марийского языка, расширение сфер его употребления в политической и общественной жизни мари. Так, на учредительном съезде в Йошкар-Оле (1990) объединение "Марий ушем" предложило Верховному Совету составить и утвердить перечень должностей, для занятия которых необходимо знать марийский язык. Первый президент Марий-Эл Владислав Зотин поддержал начало издания марийскоязычной периодики, в частности, молодежной газеты "Кугарня", журнала "У сем" [3].

Деятельность региональных отделений "Марий ушем" способствовала возрождению марийской культуры в местах массового проживания мари. Например, удалось добиться введения преподавания марийского языка и родной литературы в ряде школ Кировской и Пермской областей, открыть марийские культурные общественныецентры в Нижегородской и Кировской областях, организоватькрупные языческие моления. По решению "Марий ушем", с 1990 года стали проводиться День национального героя (26 апреля) и День марийской письменности (10 декабря). Структуры "Марий ушем", образованные в городах и разных регионах так или иначе повлияли на образ жизни всей марийской диаспоры, насчитывающей в междуречье Вятки и Камы около 35 тысяч человек. Своей активной работой организация "Марий ушем" возродила многие национальные традиции. В Татарстане и Удмуртии при поддержке правительств этих республик ежегодно проводится марийский праздник "Семык" [4].Марий ушем также стала заступаться за марийцев в случае, если местная администрация в местах компактного проживания марийцев тех или иных регионов препятствовала проводить марийские религиозные праздники. Более 10 отделений "Марий ушем" образовались в разных регионах России, компетенция "Марий ушем" вышла далеко за рамки границ Республики Марий-Эл.

Изменение политики в начале 2000-х

Сложнее ситуация оказалась, когда в должность президента вступил член ЛДПР Леонид Маркелов. С одной стороны, при нем за марийской верой был закреплен статус традиционной религии: верховный жрец Александр Таныгин был включен в состав Совета по взаимодействию с религиозными организациями наряду спредставителями православия и мусульманства, а вместо "Ошмарий-Чимарий" [5] была образована централизованная организация, объединившая марийских картов и языческие общины, - "Марийская традиционная вера" (МТР).По словамспециалиста по связям с религиозными организациями в Администрации Президента Марий-Эл Валентины Кутасовой, из уважения к религиозным традициям мари, власти пошли на встречу просьбам лидеров МТР и стали избегать наименования "языческая" по отношению к народной вере мари [6].

С другой стороны, 2000-е оказались сложным периодом для общественных организаций и движений, отстаивающих принципы национального возрождения. Попытки лидеров национального возрождения поставить в приоритетное положение марийскую народную культуру и традиции мари не нашли поддержки в правительстве РМЭ.

В 2002 г. государственные чиновники высказались за понижение позиций марийского языка в РМЭ. Было объявлено, что марийский язык будет изучаться в марийских школах добровольно. По словам лидера национального возрождения Владимира Козлова, была "прекращена работа орфографической и терминологической комиссий по марийскому языку при правительстве РМЭ, на марийском языке практически перестали выходить книги, с 2001 года в республикеневозможно стало печататься газетам, выражающим иное, чем правительственное, мнение" [7]. Появилась угроза закрытия Марийского национального театра им. М. Шкетана [8]. Один из активистов Марий ушем Владимир Козлов указывал также на некорректную кадровую политику правительства РМЭ, по его словам, из руководящего состава Республики в 2000-е было уволено большое число марийцев [9]. Кроме того, у лидеров национального возрождения вызывали удивление бездействия местных органов МВД при участившихся случаях нападений на оппозиционных журналистов [10].

Не все участники Съездов народа мари готовы были согласиться с критикой правительства, стараясь со своей стороны ее оправдывать.Например, министр образования Республики Марий-Эл Г.Н. Швецова на VII Всемарийском съезде в 2004 году утверждала, что причина языковой проблемы не в политике правительства, а в недостатке национального самосознания у коренного населения Марий-Эл, в "незаинтересованности самих родителей в изучении марийского языка" [11]. Министерство образования не оставляло усилий, чтобы сохранить язык. По данным Галины Швецовой, на март 2004 года министерством было издано 23 учебника марийского языка и литературы, были также созданы кабинеты марийского языка, организованы конкурсы, олимпиады. Соответствующие позиции специалистами научно-методических служб Марий-Эл были даже введены в список предметов ЕГЭ [12]. Министр культуры, печати и по делам национальностей РМЭ Михаил Васютин также говорил о заинтересованности правительственных структур в сотрудничестве с марийскими общественными организациями, отмечая, чтотакое сотрудничество совершенно необходимо.

Однако объективным оставалось нежелание правительства поддерживать малокомплектные марийские школы, которые предпочитали закрывать, укрупнять, реструктурировать. Сам президент Марий-Эл продемонстрировал свое отношение к марийскому языку, когда в программе "Момент истины" на телеканале ТВЦ 19 июня 2005 года заявил, что "национальный язык может развиваться лишь в деревне, т.к. в городе он не выдерживает конкуренции…" [13].

Оппозиция: политическое и религиозное измерение

Напряженные отношения между правительством и национальными организациями "Марий ушем", "Марий мер кангаш" возникли еще с конца 2000 года, когда на президентских выборах "Марий ушем" выступило на стороне оппонента Леонида Маркелова. В дальнейшем представители "Марий ушем" обвинялиправительство в отсутствии должного внимания кнасущным национальным вопросам. Вфеврале 2002 года состоялся митинг в защиту марийской культуры, причем впервые за последние 80 лет[14]. В апреле того же года состоялся внеочереднойVI съезд марийского народа, где было заявлено о выражении недоверия действующему президенту[15]. Полемика о путях развития национального возрождения развернулась на VII Всемарийском съезде, состоявшемся 27 марта 2004 года, на котором наибольшую поддержку среди его участников получили представители "Марий ушем". На этом же съезде был переизбран состав Всемарийского совета "Мер Канаш", основными членами которого стали "мариушемовцы", а на пост председателя "Мер Канаш" - "Оньыжи" [16] был избран один из лидеров "Марий ушем", известный литературовед, публицист, член Консультативного Комитета финно-угорских народов, редактор международной финно-угорской газеты "Kudo-Kodu" Лайд Шемйэр (Владимир Козлов), являющийся создателем и бессменным директором Центра-музея им. Валентина Колумба (национального марийского поэта). Заметим, что с момента своего создания в 1998 году Центр-музей специализировался на издании книг по марийской народной культуре и религиозной истории, результатом его работы, в частности, стало издание 4 томов собраний сочинений Валентина Колумба и сборника Съездов марийского народа. Лайд Шемйэр способствовал налаживанию тесных контактов с региональными отделениями Марий ушем в соседних с Марий- Эл субъектах федерации, старался обеспечивать обмен и снабжение книгами по марийской тематике города и села за пределами Марий Эл, в местах массового проживания марийской диаспоры.

Будучи избран на пост председателя "Мер Канаш", Лайд Шемйэр принципиально усилил информационную политику "Мер Канаш" и"Марий ушем", стал выступать на конгрессах разного уровня с критикой действий, проводимых правительством Марий Эл, в частности, на IV Всемирном конгрессе финно-угорских народов в Таллине[17]. А в сентябре 2004 года Оньыжа написал открытое письмо Президенту РФ Владимиру Путину с жалобой на притеснения и неуважительное отношение к национальным интересам марийцев со стороны правительства Марий-Эл. В том же 2004, а затем и в 2005 годах были проведены внеочередные чрезвычайные съезды, на которых[18] Всемарийский Совет во главе с В.Козловым обвинили органы власти и президента Маркелова в нежелании поддерживать национальную политику, а также в разжигании национальной розни. В резолюцияхсъездов было высказано обращение к правительству с требованием "отказаться от деструктивной позиции, немедленно перейти к созданию позитивных перемен, урегулированию вопросов, связанных с нарушением прав человека и демократии, серьезнейшим образом пересмотреть своё отношение к национальным вопросам, отказаться от политики преследования, унижения и оскорбления людей за их убеждения"[19].

В начале 2005 года на жизнь Владимира Козлова было совершено покушение, однако правоохранительные органы так и не нашли преступников, оставив не доведенное до конца дело.

В конце февраля – марте 2005 года председателю "Мер Канаш" удалось привлечь внимание к ситуации в Марий-Эл ученых, журналистов и широкого круга общественности из 15 стран Европы и Америки. Группа эстонских, американских, финских и венгерских политиков и деятелей науки и искусства выступила с обращением к мировому сообществу "В защиту марийского народа" [20]. В итоге в мае 2005 года Европарламент издал резолюцию "о нарушении прав человека и демократии в Республике Марий Эл" [21].

Мид России опроверг заявление Европарламента, Госдума выступила с заявлением, где приводилось опровержение части фактов, указанных в резолюции Европарламента [22]. Недоумение высказали и депутаты Марий Эл, но также и некоторые национальные лидеры, в частности, верховный карт А.И. Таныгин. Но все же политика республиканских властей в Марий Эл стала меняться в сторону смягчения к национальной оппозиции [23].

Не все умеренные марийцы согласились с тактикой "Марий ушем" и ее концепцией касательно взаимоотношений с властью. Более того, обострение ситуации не в пользу марийского возрождения внесло появление брошюры одного из активистов "Марий ушем" карта Виталия Танакова "Жрец говорит" ("Онаенг уйла"), в которой жрец противопоставил марийский народ другим: "марийцы - единственный народ в мире, которые прошли все этапы развития цивилизации, вбирая всё новое лучшее, и при всех режимах, этапах, эпохах, как бы тяжело не было, не растеряли свою самобытность, мировоззрение, философию, религию, язык, культуру" [24].В книге также оказалась противопоставлена марийская вера практически всем остальным мировым религиям, оценив механизм их воздействия на людей как практику деструктивных религиозных культов, задача которых "подавление личности, нагнетание страха, покорности, смирения людей для правящей элиты…". В мистико-теософских тонах автор также противопоставилмарийскую родовую форму самоорганизации всей глобальной системе управления мировой цивилизации, осуществляемой, по его словам, руками неких "знахарей Юзо", "использующих силу Осал шÿлыш – Демонизма" [25]. С поддержкой "мафии-Юзо" карт связал экономико-нефтяной подъем России, заявив, что такое положение вещей созвучно "эпохе Водолея", что "Россия стоит у критической черты, за которой – распад и исчезновение государства" [26].

В 2006 году против Виталия Танакова было заведено уголовное дело, ему было предъявлено обвинение в "публичных действиях, направленных на возбуждение ненависти и вражды, а также унижение достоинства группы лиц по признакам национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе" (ст. 282. ч.1 УК РФ), тяжба продолжалась с переменным успехом несколько лет, в результате чего книга была признана экстремистской, в Танаков – виновным в ее авторстве, несмотря на символический приговор – отработать 120 часов в пользу государства.

Данный инцидент способствовал определенному разделению между самими ревнителями национального возрождения. В комментариях по поводу этой брошюры один из комментаторов, болеющих за марийскую культуру и веру написал, что труд Танакова "подорвал возможность проявления в широкие слои общественности нормальной вменяемой концепции религии и спровоцировал резкий негатив на нее… обоснованный негатив", зарубив очень серьезные возможности для выхода марийского духовного наследия в широкое поле зрения. "А ведь убери лишнее. Оставь суть веры – и такое важно полезное дело можно было бы сделать!!", - отмечает комментатор [27].

За распространение этой брошюры было возбужденоуголовное дело и на председателя общественной организации "Мари ушем" Нину Максимову, а руководителю Управления Росрегистрации по Марий Эл было направлено представление, в котором ставился на вид "недостаточно высокий уровень контроля за деятельностью общественных организаций, … пропагандирующих идеи экстремистской направленности" [28]. Это явилось достаточным поводом к тому, что правительство попыталось вообще закрыть "Марий ушем", против существования которой и ранее высказывались отдельные политические деятели РМЭ.В итоге были проведены проверки деятельности указанных общественных организаций, среди которых была организация "Марий ушем"...8 ноября 2006 года Йошкар-Олинский городской суд удовлетворил иск [29]: суть претензий заключалась в том, что "Марий ушем" "не представляет отчетов, свидетельствующих о продолжении деятельности", а значит, "прекратила свое существование в качестве юридического лица". Организации также ставилось в вину, что она не известила Росрегистрацию о смене руководства". "Марий ушем", однако, удалось обжаловать решение о ликвидации, сославшись на то, что суд не рассмотрел всех обстоятельств и что организация в действительности продолжает функционировать. 6 февраля 2007 года Йошкар-Олинский суд отклонил иск Росрегистрации [30]. С Максимовой также было снято обвинение в связи с отсутствием состава преступления [31].

Национально-политический консенсус за вычетом сакрального

Итогом развития этих сложных и неоднозначных взаимоотношений между общественными организациями и правительственными структурами можно считать VIII Съезд марийского народа, прошедший в 2008 году, основным направлением которого стала выработка политики компромисса между правительственными структурами и национальными общественными организациями.

7 декабря 2007 года Председатель Всемарийского Совета В.Н. Козлов обратился к президенту Маркелову с просьбой об организационном и финансовом содействии в подготовке и проведении VIII Всемарийского съезда. Леонид Маркелов откликнулся на просьбу Козлова, но весьма своеобразным образом, решил использовать приглашение к участию в своих интересах. Он решил взять инициативу подготовки и проведения Всемарийского съезда в свои руки. В декабре 2007 года он лично подписал распоряжение о подготовке и проведении мероприятия, подействовал на формирование его оргкомитета. Председателем оргкомитета был назначен заместитель Главы правительства, министр культуры, печати и по делам национальности Михаил Васютин (тогда как раньше председателем оргкомитета всегда были Оньыжа [32]). Более половины членов оргкомитета съезда оказались чиновники, обеспечивающие "проведение президентской "линии" во время съезда" [33].

В качестве ключевой идеи дальнейшего развития национального общественного движения марийского народа съезд поставилзадачу консолидации всего марийского сообщества, общественных организаций, органов местного самоуправления и государственной власти. Если в резолюциях чрезвычайных съездов 2004-2005 гг. звучит резкая критика президента Маркелова и его национальной политики, то в 2008 году в резолюции съезда, напротив, подчеркивается ведущая роль правительства в содействии развитию национальной культуры. На съезде еще раз были названы основные направления национальной политики Марий Эл: языковая политика, информационная политика (издательство и СМИ), образование, возрождение культурных традиций и др [34]. Вместе с тем, в резолюции съезда сказано, что работа в этих направлениях должна строитьсяименно в сотрудничестве сил правительства и Марий ушем, что свидетельствуетоб изменении политики Всемарийского совета и Марий ушем по отношению к органам власти [35]. Кроме того, немного изменилась идейная линия части лидеров национального возрождения. Для "умеренного крыла" вопрос политики национальной идентификации приобрел несколько новое звучание в контексте осознания реалий глобализации. В качестве фактора размывания национальных традиций стали в первую очередь рассматривать влияние глобализующегося мира, а не политику российских властей. В контексте глобализма умеренно настроенные лидеры национального возрождения стали говорить, что тесная связь с Россией, как страной, осознающей опасности глобализма, поможет воспрепятствовать размыванию национальной культуры.

В ходе работы съезда, однако, прозвучала критика в адрес предыдущих 4 лет существования Марий ушем и Всемарийского Совета, ведь рекомендованные в 2004 году меры по регистрации и ведению дел Совета - о необходимости выработки 5 национальных программ [36] – не были выполнены. Это дополнительно было сделано в качестве основания выдвижения на пост Оньыжи представителя центристского лагеря- Яковлевой Ларисы Николаевны[37], депутата Государственной Думы Российской Федерации, мари по национальности. Она и была избрана. В противовес оппозиционной политике Козлова В.Н., в программе Яковлевой прозвучал тезис о придании Мер Канаш (Всемарийского Совета) статуса совещательного органа при правительстве Мари Эл[38], что, возможно, и позволит выстроить более продуктивное взаимодействие между правительством и общественными организациями Марий ушем и Мер Канаш.

Однако не все оказалось так просто. Яковлева, вступая на пост председателя Мер Канаш, столкнулась лицом к лицу с неразрешимой проблемой из области марийской религиозной сакральности– с неправомерностью в глазах марийского религиозного сознания принятия титула Оньыжи (в переводе – "князя"). Дело в том, что титул Оньыжи" в древности носили наиболее уважаемые племенные вожди марийцев", считалось, что Оньыжа "направляет и защищает свой народ". Однако титул Оньыжа всегда носили только мужчины, "князей – женщин у марийцев не бывало" [39]. К этому факту еще во время выборов апеллировал кандидат А.Н. Смирнов, настаивая на невозможности для женщины быть главой народа мари". А делегат из Башкортостана Михаил Илтубаевич Илтубаев настаивал на противоположном – он предлагал"забыть" слово "оньыжа" и вместо этого употреблять всем понятное "Председатель Всемарийского Совета" [40]. В итоге Яковлева отказалась от статуса "Оньыжа", тем самым не решившись принять на себя столь сакральный и священный для мари титул. В итоге Оньыжой остался В.Н. Козлов, многие ревнители национального возрождения продолжают считать его духовным лидером.Такое восприятие есть, по крайней мере, в местах расселения диаспоры, в особенности в Кировской области, в Малмыжском, Уржумском районах. В беседах с местными жителями довольно часто приходится слышать такую точку зрения. "Я с полным уважением отношусь к избранной в качестве нового председателя Всемарийского совета Л. Яковлевой, однако же Владимир Козлов все-таки был ближе к народу, чувствовалось, что он воспринимал беды и тревоги марийцев ближе к сердцу, он более доступный, с ним легче было найти непосредственный язык", - отмечает активист национального движения, жительница деревни Сатнур Малмыжского района Кировской области Тамара Курочкина.

Иерархизация марийской веры и кодификация устных традиций

Инцидент с брошюрой Виталия Танакова привел к тому, что жрецотмежевался от Марийской традиционной религии (МТР), возглавляемой верховным картом Александром Таныгиным. Марийское язычество разделилось на МТР и "партию" Танакова, и те и другие стали проводить свои обряды отдельно. Даже во время общественных общемарийских молений, которые проходят недалеко от Йошкар-Олы, они молятся в разных рощах. Танаков в большей степени близок к активистам из Марий ушем, а Александр Таныгин – к центристски настроенным лидерам национального возрождения. Интересно, что "мариушемовцы" тем не менее, достаточно открыты, а МТР оказалась достаточно централизованной, иерархизированной организацией, в которую входит около 100 марийских картов не только из Марий-Эл, но и из других регионов, где есть места тесного проживания марийской диаспоры и священные рощи.

Не исключено, что социально-политические конфликты усилили закрытый характер бытования марийского язычества и, возможно, способствовали тому, что оно в нынешнем виде представляет вполне иерархизированную систему. Заметим, что координация между общинами, и картами достаточно сильная – например, "внешнему человеку", если он желает получить аудиенцию у кого-либо из марийских картов, такая встреча невозможна без согласия верховного карта Александра Таныгина.

Однако, что касается совершения обрядов, то в отличие от жесткой унификации, свойственной для христианского богослужения и догматики, марийская иерархичность в настоящий момент не предполагает обязательной подгонки богослужений под какой-либо образец. Так, верховный марийский карт, присутствуя на праздниках, не диктует жестких правил, не попрекает, а только рекомендует, как нужно праздновать. "В каждой роще своя традиция, и только ее молящиеся решают, как молиться. Они могут послушать совета, а могут делать и по своему, и никто не должен вмешиваться и настаивать на изменении традиционных установлений" [41].

Возможно, что появление иерархического принципа координации общин марийской народной веры является следствием христианского социально-политического влияния. Представляется, что установление централизованной координации общин во главе с верховным картом является не только необходимой социальной консолидацией в условиях централизованного государства, но и следствием опыта теснейшего соприкосновения и сосуществования с иерархизированной религией, каковой является христианство (в российском случае - православие). Похоже, что иерархизация является и элементом современного двоеверия. Тем более это не случайно, учитывая, что само совершение жертв у мари-двоеверов сегодня может обосновываться даже ссылкой на Библию, то есть как восстановление ветхозаветных обрядов, "когда израильский народ приносил животных в жертву, как отмечает, например, активист религиозного марийского возрождения из дер. Тюм-Тюм Эмиля Петрова [42].

Собственно и марийская теология сама по себе не стоит на месте. Лидеры национального религиозного возрождения формируют разного рода концепции троичности (выделяя тех или иных богов наподобие лиц христианской Троицы). Собственно само по себе представления Светлого Великого Бога в трех лицах (Судьбоносца, Судьи и Хранителя) [43] может указывать на аллюзию с образом христианской Троицы, однако, в содержании не имеет ничего общего.

На молениях в священных рощах "кюсото" очень часто "участвуют" православные иконы. Они ставятся на деревья, посвященные богу, к которому бывает обращена молитва, иконы торжественно вносят и выносят из священных рощ, не говоря уже о том, что эти иконы присутствуют в марийских домах. Хотя в Марий-Эл стараются при совершении обрядов уменьшить православную атрибутику, во многих областях (кроме Башкирии) иконы продолжают быть обязательным элементом марийских обрядов" [44].

В подтверждение тенденции иерархизации марийской веры говорит и кодификация народной религиозной традиции в виде священных текстов, катехизисов, "заветов", сборников. В сознании народа существует представление о Священном Писании, то есть о книге, где "все записано". В этой связи вдвойне не случайным представляется попытка создания письменных сводов, марийской веры силами самих ее представителей в последнее 20-летие: появление общих сборников молитв, вероучительных книг (например, Попов Н.С., Таныгин А.И. "Юмын йÿла" ("Основы традиционной марийской религии") (Йошкар-Ола, 2003), "Марий Сынунь" под ред. С.С. Новикова (Йошкар-Ола, 2005) и других). Речь, по сути, идет о переводе той народной традиции, которая сохранилась к сегодняшнему дню в устной форме, в письменную, что являетсяважнейшим этапом в жизни многих самобытных религиозных традиций, особенном при изменении ареала их влияния.

Борис Кнорре - доцент кафедры истории философии
факультета философии ГУ-ВШЭ

Елена Константинова - методист АНО "Центр тьюторства и социально-образовательных технологий"

Просмотров: 1325 | Добавил: священник_Андрей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Block title
Календарь
«  Сентябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024